Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 9 июня 2012 г. N 20/12-Р3
Резолютивная часть решения оглашена 6 июня 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 9 июня 2012 года
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_>
рассмотрев дело N 20/12-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы стимулирующего мероприятия - "АКЦИЯ! ДЕНЬГИ В ПОДАРОК!" на рекламном баннере, установленном в г. Смоленске, проспект Гагарина, на стене пристройки дома N 4 у входа в ювелирный магазин "Аура", установила:
В результате осуществления полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе должностными лицами Смоленского УФАС России 25.04.2012 было выявлено, что в г. Смоленске, проспект Гагарина, на стене пристройки дома N 4 у входа в ювелирный магазин "Аура" установлен рекламный баннер, с информацией следующего содержания:
"АКЦИЯ!
ДЕНЬГИ В ПОДАРОК!".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"): "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются в ювелирном магазине "Аура", способствует их продвижению на рынке, в том числе путем проведения стимулирующего мероприятия: "АКЦИЯ! ДЕНЬГИ В ПОДАРОК!".
Согласно Положению о рекламной акции "Деньги в подарок" от 28.03.2012, представленному 24.05.2012 в Смоленское УФАС России индивидуальным предпринимателем Поликарповой С.В., установлены следующие правила проведения стимулирующего мероприятия: "Акция! Деньги в подарок!": "При покупке товаров в ювелирном магазине "Аура" за каждую, потраченную одну тысячу рублей, покупателю выдается купон на сто рублей. Количество купонов рассчитывается исходя из общей суммы одного чека. Купоны, выданные в период с 1 апреля по 15 мая 2012 года, принимаются к оплате в период с 1 апреля по 31 мая 2012 года. С помощью купонов может быть оплачено не более 10% от полной стоимости товаров в чеке, оставшаяся стоимость покупки может быть оплачена в обычном режиме: наличными или по банковской карте. Купоны принимаются строго по номиналу сто рублей. На купоне отмечены сроки его использования, и ранее или позднее указанных сроков купон использовать нельзя. Купон не может быть использован для получения наличных денежных средств из кассы ювелирного магазина "Аура". В случае утраты купона (в том числе хищения) купон не может быть восстановлен, денежные средства не могут быть возвращены клиенту". Организатором стимулирующего мероприятия: "Акция! Деньги в подарок!" является индивидуальный предприниматель Поликарпова С.В.
Так как в тексте распространяемой рекламы указана информация о проведении стимулирующего мероприятия: "Акция! Деньги в подарок!", то содержание размещаемой рекламы должно соответствовать требованиям статьи 9 Закона "О рекламе", согласно которой: "В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения".
Информация об организаторе стимулирующего мероприятия необходима как сведения о лице, которое несет ответственность перед участниками мероприятия за исполнение своих обязательств. Непредставление информации о сроках и всех правилах проводимого стимулирующего мероприятия ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои возможности участия в стимулирующем мероприятии. Кроме того, указание определенного числа призов в стимулирующем мероприятии служит гарантией того, что не менее заявленного количества их можно будет потребовать от организатора в случае возникновения равноправных претендентов на их получение, поэтому статьей 9 Закона "О рекламе" прямо предусмотрено обеспечение потребителей рекламы информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
Отсутствие информации о сроках проведения стимулирующего мероприятия: "Акция! Деньги в подарок!", сведений об источнике информации об организаторе мероприятия и о всех правилах его проведения является нарушением статьи 9 Закона "О рекламе".
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В размещаемой рекламе отсутствует часть существенной информации о сроках проведения стимулирующего мероприятия: "Акция! Деньги в подарок!", сведения о том, что при покупке товаров в ювелирном магазине "Аура", покупателю выдаются купоны, которые не могут быть использованы для получения наличных денежных средств из кассы ювелирного магазина "Аура", о сроках и условиях использования таких купонов, что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы и является нарушением части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Таким образом, текст указанной рекламы стимулирующего мероприятия "Акция! Деньги в подарок!" содержит нарушения части 7 статьи 5 и пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и статьёй 9 Закона "О рекламе", на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель. Ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 9 Закона "О рекламе", согласно части 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламораспространитель. согласно статье 3 Закона "О рекламе": "рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств".
Деятельность в ювелирном магазине "Аура" осуществляет индивидуальный предприниматель). Организатором стимулирующего мероприятия: "Акция! Деньги в подарок!" является индивидуальный предприниматель, которой принадлежит указанный рекламный баннер. Таким образом, индивидуальный предприниматель является рекламодателем и рекламораспространителем.
На рассмотрении дела N 20/12-РЗ директор ювелирного магазина "Аура" пояснила, что выявленные нарушения допущены неумышленно, в связи с незнанием требований Закона "О рекламе", и впредь обязуются подобные нарушения не допускать. На момент рассмотрения дела указанная реклама уже не распространяется - она демонтирована.
Однако Комиссии Смоленского УФАС России документального подтверждения факта устранения ненадлежащей рекламы представлено не было.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей размещаемую на рекламном баннере, установленном в г. Смоленске, проспект Гагарина, на стене пристройки дома N 4 у входа в ювелирный магазин "Аура", рекламу стимулирующего мероприятия "АКЦИЯ! ДЕНЬГИ В ПОДАРОК!", в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия: "АКЦИЯ! ДЕНЬГИ В ПОДАРОК!", сведения об источнике информации об организаторе мероприятия, а также о том, что при покупке товаров в ювелирном магазине "Аура", покупателю выдаются купоны, которые не могут быть использованы для получения наличных денежных средств из кассы ювелирного магазина "Аура", о сроках и условиях использования таких купонов, что является существенной информацией и ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней содержатся нарушения требований части 7 статьи 5 и пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 9 июня 2012 г. N 20/12-Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016