Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 18 марта 2015 г. N 299/2014
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 18.03.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Волкова Н.С. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Зинченко Е.В. -специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 299/2014 от 03.09.2014 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа (ул. Крымская, 99, г. Анапа, 353440) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя администрации - У.С.В. (доверенность "_"), в присутствии Заявителей - Б.А.Р., С.Р.Д., представителя С.Р.Д. - Г.Л.А. (доверенность "_"), установила:
Краснодарским УФАС России рассмотрены обращения индивидуальных предпринимателей Б.А.Р. и С.Р.Д., в том числе, направленные от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и из следственного отдела по г. Анапа на действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа по предоставлению в 2014 году прав на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Анапа без проведения торгов.
В действиях администрации муниципального образования город-курорт Анапа по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, предоставления услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа без проведения торгов, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 03.09.2014 N 408 возбуждено дело N 299/2014 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Определением от 15.09.2014 рассмотрение дела назначено на 15.10.2014 на 11-00.
Определением от 15.10.2014 рассмотрение дела отложено на 18.11.2014 на 11-00.
Определением от 18.11.2014 по ходатайству ответчика рассмотрение дела отложено на 09.12.2014 на 15-00.
Определением от 09.12.2014 срок рассмотрения дела продлен до 09.06.2015 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
Определением от 09.12.2014 рассмотрение дела отложено на 29.01.2015 на 16-00.
Определением от 29.01.2015 к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечена С.Р.Д., рассмотрение дела отложено на 04.03.2015 на 15-00.
В ходе рассмотрения дела N 299/2014 установлено следующее.
Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа принято постановление от 30.03.2012 N 809 "Об утверждении порядка проведения аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарных торговых объектов, предоставления услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа" (далее - Порядок), который разработан в целях расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами права размещения нестационарных торговых объектов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (пункт 1.1. Порядка).
18.03.2014 в газете Анапское Черноморье опубликовано информационное сообщение (далее - Извещение) о проведении 18.04.2014 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - Администрация) аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарных торговых объектов, предоставления услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
Результаты аукциона опубликованы на официальном сайте Администрации www.anapa-official.ru 22.04.2014.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 17.04.2014 на торги выставлено 17 лотов на право размещения объекта розничной продажи мороженого, на которые претендовали 7 участников (Б.А.Р., С.Р.Д., В. Д.Ф., С.А.С., ООО "Лидер-Новороссийск", У.А.Б., И.Э.А.).
ИП Б.А.Р. участвовал в данном аукционе, по результатам которого стал победителем по четырем лотам:
1. г. Анапа, ул. Гребенская, напротив кафе "Лето" - стоимость 230 000 рублей при стартовой цене - 40 000 рублей;
2. г. Анапа, ул. Гребенская /Приморская аллея - стоимость 249 750 рублей при стартовой цене - 45 000 рублей.
3. г. Анапа, с. Витязево, ул. Черноморская, набережная "Паралия" район гостиницы "Люксор" - стоимость 47 250 при стартовой - 45 000;
4. г. Анапа, с. Витязево, ул. Черноморская, набережная "Паралия" в районе магазина "Харис" - стоимость 110 250 рублей при стартовой цене - 45 000 рублей.
ИП С.Р.Д. стала победителем по 7 лотам с итоговой стоимостью от 114 000 до 333 000 рублей за один объект.
Вместе с тем, по информации, указанной в заявлении и подтвержденной сведениями, представленными Администрацией на запрос Управления, на объекты розничной продажи мороженого, не являющиеся предметом проводимых торгов, 19.06.2014 были заключены 15 договоров с Н.А.Х.:
- N 273-06-14 г. Анапа, ул. Гребенская, при повороте на "Крокодиловую ферму";
- N 274-06-14 г. Анапа, ул. Гребенская, у въезда на автостоянку гостиницы "Спорт";
- N 275-06-14 г. Анапа, ул. Красноармейская, в районе магазина "585";
- N 276-06-14 г. Анапа, ул. Набережная/ ул. Таманская;
- N 277-06-14 г. Анапа, ул. Гребенская, в районе кафе "Синдика" у торгового ряда;
- N 278-06-14 г. Анапа, ул. Набережная, напротив входа в музей "Горгиппия";
- N 279-06-14 г. Анапа, ул. Набережная, напротив дискоклуба "Пароход";
- N 280-06-14 г. Анапа, ул. Набережная, напротив отделение "Почты России";
- N 281-06-14 г. Анапа, на углу ул. Горького/ул. Краснодарской со стороны стадиона Спартак;
- N 282-06-14 г. Анапа, ул. Горького/ул. Гребенская, в районе въезда на автостоянку;
- N 283-06-14 г. Анапа, ул. Крепостная/ ул. Набережная, в районе маяка;
- N 284-06-14 г. Анапа, ул. Набережная, напротив санатория "Анапа Океан" на площадке;
- N 285-06-14 г. Анапа, ул. Красноармейская, напротив дома N 26;
- N 286-06-14 г. Анапа, ул. Красноармейская/ул. Кати Соловьяновой, в районе автовокзала, у киоска "Роспечать";
- N 287-06-14 г. Анапа, ул. Горького/ул. Красноармейская, в районе входа в ООО "Центральный рынок со стороны автовокзала".
И 2 договора с А.С.С:
- N 304-06-14 г. Анапа, ул. Горького, в районе центрального входа в стадион "Спартак";
- N 305-06-14 г. Анапа, ул. Горького, район ООО "Центральный рынок", ул. Крымская/ ул. Красноармейская.
Причем указанные договоры заключены по цене 30 000 рублей за один нестационарный объект, тогда как при проведении аукциона даже минимальная начальная цена была установлена в размере 40 000-45 000 рублей. Также необходимо учесть, что Харламова Н.А. заявку на участие в ранее проведенном аукционе не подавала, то есть не выражала желание разместить объекты нестационарной торговли мороженым до окончания аукциона.
Таким образом, семь участников аукциона, выигравших право на заключение договора в конкурентной борьбе и уплативших за это право значительные суммы денежных средств в бюджет муниципального образования, поставлены в неравное положение с двумя хозяйствующими субъектами, которым предоставлена возможность получить такие права без конкурентных процедур с внесение куда менее крупных сумм в бюджет муниципального образования.
На заседании комиссии по рассмотрению дела N 299/2014 представитель администрации пояснил, что выбор способа передачи прав на размещение нестационарного торгового объекта (по результатам аукциона или рассмотрения единственного заявления на торговое место) является исключительным правом собственника земельного участка, так как пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать его в залог и обременять его другими способами, распоряжаться иным образом.
Кроме того, из пояснений администрации следует, что в связи с тем, что правовой акт, регламентирующий порядок предоставления хозяйствующим субъектам прав на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности отсутствует, то есть правила, по которым осуществляется собственником имущества выбор способа передачи вышеназванных прав (по результатам проведения аукциона, конкурса либо по результатам рассмотрения соответствующего заявления и т.д.), а также в связи с увеличением в июне 2014 года количества отдыхающих, администрацией 16.06.2014 и 02.07.2014 изданы постановления N 2502 и N 2799 соответственно "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15.07.2013 N 2444 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Анапа".
В связи с изложенным, уполномоченным органом - Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, было принято решение передать торговые места каждому обратившемуся участнику товарного рынка, при условии отсутствия двух и более желающих получить права на одно торговое место, что и было сделано.
Вместе с тем, о существовании такого решения Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа знал лишь ограниченный круг лиц, которые в последствии и подали соответствующие заявления, оно не было надлежащим образом оформлено, тогда как согласно части 4 статьи 65 Устава муниципального образования город-курорт Анапа органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину, проживающему на территории муниципального образования город-курорт Анапа, возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Была опубликована лишь схема и внесенные в нее изменения, но нигде - ни в средствах массовой информации, ни в сети Интернет, информация о возможности подачи заявлений на предоставление новых (с учетом изменений, внесенных в Схему) нестационарных торговых мест не публиковалась.
Несмотря на отсутствие актов, устанавливающих единый порядок предоставления нестационарных торговых мест, необходимо в любом случае, предусматривать единые требования к процедуре предоставления и обеспечить возможность для неопределенного круга лиц с ними ознакомиться.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в действиях Администрации установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении 19.06.2014 года 15 договоров с Н.А.Х. и 2 договоров с А.С.С. на право размещения нестационарных торговых объектов, предоставления услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа без проведения торгов и без доведения до неопределенного круга заинтересованных лиц информации о возможности подачи заявлений на предоставление новых (с учетом изменений, внесенных в Схему) нестационарных торговых мест, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации мороженого.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях администрации муниципального образования город-курорт Анапа факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении 19.06.2014 года 15 договоров с с Н.А.Х. и 2 договоров с А.С.С. на право размещения нестационарных торговых объектов, предоставления услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа без проведения торгов и без доведения до неопределенного круга заинтересованных лиц информации о возможности подачи заявлений на предоставление новых (с учетом изменений, внесенных в Схему) нестационарных торговых мест, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации мороженого.
2. В связи с истечением срока действия договоров, предписание не выдавать.
3. Материалы дела N 299/2014 передать должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.С. Волкова
Е.В. Зинченко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 марта 2015 г. N 299/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016