Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 25 мая 2015 г. N 02-16/15-14.42
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) О.А. Ярыгина, рассмотрев протокол об административном правонарушении N02-16/15-14.42 по части 4 статьи 14.42 КоАП РФ, составленного главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России Ивановой О.П. 19 мая 2015 года в отношении Открытого акционерного общества "Якутский хлебокомбинат" (ОГРН 1051402161656, ИНН 1435071552, адрес места нахождения: 677004 РС(Я), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 17), а также иные материалы настоящего дела об административном правонарушении, установил:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 февраля 2015 года N02-08/15ПП проведена плановая выездная проверка Открытого акционерного общества "Якутский хлебокомбинат" (далее ОАО "ЯХК", Общество) ОГРН 1051402161656, ИНН 1435071552, адрес места нахождения: 677004 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 17.
Адрес места проведения проверки: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, д. 17.
Продолжительность проверки: с 16 февраля по 16 апреля 2015 года.
Предметом проводимой проверки является соблюдение ОАО "ЯХК" антимонопольных правил и требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", и требований, установленных статьями 9, 13, 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) при осуществлении хозяйственной деятельности за период с 01.01.2013 по март 2015 года включительно.
Якутским УФАС России были истребованы договора на поставку продовольственных товаров на предмет исследования соответствия Закону о торговле. Договоры с покупателями готовой продукции ОАО "ЯХК" заключались посредством направления последним договоров, в условия которого стороны по взаимному согласованию вносили дополнения и изменения. В договорах поставки условия о сроках поставки, применении штрафных санкций, сроках оплаты предложены ОАО "ЯХК" продовольственных товаров.
Сравнительный анализ договорных практик между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставщиком ОАО "ЯХК" показал, что в дилерском договоре на реализацию товара, заключенному ОАО "ЯХК" с Индивидуальным предпринимателем Мацаковой Натальей Николаевной (ИНН 780519250429), от 16.07.2014 г. N474/14 содержится условие о запрете на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования.
В соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки права требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора.
Частью 4 ст. 14.42 Кодекса предусмотрена административная ответственность за установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Время совершения административного правонарушения: 16.07.2014 г.
Место совершения ОАО "ЯХК" административного правонарушения: г. Якутск, ул. Очиченко, д. 17.
Состав и объективная сторона административного правонарушения: включение в договора поставки продовольственных товаров условия о запрете на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки права требования с письменного разрешения другой стороны;
Субъект административного правонарушения - юридическое лицо Открытое акционерное общество "Якутский хлебокомбинат";
Субъективная сторона административного правонарушения - умышленная форма вины.
Как усматривается из материалов дела, факт совершения ОАО "ЯХК" правонарушения и вина в его совершении подтверждаются материалами дела (документы, исследованные при рассмотрении дела).
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административных правонарушениях, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ЯХК" имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, факт совершения ОАО "ЯХК" правонарушения и вина в его совершении подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств отягчающих, либо смягчающих административную ответственность не установлено, в связи с чем следует применить низшую меру наказания в соответствии с санкцией части 4 статьи 14.42 КоАП РФ.
На составление протокола об административном правонарушении 19.05.2015 г. явился представитель ОАО "ЯХК" Барышев А.Р. по доверенности (14АА N0849591 от 29.04.2015 г.) и пояснил следующее: "Правонарушение по ч. 4 ст. 14.42 КоАП РФ считается оконченным в момент заключения (подписания) договора поставки. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения этого правонарушения. Статьей 14.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к условиям заключения договора при осуществлении торговой деятельности, которые регламентированы гл. 2 "Требования к организации и осуществлению торговой деятельности" Закона о торговле, в связи с этим срок давности привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.42 КоАП РФ составляет два месяца".
На рассмотрение настоящего дела явился представитель ОАО "ЯХК" по доверенности Барышев А.Р.
Статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Днем административного правонарушения считается дата заключения договора поставки продовольственных товаров.
Исследовав и оценив характер правонарушения по настоящему делу, а также конкретные обстоятельства его выявления, административный орган установил, что материалами дела N02-17/15-14.42 об административном правонарушении подтверждается наличие в действиях ОАО "ЯХК" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ. Однако, срок давности привлечения к ответственности истек.
Руководствуясь статьями ст. 24.5 и ч. 6 ст. 28.7 Кодекса об административных правонарушениях, постановил:
Дело об административном правонарушении N02-16/15-14.42, возбужденное в отношении ОАО "Якутский хлебокомбинат" прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя О.А. Ярыгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 мая 2015 г. N 02-16/15-14.42
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016