Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 25 мая 2015 г. N 04-6/2-122-2165ВФ
Резолютивная часть решения по делу оглашена 08 мая 2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-122-2014,
в присутствии Индивидуального предпринимателя <***> (далее - ИП <***> ),
в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела <***>, установила:
Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> по факту размещения рядом с Тверским лицеем N 1 рекламы электронных сигарет перед входом в магазин, расположенный в <***>.
Факт распространения вышеназванной рекламы зафиксирован актом Тверского УФАС России от 22.12.2014 и подтверждается приложенными фотографиями.
В результате проведенной проверки установлено, что <***> расположен магазин, над входом в который по центру размещена информация: "Электронные сигареты", с правой и левой стороны от входа изображены дымящие сигареты в окружности и надписью "Smok-E.ru". В магазине осуществляется розничная реализация электронных сигарет и принадлежностей к ним.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная над входом в магазин информация направлена на привлечение внимания к магазину и его товарам (электронным сигаретам), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то есть является рекламой.
Пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Частью 11 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту "г" части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
Согласно письму Минздравсоцразвития России от 29.04.2013 N 24-4-70000984 возможность оборота электронных сигарет следует оценивать с учетом требований пункта "г" части 1 статьи 16 Закона N 15-ФЗ, которой запрещается использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
Согласно пункту 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службы (далее - Положение, ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 33, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции антимонопольной службы.
Согласно письму ФАС России от 03.03.2011 N АК/7349 "О рекламе электронных сигарет" предусмотрено, что поскольку электронные сигареты в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, электронные сигареты также могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.
Электронная сигарета имеет форму обыкновенной сигареты, основным ее предназначением является процесс курения, то есть вдыхание (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина. Изображение дымящейся сигареты вызывает ассоциацию с курением.
Поскольку электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (имитирует процесс курения), на рекламу электронных сигарет распространяются запреты, установленные пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Торговую деятельность в магазине, расположенном по адресу: <***>, осуществляет ИП <***>
В качестве индивидуального предпринимателя <***> зарегистрирован <***> в МИФНС N 12 по Тверской области, основным видом деятельности которого является прочая оптовая торговля (код ОКВЭД - 51.70), дополнительным видом - прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД - 52.12).
ИП <***> арендует нежилое помещение общей площадью 8,2 кв.м, на 1 этаже жилого здания по адресу: <***>, в котором осуществляет деятельность по реализации электронных сигарет.
Согласно пояснениям ИП <***> от 20.04.2015 содержание рекламы, размещенной над входом в магазин, было определено ИП <***>. При разработке макета рекламы ИП <***> обращался в АНО "Центр Патентных Экспертиз" с целью получения соответствующего заключения, отвечающего требованиям Закона о рекламе. Согласно представленному заключению от 15.12.2014 N 007725/6/77001/492014/И-4215, выполненному специалистом <***> в области искусствоведческого исследования, используемый в рекламе логотип, включающий дымящуюся сигарету, не пропагандирует табакокурение.
Представленное заключение не может являться надлежащим доказательством, поскольку специалист в области искусствоведческого исследования не наделен полномочиями осуществлять оценку соблюдения законодательства о рекламе, а изложенные в заключении выводы не учитывают положения Закона о рекламе.
Таким образом, дымящаяся сигарета является рекламой курительных принадлежностей (электронных сигарет), вызывает ассоциацию с процессом курения, а реклама электронных сигарет размещена с нарушением запретов, установленных пунктом 8 статьи 7 и части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу электронных сигарет с изображением дымящей сигареты, размещенную над входом в магазин, расположенный по адресу: <***>, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 8 статьи 7 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; признать действия Индивидуального предпринимателя <***> (ОГРНИП - <***>, ИНН - <***>), разместившего вышеназванную рекламу электронных сигарет, нарушающими требования пункта 8 статьи 7 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Индивидуальному предпринимателю <***> (ОГРНИП - <***>, ИНН - <***>) предписание о прекращении нарушения пункта 8 статьи 7 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при распространении вышеуказанной рекламы электронных сигарет.
3. Передать материалы дела N 04-6/2-122-2014 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: В.М. Фомин
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклин
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 04-6/2-122-2014
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
25 мая 2015 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И. - начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
на основании решения от 25.05.2015 по делу N 04-6/2-122-2014 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <***> (<***>, ОГРНИП - <***>, ИНН - <***>) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы электронных сигарет (изображение дымящейся сигареты) над входом в магазин, расположенный по адресу: <***>, и при распространении вышеназванной рекламы обеспечить соблюдение требований пункта 8 статьи 7 и части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Индивидуальному предпринимателю <***> (<***>, ОГРНИП - <***>, ИНН - <***>) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 07.07.2015 либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.
Председатель Комиссии: В.М. Фомин
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 25 мая 2015 г. N 04-6/2-122-2165ВФ
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016