Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 25 мая 2015 г. N 279-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Интеркомпани" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши административного здания Межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" Челябинской области (изв. N 0369100019115000022) (далее - аукцион), в присутствии:
представителя Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Чебаркульский" Челябинской области (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории города Чебаркуля и Чебаркульского района) (далее - МО МВД России "Чебаркульский", заказчик), действующего на основании доверенности от 25.05.2015;
в отсутствие представителя ООО "Интеркомпани" (далее - заявитель), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России года поступила жалоба ООО "Интеркомпани" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 05.05.2015 года извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 2 900 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 13.05.2015 года в 08 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы, ООО "Интеркомпани" подана заявка на участие в аукционе с порядковым номером 7 (защищенный номер заявки 3245071).
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в аукионе от 13.05.2015, основанием для отказа в допуске участника, подавшего заявку с порядковым номером 7 на участие в закупке, к участию в аукционе явилось то, что участником не представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, не указан товарный знак и фирменное наименование товара.
Между тем, заявитель считает, что заявка с порядковым номером 7 на участие в закупке составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и документации об аукционе, в связи с чем, по мнению заявителя, отказ в допуске ООО "Интеркомпани" к участию в закупке является неправомерным.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при принятии решения в отношении заявки с порядковым номером 7 аукционная комиссия руководствовалась положениями пункта 14 Информационной карты документации об аукционе.
Согласно письменным пояснениям заказчика, несколько участников закупки, в том числе заявитель, в заявке на участие в аукционе не указали конкретный показатель разрывной силы при растяжении в продольном/поперечном направлении предлагаемого к использованию кровельного материала, а именно, не указана основа материала. В связи с этим определить на этапе рассмотрения первых частей заявок характеристики предлагаемого к использованию материала не представляется возможным, что не соответствует требованиям подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, причиной отклонения заявки ООО "Интеркомпани" послужило то, что по информации, указанной в заявке, невозможно определить, какой конкретно материал предлагает к использованию данный участник закупки в качестве покрытия, так как не конкретизирован вид основы материала, который в обязательном порядке указывается на маркировке кровельного битумно-полимерного материала.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Интеркомпани", пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, в ходе выполнения которых используется товар, должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях документации об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанное требование установлено в пункте 14 Информационной карты документации об аукционе. При этом, конкретные показатели товара должны быть представлены участниками закупки в соответствии с Приложением N 2 к Информационной карте документации об аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.05.2015, аукционной комиссией рассмотрено 9 заявок на участие в закупке, 3 из которых допущены к участию в аукционе.
Участнику, подавшему заявку с защищенным номером 3245071 на участие в закупке, отказано в допуске к участию в аукционе с указанием в протоколе следующей информации: "Пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе. Участником не представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующего значениям, установленным документацией о таком аукционе, не указан товарный знак и фирменное наименование товара".
Рассмотрев положения документации об аукционе и заявки с порядковым номером 7 (защищенный номер 3245071) на участие в аукционе, Комиссия приходит к следующим выводам.
В первой части указанной заявки не конкретизирована информация о материале, на основе которого изготовлен нижний слой покрытия, указанная в Техническом задании документации об аукционе, а именно, разрывная сила при растяжении в продольном/поперечном направлении указана как для полиэфира, так и для стеклоткани.
Так, заявка с порядковым номером 7 на участие в аукционе в части указания данной информации имеет следующий вид:
Таблица N 1
N п/п N п/п в локальном сметном расчете Наименование товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) Показатель Еди
ни-
ца изме-ре-
ния Требуе-
мое значение Наиме-
нование страны проис-
хожде-
ния
1 14 Нижний слой покрытия: Кровельный гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный материал Разрывная сила при растяжении в продольном/
поперечном направлении * Н 600/400
на полиэфире Россия
Н 800/900
на стеклотка-
ни
Между тем, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При этом, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика включать в документацию об аукционе наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе - обязанность по включению в состав аукционной документации инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Проанализировав документацию о рассматриваемой закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку показатели товара в пункте N 1 Таблицы N 1 Приложения N 2 к Информационной карте документации об электронном аукционе установлены заказчиком таким образом, что однозначно определить необходимость указания в заявке не только конкретного числового значения разрывной силы (500/350, 800/900), но и выбора одного из вариантов основы нижнего слоя покрытия (полиэфир или стеклоткань) не представляется возможным.
Положения пункта N 1 Таблицы N 1 Приложения N 2 к Информационной карте документации об электронном аукционе приведены в следующей таблице:
Таблица N 2
N п/п N п/п в локальном сметном расчете Наименование товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) Показатель Еди
ни-
ца изме-ре-
ния Требуемое значение
1 14 Нижний слой покрытия: Кровельный гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный материал Разрывная сила при растяжении в продольном/
поперечном направлении * Н не менее
500/350
на полиэфире
Н не менее
800/900
на стеклоткани
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что символ "*" указан при описании объекта закупки в пункте N 1 Таблицы N 1 Приложения N 2 к Информационной карте документации об электронном аукционе с целью указания на необходимость конкретизации в заявке материала основы. Согласно пояснениям представителя заказчика, символом "*" заказчик установил ссылку на следующую информацию: "В первых частях заявок должны быть указаны конкретные технические и функциональные характеристики используемых материалов, соответствующие данным значениям, товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе".
По мнению Комиссии, такая информация, как и положения Таблицы N 1 Приложения N 2 к Информационной карте, не позволяет участнику закупки установить необходимость выбора между полиэфиром и стеклотканью. Кроме того, в документации не указано, что полиэфир или стеклоткань - основа нижнего слоя покрытия, а также заказчиком не использована возможность установления материала, из которого изготовлена основа, в качестве отдельного показателя, чем минимизирована вероятность его конкретизации в заявках участников закупки.
Более того, установить из содержания документации тот факт, что символом "*" заказчик обращает внимание на необходимость выбора одного из материала основы также не представляется возможным.
Кроме того, в документации об аукционе фактически отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, из содержания документации невозможно сделать вывод о том, какие показатели товара нужно конкретизировать в первой части заявки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия руководствовалась мнением о том, что использованию подлежит только один из материалов - или полиэфир, или стеклоткань, на основании чего Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе ООО "Интеркомпани".
Вместе с тем, ситуация, при которой ни у участников закупки, ни у аукционной комиссии не имелось однозначной информации о том, что необходимо конкретизировать в составе заявки, вследствие чего 6 из 9 участников закупки отклонены по сходным основаниям, возникла по причине нарушений в действиях заказчика положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик указал, что в качестве аналогов кровельного материала, учтенного в сметной расценке, могут применяться материалы только на основе полиэстера. При этом, невозможно сделать однозначный вывод о том, каким образом применение материалов только на основе полиэстера соотносится с возможностью применения основы из полиэфира или стеклоткани, а также не установлены требуемые значения показателей разрывной силы при растяжении для такого материала.
Дополнительно Комиссия обращает внимание, что в обязательном порядке в первой части заявки на участие в закупке, согласно положениям Закона о контрактной системе, указывается только наименование страны происхождения товара. Указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы в первой части заявки производится только при наличии перечисленного.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения подрядчика, проведенной в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Приложение N 2 к Информационной карте документации о закупке содержит информацию о том, что все используемые при выполнении работ материалы должны иметь сертификаты соответствия, удостоверяющие их происхождение, качество и сроки годности, сертификаты пожарной безопасности.
На заседание Комиссии заказчиком представлены образцы документов, о которых в данном случае, по мнению заказчика, идет речь.
Рассмотрев указанные документы, Комиссия установила, что документом, подтверждающим соответствие товара требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является декларация о соответствии, а не сертификат пожарной безопасности.
Кроме того, представителем заказчика представлен сертификат соответствия на материал кровельный. Однако, данный сертификат является документом, выданным по результатам прохождения производителем товара добровольной сертификации, что не отрицается заказчиком.
Между тем, случаи, при которых товар подлежит обязательной сертификации или декларированию перечислены в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", которым при установлении требования о представлении документов, подтверждающих качество товара, должен был руководствоваться заказчик.
Таким образом, требования к документам, представляемым на товар, установлены с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках оформления результатов приемки выполненных работ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу ООО "Интеркомпани" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши административного здания Межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" Челябинской области (изв. N 0369100019115000022) необоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 279-ж/2015
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе
25 мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 25.05.2015 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Интеркомпани" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши административного здания Межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" Челябинской области (изв. N 0369100019115000022) и проведения внеплановой проверки, в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Чебаркульский" Челябинской области (реализующему задачи и функции органов внутренних дел на территории города Чебаркуля и Чебаркульского района) (далее - МО МВД России "Чебаркульский") с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. N 0369100019115000022);
2. Аукционной комиссии по закупке в срок до 05.06.2015 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки и передать его МО МВД России "Чебаркульский" для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
3. МО МВД России "Чебаркульский" в срок до 10.06.2015 года принять решение об отмене закупки (изв. N 0369100019115000022);
4. МО МВД России "Чебаркульский" в срок до 11.06.2015 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
5. ЗАО "Сбербанк-АСТ" с 28.05.2015 обеспечить МО МВД России "Чебаркульский" возможность исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания;
6. МО МВД России "Чебаркульский" в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.06.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2015 г. N 279-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016