Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 23 апреля 2014 г. N 05-10/28-13
Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко И.В., заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
- Губановой Р.Ш., начальника отдела контроля органов власти; - Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело N 05-10/28-13, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием Томского района "Технополигон" ч.5 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Томское УФАС России поступило заявление ООО "Зональное+" (вх. N 841) о нарушении Муниципальным казенным предприятием Томского района "Технополигон" антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества - производственно-технологического комплекса "Котельная в п.Зональная Станция" (извещение N 261212/0673095/01) путем неверного подсчета баллов при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе, в результате чего неправильно определен его победитель - ООО "ОБЛГАЗ ремсервис".
В заседании Комиссии 12.04.2013 представители заявителя поддержали доводы заявления, представили дополнительные пояснения по делу, также сообщили о рассмотрении Арбитражным судом Томской области дела А67-809/2013 по исковому заявлению ООО "Зональное+" к Муниципальному казенному предприятию Томского района "Технополигон" о признании незаконным решения конкурсной комиссии, недействительным договора аренды и об обязании конкурсной комиссии устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Представитель ответчика - Муниципального казенного предприятия Томского района "Технополигон" (далее - МУП Технополигон) возражала против доводов заявителя, указала на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства и необходимость прекращения рассмотрения дела, представила расчеты баллов, присвоенных заявкам участников конкурса конкурсной комиссией при осуществлении оценки и сопоставления заявок участников конкурса.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 47 Закона "О защите конкуренции" на основании определения Комиссии Томского УФАС России от 12.04.2013 рассмотрение дела N 05-10/28-13 приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Томской области Дела А67-809/2013.
Определением Комиссии от 25.03.2014 рассмотрение дела N 05-10/28-13 возобновлено.
Представитель ответчика в заседании Комиссии 09.04.2014, продолженного после перерывов 10.04.2014 и 15.04.2014, сообщил о расторжении договора аренды от 21.02.2013 N 4, заключенного по результатам торгов с ООО "ОБЛГАЗ ремсервис", на основании дополнительного соглашения от 19.08.2013, представил расчет баллов при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, порядка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества при подсчёте баллов при оценке заявок участников открытого конкурса на право заключения договора аренды в отношении производственно-технологического комплекса "Котельная в п.Зональная Станция".
Заявитель (ООО "Зональное+") и заинтересованное лицо (ООО "ОБЛГАЗ ремсервис"), извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседаниях Комиссии отсутствовали.
Изучив представленные сторонами документы и материалы, учитывая отзывы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
26 декабря 2012 года организатором торгов - МУП Технополигон на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в отношении производственно-технологического комплекса "Котельная в п.Зональная Станция" (Извещение о проведении торгов N 261212/0673095/01) (далее - конкурс).
Из Протокола от 05.02.2013 N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и Протокола от 06.02.2013 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе следует, что обе представленные на участие в конкурсе заявки от ООО "Зональное+" и ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" допущены к участию в конкурсе и признаны его участниками.
По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (Протокол от 07.02.2013 N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе) конкурсной комиссией, состав которой утвержден Приказом МКП Технополигон от 18.10.2011 N 2 (в ред. Приказа от 03.12.2012 N 1), приняты следующие решения:
- победителем конкурса признано ООО "ОБЛГАЗ ремсервис", поскольку его предложению, содержащемуся в заявке присвоено суммарное количество баллов - 1,20, и заявке которого присвоен первый номер;
- заявка ООО "Зональное+" набрала суммарное количество баллов - 1,14, и ей присвоен второй порядковый номер.
По результатам конкурса между МКП Технополигон и ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" заключен договор аренды от 21.02.2013 N 4 в отношении производственно-технологического комплекса "Котельная в п.Зональная Станция".
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).
Из п. 79 Правил следует, что значения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице.
Согласно п. 83 Правил оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с критериями конкурса, предусмотренными подпунктом 6 и абзацами "а" и "б" подпункта 7 пункта 77 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
1) предложению, содержащемуся в заявке на участие в конкурсе, присваиваются баллы - от одного до пяти баллов;
2) величина, рассчитываемая в соответствии с такими критериями в отношении предложения, содержащегося в заявке на участие в конкурсе, предусматривающего квалификацию участника конкурса или архитектурное, функционально-технологическое, конструктивное и инженерно-техническое решения для обеспечения создания имущества, предназначенного для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору, и (или) реконструкции объекта договора, или качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами), или качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства, определяется путем умножения коэффициента значимости такого критерия на отношение количества баллов, присвоенных данному предложению, к пяти баллам.
Победителем конкурса, согласно п. 86 Правил, признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В разделе 13 Конкурсной документации, утвержденной 25.12.2012 директором МКП Технополигон, установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1) Цена договора (коэффициент значимости критерия: - 0,40).
Цена Договора не может быть меньше начальной (минимальной) цены Договора;
2) Технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока Договора (коэффициент значимости критерия: - 0,40):
- износ системы коммунальной инфраструктуры - объекта договора на момент окончания срока Договора в процентах (коэффициент значимости подкритерия: - 0,10),
- размер денежных средств, вкладываемых за счёт собственных средств в выполнение работ по реконструкции объекта (созданию Имущества) в течение срока Договора (коэффициент значимости подкритерия: - 0,30).
3) Качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта Договора и квалификация участника конкурса (коэффициент значимости критерия: - 0,20):
- описания инженерно-технических или функционально-технологических решений для обеспечения реконструкции объектов Договора (коэффициент значимости подкритерия: - 0,10),
- квалификация участника конкурса (коэффициент значимости подкритерия: - 0,10).
Конкурсной документацией утвержден также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, из раздела 14 которой в частности следует, что Единая комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения Договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены настоящей конкурсной документацией.
Для определения лучших условий исполнения Договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляется по критериям, указанным в разделе 13 и в Приложении N 3 (Методика оценки конкурсных предложений) настоящей конкурсной документации.
Для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в настоящей конкурсной документации установлены следующие параметры:
1) начальное условие в виде числа (далее - начальное значение критерия конкурса) - за исключением критерия (подкритериев), предусмотренного пунктом 3) раздела 13 настоящей конкурсной документации;
2) уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе - за исключением критерия (подкритериев), предусмотренного пунктом 3) раздела 13 настоящей конкурсной документации;
3) коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
Значения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице.
Оценка конкурсных предложений, представленных в соответствии с критерием качества (подкритериями), предусмотренном в пункте 3 раздела 13 настоящей конкурсной документации, осуществляется в баллах в следующем порядке:
1) каждый член Единой комиссии присваивает баллы - от одного до пяти баллов, представленному предложению, содержащемуся в заявке на участие в конкурсе;
2) каждому участнику конкурса выводится средневзвешенная оценка путём суммирования оценок всех членов Единой комиссии и деления суммы на число членов Единой комиссии, участвовавших в заседании;
3) величина, рассчитываемая в соответствии с таким критерием в отношении предложения, содержащегося в заявке на участие в конкурсе, определяется путём умножения коэффициента значимости такого критерия на отношение количества баллов, присвоенных данному предложению, к пяти баллам.
При этом максимальное значение коэффициента, учитывающего значимость данного критерия конкурса, не может быть больше чем 0,2.
Оценка заявок на участие в конкурсе по критериям, предусмотренным настоящей конкурсной документацией, осуществляется в порядке, отражённом в Приложении N 3 (Методика оценки конкурсных предложений) к настоящей конкурсной документации.
Победителем конкурса признаётся участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения Договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Таким образом, расчет суммарного количества баллов при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе для определения победителя конкурса по каждому указанному в разделе 13 конкурсной документации критерию должен быть следующим:
1) Цена договора (коэффициент значимости критерия: - 0,40).
Участник конкурса |
ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" |
ООО "Зональное+" |
Предложение участника |
3 600 00 руб. |
4 000 000 руб. |
Расчетная формула N 2 Методики оценки конкурсных предложений |
Бij = Кj * ((Nij - Nminj)/ (Nmaxj - Nminj)) = 0,40 * ((3 600 000,00- 3 600 00,00) / (4 000 000,00 - 3 600 000,00)) |
Бij = Кj * ((Nij - Nminj)/ (Nmaxj - Nminj)) = 0,40 * ((4 000 000,00- 3 600 00,00) / (4 000 000,00 - 3 600 000,00)) |
Оценка критерия |
0 |
0,40 |
Единой конкурсной комиссией оценка вышеуказанного критерия определена верно.
2) Технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока Договора (коэффициент значимости критерия: - 0,40):
- износ системы коммунальной инфраструктуры - объекта договора на момент окончания срока Договора в процентах (коэффициент значимости подкритерия: - 0,10),
Участник конкурса |
ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" |
ООО "Зональное+" |
Предложение участника |
2,8% |
0,5% |
Расчетная формула N 3 Методики оценки конкурсных предложений |
Бij = Кj * ((Nmaxj - Nij)/ (Nmaxj - Nminj)) = 0,10 * ((2,8 - 2,8) / (2,8 - 0,5)) |
Бij = Кj * ((Nmaxj - Nij)/ (Nmaxj - Nminj)) = 0,10 * ((2,8 - 0,5) / (2,8 - 0,5)) |
Оценка критерия |
0 |
0,10 |
Единой конкурсной комиссией оценка вышеуказанного критерия определена верно.
- размер денежных средств, вкладываемых за счёт собственных средств в выполнение работ по реконструкции объекта (созданию Имущества) в течение срока Договора (коэффициент значимости подкритерия: - 0,30).
Участник конкурса |
ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" |
ООО "Зональное+" |
Предложение участника |
6 050 000 руб. |
6 000 000 руб. |
Расчетная формула N 2 Методики оценки конкурсных предложений |
Бij = Кj * ((Nij - Nminj)/ (Nmaxj - Nminj)) = 0,30 * ((6 050 000,00 - 6 000 000,00) / (6 050 000,00 - 6 000 000,00)) |
Бij = Кj * ((Nij - Nminj)/ (Nmaxj - Nminj)) = 0,30 * ((6 000 000,00 - 6 000 000,00) / (6 050 000,00 - 6 000 000,00)) |
Оценка критерия |
0,30 |
0 |
Единой конкурсной комиссией оценка вышеуказанного критерия определена верно.
3) Качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта Договора и квалификация участника конкурса (коэффициент значимости критерия: - 0,20):
- описания инженерно-технических или функционально-технологических решений для обеспечения реконструкции объектов Договора (коэффициент значимости подкритерия: - 0,10),
Участник конкурса |
ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" |
ООО "Зональное+" |
Сумма баллов, присвоенных каждым членом конкурсной комиссии предложению, содержащемуся в заявке |
4+5+4+5+4 = 22 |
4+4+3+1+2 = 14 |
Средневзвешенная оценка (Si) в соответствии с пп.2 п.2. Методики оценки конкурсных предложений, п. 2) раздела 14 конкурсной документации, пп. 2) п. 83 Правил |
22/5 = 4,4 |
14/5 = 2,8 |
Расчетная формула N 4 Методики оценки конкурсных предложений |
Бij =(Si / 5) * Кj = (4,4 / 5) * 0,1 |
Бij =(Si / 5) * Кj = (2,8 / 5) * 0,1 |
Оценка подкритерия |
0,088 |
0,056 |
Оценка подкритерия, определенная Единой конкурсной комиссией |
0,44 |
0,28 |
- квалификация участника конкурса (коэффициент значимости подкритерия: - 0,10).
Участник конкурса |
ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" |
ООО "Зональное+" |
Сумма баллов, присвоенных каждым членом конкурсной комиссии предложению, содержащемуся в заявке |
5+4+5+5+4 = 23 |
3+4+3+4+4 = 18 |
Средневзвешенная оценка (Si) в соответствии с пп.2 п. 2. Методики оценки конкурсных предложений, п. 2) раздела 14 конкурсной документации, пп. 2) п. 83 Правил |
23/5 = 4,6 |
18/5 = 3,6 |
Расчетная формула N 4 Методики оценки конкурсных предложений |
Бij =(Si / 5) * Кj = (4,6 / 5) * 0,1 |
Бij =(Si / 5) * Кj = (3,6 / 5) * 0,1 |
Оценка подкритерия |
0,092 |
0,072 |
Оценка подкритерия, определенная Единой конкурсной комиссией |
0,46 |
0,36 |
Из п. 27. Методики оценки конкурсных предложений следует, что для каждой заявки на участие в конкурсе величины, рассчитанные по всем критериям конкурса в соответствии с положениями пункта 2.4., пункта 2.5., пункта 2.6. настоящей Методики, суммируются и определяется итоговая величина.
Участник конкурса |
ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" |
ООО "Зональное+" |
Расчетная формула N 5 Методики оценки конкурсных предложений |
Сij = Бij + Вij = 0 + 0 + 0,30 + 0,088 +0,092 |
Сij = Бij + Вij = 0,4 + 0,1 + 0 + 0,056 + 0,072 |
Суммарная оценка заявки участника |
0,48 |
0,628 |
Суммарная оценка заявки участника, определенная Единой конкурсной комиссией |
1,20 |
1,14 |
Исходя из вышеприведенного расчета, по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе его победителем является ООО "Зональное+", поскольку данным хозяйствующим субъектом предложены лучшие условия исполнения договора (суммарное количество баллов - 0,628) и заявке которого на участие в конкурсе соответственно присваивается первый номер.
Однако победителем конкурса признано ООО "ОБЛГАЗ ремсервис", суммарное количество баллов которого ниже (0,48), чем у ООО "Зональное+".
Следовательно, МКП Технополигон при проведении конкурса, в результате несоблюдения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, предусмотренного п. 83 Правил, путем неверного подсчета баллов при оценке предложений участников, в результате чего неправильно определен победитель указанного конкурса, нарушил порядок проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, установленный федеральным антимонопольным органом, в соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Кроме того, организатор конкурса - МКП Технополигон, в результате осуществления вышеуказанных действий нарушил антимонопольные требования к торгам, установленные ст.17 Закона "О защите конкуренции", предусматривающей, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя торгов (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции").
Признав победителем конкурса ООО "ОБЛГАЗ ремсервис" в результате неверного подсчета баллов при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок участников конкурса, МКП Технополигон нарушил порядок определения победителя торгов, тем самым допустил действия, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является нарушением п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции".
Комиссия оценила представленный в Комиссию МКП Технополигон сводный расчет баллов при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, и пришла к выводу, что расчет баллов по критерию качества, указанному в п. 3 раздела 13 конкурсной документации, включающего в себя два подкритерия, не соответствует:
- п. 2) раздела 14 конкурсной документации, предусматривающей, что каждому участнику конкурса выводится средневзвешенная оценка путём суммирования оценок всех членов Единой комиссии и деления суммы на число членов Единой комиссии, участвовавших в заседании;
- пп. 2) п. 2.5 Методики оценки конкурсных предложений (Приложение N 3 к конкурсной документации);
- пп. 2) п. 83 Правил, устанавливающего, что величина, рассчитываемая в соответствии с такими критериями в отношении предложения, содержащегося в заявке на участие в конкурсе, предусматривающего квалификацию участника конкурса или архитектурное, функционально-технологическое, конструктивное и инженерно-техническое решения для обеспечения создания имущества, предназначенного для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору, и (или) реконструкции объекта договора, или качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами), или качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства, определяется путем умножения коэффициента значимости такого критерия на отношение количества баллов, присвоенных данному предложению, к пяти баллам.
Из представленных МКП Технополигон расчетов следует, что конкурсная комиссия, сложив оценки (баллы) всех членов комиссии, присвоенных предложению каждого участника торгов по каждому подкритерию критерия, указанному в п. 3 раздела 13 конкурсной документации, не вывела средневзвешенную оценку путем деления полученной суммы на число членов Единой комиссии, участвовавших в заседании, тем самым повысила весомость каждого из подкритериев в пять раз, что привело к неверному итоговому результату оценки заявок участников конкурса при подсчете суммарного количества баллов для определения победителя торгов.
Таким образом, проанализировав представленные документы и материалы дела, Комиссией установлено, что МКП Технополигон при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества - производственно-технологического комплекса "Котельная в п.Зональная Станция" (извещение N 261212/0673095/01), в результате несоблюдения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, предусмотренных установленным федеральным антимонопольным органом порядком проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, путем неверного подсчета баллов при оценке предложений участников, в результате чего неправильно определен победитель указанного конкурса, нарушил ч. 5 ст. 17.1 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции".
Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии со ст. 48 Закона "О защите конкуренции" не установлено.
Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с расторжением договора аренды от 21.02.2013 N 4, заключенного по результатам торгов между МКП Технополигон и ООО "ОБЛГАЗ ремсервис", в соответствии с дополнительным соглашением от 19.08.2013.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать, что Муниципальным казенным предприятием Томского района "Технополигон" допущено нарушение ч. 5 ст. 17.1 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", совершенное при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества - производственно-технологического комплекса "Котельная в п. Зональная Станция" (извещение N 261212/0673095/01) путем нарушения порядка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, утвержденного Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе, в результате чего неправильно определен победитель конкурса.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.
Председатель Комиссии |
|
|
И.В. Бутенко
|
Члены комиссии |
|
|
Р.Ш. Губанова
С.Н. Лепихина |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 23 апреля 2014 г. N 05-10/28-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016