Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 25 мая 2015 г. N Т02-222/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей от ОАО "РЖД" (далее - Организатор закупки);
в отсутствие представителей ООО "Нордмарин" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.05.2015 вх. N 10557) ООО "Нордмарин" на действия организатора торгов ОАО "РЖД" при организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
24 апреля 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N31502296603 о проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (далее - Закупка), включая документацию об открытом аукционе (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением совета директоров ОАО "РЖД" от 31.12.2014 г. (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 452 552,10 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
24.04.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
18.05.2015 в 10:15 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
26.05.2015 в 09:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, д.85/Д, каб.510 |
2. В жалобе Заявитель указывает на нарушения, допущенные со стороны Организатора закупки, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в составе Закупочной документации требований к оформлению обеспечения заявки на участие в Закупке и обеспечения надлежащего исполнения договора в виде банковских гарантий, выданных одним из 49 банков, указанных в Приложении N4 в составе Закупочной документации (в отношении обеспечения заявки), и одним из 10 банков, указанных в Приложении N6 в составе Закупочной документации (в отношении обеспечения надлежащего исполнения договора), нарушающих, по мнению Заявителя, правовые основы защиты конкуренции, а также ограничивающих конкуренцию.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-448 от 25.05.2015 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ОАО "РЖД" относится к государственным хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п.7.6.10 Закупочной документации обеспечение аукционной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению N 3 к аукционной документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении N 4 аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок, установленного в пункте 1.8 аукционной документации. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе аукционной заявки.
В соответствии с Приложением N 4 в составе Закупочной документации Организатором закупки определен список банков, чьи гарантии ОАО "РЖД" принимает для обеспечения заявки в аукционах:
N |
Банк |
N |
Банк |
1 |
ОАО "Сбербанк России" |
26 |
ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" |
2 |
ОАО "Газпромбанк" |
27 |
ОАО Банк "Санкт-Петербург" |
3 |
ОАО "Банк ВТБ" |
28 |
ЗАО АКБ "НОВИКОМБАНК" |
4 |
ПАО "Банк ВТБ 24" |
29 |
ОАО "Связь-Банк" |
5 |
ОАО АКБ "Банк Москвы" |
30 |
ЗАО "Креди Агриколь КИБ" |
6 |
ПАО АКБ "РОСБАНК" |
31 |
ОАО "Банк Зенит" |
7 |
ОАО "Россельхозбанк" |
32 |
ОАО Банк "Возрождение" |
8 |
ОАО "Альфа-Банк" |
33 |
ЗАО "Сургутнефтегазбанк" |
9 |
ЗАО "ЮниКредитБанк" |
34 |
ОАО "СКБ-БАНК" |
10 |
АКБ "Абсолют Банк" |
35 |
ОАО "НОТА-Банк" |
11 |
ООО "Дойче Банк" |
36 |
ОАО АКБ "РосЕвроБанк" |
12 |
ЗАО КБ "Ситибанк" |
37 |
ОАО АКБ "АВАНГАРД" |
13 |
ЗАО "Райффайзенбанк" |
38 |
ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)" |
14 |
ЗАО "ИНГ Банк (Евразия)" |
39 |
ОАО Банк "Петрокоммерц" |
15 |
ОАО "Нордеа Банк" |
40 |
ОАО "Транскапиталбанк" |
16 |
ЗАО КБ "Миллениум Банк" |
41 |
ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга" |
17 |
ОАО "Московский Кредитный Банк" |
42 |
ОАО "Росгосстрах Банк" |
18 |
ЗАО "Королевский банк Шотландии" |
43 |
ОАО АБ "РОССИЯ" |
19 |
ПАО Банк "ФК Открытие" |
44 |
ЗАО "Банк Кредит Свисс (Москва)" |
20 |
ЗАО "БНП Париба Банк" |
45 |
ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК" |
21 |
ОАО "АК БАРС" Банк |
46 |
ЗАО КБ "ЛОКО-Банк" |
22 |
ПАО "Ханты-Мансийский Банк Открытие" |
47 |
ООО "Универсальный фондовый банк" |
23 |
ОАО "БАНК УРАЛСИБ" |
48 |
ОАО "ВБРР" |
24 |
ОАО "БИНБАНК" |
49 |
ОАО АКБ "Банк Китая (ЭЛОС)"* |
25 |
ОАО "МДМ Банк" |
|
|
*- в случае предъявления акционером банка - "Bank of China Limited (BOC Limited)", поручительства за ОАО АКБ "Банк Китая (ЭЛОС)" на полную сумму гарантии по форме, предварительно согласованной с ОАО "РЖД".п.9 ст.8 раздела 2 Закупочной документации
Согласно п. 8.1.8. Закупочной документации обеспечение надлежащего исполнения договора в виде банковской гарантии оформляется по форме приложения N 5 к аукционной документации, выданной одним из банков, указанных в приложении N 6 к аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 (один) месяц.
В соответствии с Приложением N 6 в составе Закупочной документации установлен список банков, чьи гарантии ОАО "РЖД" принимает для обеспечения надлежащего исполнения договора:
N |
Банк |
1 |
ОАО "Сбербанк России" |
2 |
ОАО "Банк ВТБ" |
3 |
ОАО "Газпромбанк" |
4 |
ЗАО "Банк ВТБ 24" |
5 |
ОАО АКБ "РОСБАНК" |
6 |
ЗАО "ЮниКредитБанк" |
7 |
ОАО АКБ "Банк Москвы" |
8 |
ОАО "Альфа-Банк" |
9 |
ОАО "Россельхозбанк" |
10 |
ОАО АКБ "Абсолют Банк" |
Представитель Организатора закупки в возражениях на жалобу сообщил, что основанием для установления в Закупочной документации исчерпывающего, по мнению Организатора закупки, перечня финансово-кредитных организаций, у которых можно получить банковскую гарантию при участии в Закупке, является распоряжение ОАО "РЖД" от 29.03.2010 г. N640р "О мерах по совершенствованию системы управления финансовыми рисками ОАО "РЖД". Данным распоряжением утверждена Методика определения кредитных лимитов на депозиты, размещаемые в банках-контрагентах ОАО "РЖД" и банковскими гарантиями, предоставляемыми контрагентами ОАО "РЖД" в качестве обеспечения своих обязательств" согласно которой Комиссией по управлению финансовыми рисками ОАО "РЖД" определяется Перечень банков-эмитентов таких гарантий. Данная методика основана на рейтинговой методике CAMEL и позволяет управлять финансовыми рисками, направлена на обеспечение исполнения обязательств контрагентов перед ОАО "РЖД". Любой банк может быть включен в перечень банков по итогам расчета.
Вместе с тем, согласно п.1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с п.3 статьи 74.1. НК РФ Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, ведется перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, а также в иных целях, предусмотренных законодательством. Указанный перечень банков подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года"
Согласно указанному перечню по состоянию на 01.05.2015 г. Министерством финансов Российской Федерации в него включено 350 банков.
В соответствии с Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
На основании изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что, вследствие установления в составе Закупочной документации требований к оформлению обеспечения заявки на участие в Закупке и обеспечения надлежащего исполнения договора в виде банковских гарантий, выданных одним из 49 банков, указанных в Приложении N4 в составе Закупочной документации (в отношении обеспечения заявки), и одним из 10 банков, указанных в Приложении N6 в составе Закупочной документации (в отношении обеспечения надлежащего исполнения договора), Организатором закупки допущены нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного статьей 3 Закона N223-ФЗ.
4. Рассмотрев жалобу (от 15.05.2015 вх. N 10557) ООО "Нордмарин" на действия организатора торгов ОАО "РЖД" при организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ОАО "РЖД" нарушение ст.3 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу (от 15.05.2015 вх. N 10557) ООО "Нордмарин" на действия организатора торгов ОАО "РЖД" при организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ОАО "РЖД" при организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603) нарушение п. 2 ч. 1 ст.3 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении принципов справедливости и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки при организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603).
3. Организатору торгов ОАО "РЖД" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603).
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
25 мая 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 25.05.2015 по жалобе N Т02-222/15 на действия организатора торгов ОАО "РЖД" при организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Организатору торгов ОАО "РЖД" совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов путем проведения этапов рассмотрения, а также оценки и сопоставления заявок участников процедуры (извещение N31502296603) с допуском к участию в процедуре (извещение N31502296603) заявок участников, представивших в составе заявки банковскую гарантию, в том числе выданную банком, не включенным в перечень банков согласно Приложению 4 или Приложению 6 к документации о закупке (извещение N31502296603) в ходе организации и проведении открытого аукциона N2992/ОАЭ-ДЖВ/15 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания вокзала Великие Луки (извещение N31502296603).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 08 июня 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2015 г. N Т02-222/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016