Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 23 апреля 2014 г. N 21-04-18.1/14
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
-Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
-Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; -Тараскина А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу N 21-04-18.1/14 ООО "Комос" на действия ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", в присутствии: представителей ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Комос" на действия ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", выразившиеся в необоснованном включении в требование, предъявляемое к участникам закупки - "Наличие заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" ФМБА России на предмет производственного контроля", при проведении закупки на право заключения договора на выполнение работ по акарицидной обработке территорий для нужд ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", закупаемых путем проведения открытого запроса цен в электронной форме (извещение от 27.03.2014 N 314001014869), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.
В жалобе указано, что 27.03.2014 ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение N 314001014869) было размещено извещение о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на выполнение работ по акарицидной обработке территорий для нужд ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина".
Дата, время окончания срока подачи заявок: 15 апреля 2014 года в 04:00 часов по местному времени.
Дата рассмотрения заявок: 22 апреля 2014 года в 23 часов 59 минут по местному времени.
В закупочной деятельности ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупках).
Представитель ООО "Комос" в своей жалобе от 15.04.2014 вх. N 5112 указывает, ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем включения в требование, предъявляемое к участникам закупки - "Наличие заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" ФМБА России на предмет производственного контроля". Данное требование, по мнению ООО "Комос", создает преимущественное положение для претендентов, имеющих указанный заключенный договор, чем исключает конкуренцию. ООО "Комос" просит выдать ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" предписание о внесении изменений в закупочную документацию (извещение N 314001014869).
Представители ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" по доводам жалобы ООО "Комос" пояснили следующее.
Требование о "Наличии заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" ФМБА России на предмет производственного контроля" является законным на основании того, что проведение производственного контроля оговорено статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которая обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции". Также, об обязательности проведения производственного контроля сказано в пунктах 1.3, 1.5, 2.1 и 4.2 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001). Поскольку другие предприятия на территории ЗАТО г. Снежинск, которые могут осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, отсутствуют, поэтому в документации по запросу цен ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" в требованиях, предъявляемых к участникам запроса цен, в разделе 11.5 указана необходимость "Наличие заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" на предмет производственного контроля".
Также, в пункте 13.6 документации по запросу цен указано, что участник запроса цен вправе приложить к заявке на участие в запросе цен иные документы, которые, по мнению участника запроса цен, подтверждают соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.
Представители ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" считают, что в пункте 13.6 документации по запросу цен предусмотрена альтернатива "Наличию заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" на предмет производственного контроля".
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок проведения закупки в форме запроса цен определен в разделе 10 Положения о закупках.
Требование к участникам запроса цен о "Наличии заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" на предмет производственного контроля" предусмотрено пунктом 11.5 документации по запросу цен.
Данное требование в жалобе от 15.04.2014 вх. N 5112 расценено ООО "Комос" как ограничивающее круг потенциальных участников закупки.
Письмом от 18.04.2014 вх. N 5373 ООО "Комос" направило в Челябинское УФАС России письмо, в котором просит производство по делу N 21-04-18.1/14 прекратить по причине отзыва жалобы.
Руководствуясь частью 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о прекращении рассмотрения жалобы ООО "Комос" от 15.04.2014 вх. N 5112, в связи с отзывом жалобы заявителем, а также невозможностью выдачи ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" предписания о внесении изменений в закупочную документацию (извещение N 314001014869).
Однако, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В части 1 статьи 3 Закона о закупках указаны принципы, которыми должен руководствоваться заказчик:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1. статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В пункте 11.5 документации по запросу цен предусмотрено требование к участникам запроса цен о "Наличии заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" на предмет производственного контроля".
Челябинское УФАС России согласно с доводом ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" о необходимости наличия "производственного контроля" в силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которая обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции", однако, Челябинское УФАС России не принимает довод о том, что только ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" может обеспечить указанный "производственный контроль" при исполнении договора на выполнение работ по акарицидной обработке территорий.
Также, подтверждением того, что "производственный контроль" может осуществить и иная организация (помимо ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15") являются пояснения представителей ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина".
В пункте 13.6 документации по запросу цен указано, что участник запроса цен вправе приложить к заявке на участие в запросе цен иные документы, которые, по мнению участника запроса цен, подтверждают соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов, однако, данная возможность не указана в пункте 11.5 документации по запросу цен.
Проанализировав документацию о запросе цен (извещение N 31401014869) Челябинское УФАС России приходит к выводу, что представление дополнительных документов участниками закупки, предусмотренных пунктом 13.6 документации о запросе цен, не освобождает данных участников от обязанности представить документы, указанные в пункте 11.5 документации о запросе цен.
Таким образом, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что действия ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", выразившиеся в указании в пункте 11.5 документации по запросу цен требования, предъявляемого к участникам закупки - "Наличие заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" ФМБА России на предмет производственного контроля" при формировании документации о закупке (извещение N 31401014869), являются нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Поскольку письмом от 18.04.2014 вх. N 5373 ООО "Комос" отозвало жалобу от 15.04.2014 вх. N 5112, то в соответствии с частью 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у Челябинского УФАС России отсутствуют основания для аннулирования торгов и выдачи ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" предписания о внесении изменений в документацию о закупке (извещение N 31401014869), однако в силу части 17 статьи 18.1 Закона о Защите конкуренции Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов при формировании документации о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 17 и 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение жалобы ООО "Комос" от 15.04.2014 вх. N 5112, в связи с отзывом жалобы заявителем.
Признать действия ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина", выразившиеся в указании в пункте 11.5 документации по запросу цен требования, предъявляемого к участникам закупки - "Наличие заключенного договора с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 15" ФМБА России на предмет производственного контроля" (извещение N 31401014869), нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов при формировании документации о закупках.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
А.И. Тараскина
Исп.: Тараскина Анастасия Игорьевна Тел.: 8 (351) 266-68-84
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 21-04-18.1/14
22 апреля 2014 года
г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
-Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
-Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Тараскина А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России. |
руководствуясь пунктом 3? части 1 статьи 23, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 22.04.2014 по делу N 21-04-18.1/14 по жалобе ООО "Комос", а также выявленных нарушениях части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), предписывает:
ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" совершить действия, направленные на устранение нарушений части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в требовании от участников закупки наличия заключенного договора с конкретной организацией на предмет производственного контроля, путем совершения действий, указанных в пункте 1.1 настоящего предписания:
1.1 ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" при формировании документации о закупке, при исполнении договора по которой необходимо проведение производственного контроля, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", не требовать от участников закупки наличия заключенного договора с конкретной организацией.
2. ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ им. ак. Е.И. Забабахина" в качестве доказательства исполнения настоящего предписания до 01 сентября 2014 года представлять в Челябинское УФАС России копии извещений о проведении закупок.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
А.И. Тараскина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Исп.: Тараскина Анастасия Игорьевна Тел.: 8 (351) 266-68-84
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 апреля 2014 г. N 21-04-18.1/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016