Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 апреля 2014 г. N 17-07-18.1/14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалобы на неправомерные действия при организации и проведении торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А. А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Пазуха З. В. |
- |
ведущего специалиста отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
Самариной Н. А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу <_> (далее - Заявитель) на неправомерные действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - Министерство, организатор торгов) при организации и проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) Челябинской области, извещение N 2/2014 от 06.03.2014 (далее - торги, Конкурс), в присутствии представителя Министерства, в отсутствие Заявителя, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Министерства при проведении Конкурса, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных требований к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Министерством неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе в обязательном порядке копий документов, подтверждающих опыт работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа (подпункт 6 пункта 11 информационной карты конкурсной документации).
Помимо этого из жалобы Заявителя следует, что организатором торгов неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств юридического лица (индивидуального предпринимателя), в которых прописано в графе вид использования исключительно "нежилое помещение".
Заявитель также указывает, что организатором Конкурса в нарушение требований действующего законодательства в конкурсной документации отсутствует информация о количестве транспортных средств, которые надлежит использовать на маршруте, по каждому лоту.
Заявитель просит признать нарушения со стороны Министерства при организации и проведении Конкурса.
Министерством представлены следующие письменные пояснения от 16.04.2014 г. N 283 (вх. N 5246 от 16.04.2014).
При организации и проведении торгов Министерство руководствовалось Законом Челябинской области от 29.10.2009 г. N 488-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области" (далее - Закон об организации транспортного обслуживания населения) и Приказом Министерства "О проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам)" от 05.03.2014 N 142 (далее - Приказ).
Из пояснений Министерства следует, что критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе установлены пунктом 8 Закона о транспортном обслуживании населения.
Подпункт 8 пункта 8 статьи 7 Закона об организации транспортного обслуживания населения определяет, что Министерство оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критерию "опыт работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа".
Пункт 11 информационной карты конкурсной документации устанавливает перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе для подтверждения опыта работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе приложить документы, подтверждающие опыт работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа, как по межмуниципальным, так и по межобластным, межкраевым, межреспубликанским автобусным маршрутам. К тому же в целях недопущения предоставления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) недостоверной или непроверяемой информации перечень предоставляемых документов, установленный в конкурсной документации, является исчерпывающим.
Организатором торгов указано, что согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 7 Закона о транспортном обслуживании населения Министерство оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критерию "наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств".
В соответствии с пунктом 11 информационной карты конкурсной документации претендент на участие в Конкурсе прикладывает копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств юридического лица (индивидуального предпринимателя): документы, подтверждающие наличие на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании помещений. В конкурсной документации требования о предоставлении юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, в которых прописано в графе вид использования исключительно "нежилое помещение" не содержится.
Помимо этого Министерство в своих пояснениях указывает, что часть 6 статьи 7 Закона об организации транспортного обслуживания населения содержит закрытый перечень сведений и информации, который должна содержать конкурсная документация. Информация о количестве транспортных средств, которые надлежит использовать на маршруте, в указанный перечень не входит.
Таким образом, действия Министерства при проведении торгов не нарушают права и законные интересы участников торгов.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок проведения торгов на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области регулируется Законом об организации транспортного обслуживания населения.
Состав конкурсной комиссии (Приложение N 1) и конкурсная документация (Приложение N 2) утверждены Приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области "О проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам)" от 05.03.2014 N 142.
06.03.2014 на сайте Министерства www.minstroy74.ru размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области с реестровым номером торгов N 2/2014.
В извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации установлено, что процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе должна состояться 15.04.2014.
Рассмотрение заявок на участие в Конкурсе - 22.04.2014.
Подведение итогов Конкурса - 24.04.2014.
На момент рассмотрения дела Комиссией договор об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту по лоту N 4 с победителем Конкурса заключен не был, что подтверждается письменными пояснениями Министерства N 276 от 14.04.2014 (вх. N 5111 от 14.04.2014).
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона об организации транспортного обслуживания населения конкурс на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту проводится уполномоченным органом в соответствии с настоящим Законом.
Пункт 8 статьи 7 Закона об организации транспортного обслуживания населения определяет критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, к которым в том числе относится опыт работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа (подпункт 8).
Из анализа конкурсной документации конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области N 2/2014 следует, что требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе установлены пунктом 11 информационной карты конкурсной документации.
Для участия в конкурсе юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме и запечатанном конверте. Заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих опыт работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа (подпункт 6).
При этом указано, что подтверждающими документами являются копии разрешений на право перевозки пассажиров на межмуниципальном маршруте, копии договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров по межмуниципальным автобусным маршрутам, паспорта регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), внесенных в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В случае, если начало осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа юридического лица (индивидуального предпринимателя) приходится на период с 21 февраля 2009 года по 13 января 2010 года, то в качестве подтверждения опыта работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа предоставляются копии договоров с автовокзалами (автостанциями) Челябинской области на оказание посреднических услуг в оказании пассажирских перевозок с приложением копий расписаний по межмуниципальным автобусным маршрутам, согласованных с автовокзалами (автостанциями), и копии платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств перевозчику за проданные билеты в указанный период.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном установлении организатором торгов требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих опыт работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа в конкурсной документации не может быть принят, поскольку установление такого требования не противоречит требованиям Закона об организации транспортного обслуживания населения и не нарушает права и интересы претендентов на участие в Конкурсе.
2. Подпункт 5 пункта 8 статьи 7 Закона об организации транспортного обслуживания определяет критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, к которым относится наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
В информационной карте конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих требований, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств юридического лица (индивидуального предпринимателя): документы, подтверждающие наличие на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании помещений (подпункт 4 пункта 11).
Подтверждающими документами соответствия помещений требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств юридического лица (индивидуального предпринимателя) являются копии сертификатов соответствия на услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, оформленные на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) от лица которого подается заявка на участие в конкурсе.
Требований о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе по критерию "наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих требований, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств" документов, в которых в графе вид использования прописано исключительно "нежилое помещение" не содержится.
К тому же часть 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Таким образом, индивидуальный предприниматель в составе заявки на участие в Конкурсе может представить копию документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, в том числе жилого помещения, при соответствии указанного помещения требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Поскольку в конкурсной документации отсутствует обязательное требование о предоставлении копий документов, подтверждающих наличие помещения, в которых в графе вид использования прописано исключительно "нежилое помещение", довод Заявителя не может быть принят во внимание.
3. Проведение Конкурса определяется Законом об организации транспортного обслуживания населения.
Подпункт 6 пункта 6 статьи 7 Закона об организации транспортного обслуживания населения определяет, что конкурсная документация должна содержать:
1) паспорт межмуниципального маршрута;
2) даты начала и окончания осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа (период осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа не может быть менее пяти лет);
3) время начала и окончания движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту;
4) вместимость транспортных средств и количество рейсов, которое должно выполняться транспортными средствами, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток;
5) категорию и класс транспортных средств;
6) информацию о перечне услуг, предоставляемых автовокзалами, расположенными по межмуниципальному маршруту;
7) критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
8) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
9) условия допуска к участию в конкурсе;
10) место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
11) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
12) место, дату и время подведения итогов конкурса;
13) требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе.
Информации о количестве транспортных средств, которые надлежит использовать на маршруте, данный перечень не содержит.
Таким образом, довод Заявителя о том, что организатором торгов, в нарушение требований действующего законодательства, четко не определено количество транспортных средств, которые надлежит использовать на маршруте, не может быть принят Комиссией антимонопольного органа во внимание.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_> на неправомерные действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при организации Конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области, реестровый номер торгов 2/2014 необоснованной.
2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
А. А. Козлова
Члены Комиссии:
З. В. Пазуха
Н. А. Самарина
Самарина Н. А.
(351) 265-93-79
22.04.2014
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2014 г. N 17-07-18.1/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016