Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 21 апреля 2014 г. N 02-10/2014-06
Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2014 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев дело N 02-10/2014-06, возбужденное по признакам нарушения Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N4 УФСИН по Ивановской области" (<_>) пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ООО "Лиона", в котором содержится жалоба на действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N4 УФСИН по Ивановской области" (далее - ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области", Учреждение), выразившиеся в заключении с ФГУП "Вологодское" ФСИН России договора безвозмездного пользования имуществом без проведения аукциона.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Ивановского УФАС России от 18.03.2014 N 28 возбуждено дело N 02-10/2014-06 по признакам нарушения ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ООО "Лиона", ФГУП "Вологодское", уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представителей на заседание Комиссии не направили, дополнений, ходатайств не представили.
На заседании Комиссии 21.04.2014 представители ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях от 07.03.2014 N38-ТО/44/13-1514.
Рассмотрев представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учредителем ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" является Российская Федерация, собственником имущества также является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20.12.2013 между ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" и ФГУП "Вологодское" ФСИН России был заключен Договор безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" N803 (далее - Договор).
В соответствии с Договором ссудодатель (ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области") обязуется предоставить ссудополучателю (ФГУП "Вологодское" ФСИН России) в безвозмездное пользование объект нежилого фонда - помещение N1 площадью 3,0 кв.м., помещение N2 площадью 148,6 кв.м., помещение N3 площадью 4,0 кв.м., помещение N4 площадью 15,9 кв.м., помещение N5 площадью 9,7 кв.м., помещение N6 площадью 19,7 кв.м., помещение N7 площадью 22,9 кв.м., помещение N8 площадью 1,1 кв.м., помещение N9 площадью 12,7 кв.м., общей площадью 237,6 кв.м., расположенные в здании магазина Учр.-столовой, назначение: нежилое, на первом этаже двухэтажного строения, общая площадь 470,9 кв.м., инв. N24:211:002:083029760, лит. Б., кадастровый (условный) номер 37-37-05/049/2010-300, расположенное по адресу: 155821, ивановская область, Кинешемский район, с. Октябрьский, ул. Заречная, д.42, именуемый далее "Объект 1", и объект нежилого фонда - помещение N1 площадью 2,8 кв.м., помещение N2 площадью 2,4 кв.м., помещение N3 площадью 38,9 кв.м., помещение N5 площадью 5,8 кв.м., общей площадью 49,9 кв.м., расположенные в здании общежития N3 (медчасть), назначение: нежилое, на первом этаже трехэтажного строения, общая площадь 1215,1 кв.м., инв. N24:211:002:083025850:0204, лит. Б.4, кадастровый (условный) номер 37-37-05/050/2010-008, расположенное по адресу: 155821, ивановская область, Кинешемский район, с. Октябрьский, ул. Заречная, д.42, именуемый далее "Объект 2", для использования в целях организации розничной торговли продуктами питания и предметами первой необходимости для нужд вольнонаемного состава работающих в ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области".
Указанные объекты закреплены за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" на праве оперативного управления, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права (Приложения N6 и N6.1 к Договору).
Факт передачи имущества Учреждением во владение и пользование ФГУП "Вологодское" ФСИН России подтвержден Актом приема-передачи объекта нежилого фонда от 20.12.2013, являющимся Приложением N1 к Договору.
При этом в Ивановское УФАС России не представлено сведений и документов, подтверждающих передачу указанного имущества по результатам проведенного конкурса или аукциона.
Из письменных пояснений ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" от 07.03.2014 N38-ТО/44/13-1514 следует, что 21.10.2013 от ФСИН России в адрес Учреждения поступила телеграмма N05-37250 об организации и проведении мероприятий по передаче ФГУП "Вологодское" ФСИН России по договорам безвозмездного пользования помещений магазинов исправительных учреждений. Во исполнение указанной телеграммы между Учреждением и ФГУП "Вологодское" ФСИН России был заключен Договор безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" N803 от 20.12.2013. В связи с тем, что Договор был заключен во исполнение телеграммы ФСИН России, ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" полагает, что порядок передачи имущества соответствовал действующему законодательству Российской Федерации.
Однако в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (далее - Правила) нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Кроме того, в соответствии с п. 8 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Таким образом, телеграмма ФСИН России от 21.10.2013 N05-37250 нормативным правовым актом, обязательным для исполнения учреждениями уголовно-исполнительной системы, не является.
В соответствии с п. 100 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 года N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины. Такие магазины могут организовываться учреждениями ФСИН самостоятельно либо с привлечением на договорной основе хозяйствующих субъектов. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по реализации товаров осужденным на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, законодательством РФ не ограничен.
Передача имущества ФГУП "Вологодское" по Договору N803 от 20.12.2014 без проведения конкурса или аукциона, при отсутствии у осужденных возможности приобретения товаров за пределами территории исправительного учреждения, ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления запрещается заключать договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, без проведения конкурсов или аукционов.
Заключение Договора безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области", N803 от 20.12.2013 является нарушением п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанный договор был заключен без проведения торгов.
Факт нарушения ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области" п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции подтверждается материалами дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушением п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N4 УФСИН по Ивановской области", выразившиеся в заключении с ФГУП "Вологодское" ФСИН России договора безвозмездного пользования имуществом без проведения конкурса или аукциона.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела N 02-10/2014-06, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Выдать Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N4 УФСИН по Ивановской области" предписание о прекращении в срок до 24.07.2014 нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
- принять меры по возврату имущества, переданного ФГУП "Вологодское" ФСИН России на основании Договора безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области", N803 от 20.12.2013,
- в случае заключения договоров в отношении имущества, являющегося предметом Договора безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области", N803 от 20.12.2013, руководствоваться требованиями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-10/2014-06
21 апреля 2014 года г. Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 21.04.2014 по делу N 02-10/2014-06 (изготовлено в полном объеме 21.04.2014) о нарушении Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N4 УФСИН по Ивановской области" пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N4 УФСИН по Ивановской области" в срок до 24.07.2014 устранить нарушение антимонопольного законодательства, для чего:
- принять меры по возврату имущества, переданного ФГУП "Вологодское" ФСИН России на основании Договора безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области", N803 от 20.12.2013,
- в случае заключения договоров в отношении имущества, являющегося предметом Договора безвозмездного пользования объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ "ИК N4 УФСИН по Ивановской области", N803 от 20.12.2013, руководствоваться требованиями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Подписи членов комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 21 апреля 2014 г. N 02-10/2014-06
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016