Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 14 июня 2012 г. N 17Т-12
Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
Председатель |
|
Бугаев Д.В.
|
Заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного контроля |
Член комиссии |
|
Нестеренко Е.В.
|
Начальник отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
|
Красильникова Е.И. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
|
Десяткова Е.В. |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
|
Касаткин В.В. |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
|
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителя заявителя: ООО "Перевозчик" <_> (доверенность от 07.06.2012 N <_>); представителя Мэрии г. Архангельска <_> (доверенность от 26.01.2012 N <_>); заинтересованного лица победителя конкурса по лоту N 3 ООО "Архтрансавто" - <_> (доверенность от 16.06.2012); заинтересованного лица победителя конкурса по лоту N 2 ООО "АТП-3" - <_> (доверенность от 07.06.2012),
|
УСТАНОВИЛА:
30 мая 2012 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Перевозчик" (далее по тексту - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" по маршрутам N 7у и N 53.
Содержание жалобы:
Заявитель считает, что Конкурсной комиссией был нарушен порядок определения победителя конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" по маршрутам N 7у и 53. Заявитель указал, что конкурсной комиссией при подведении итогов конкурса штрафные баллы по нарушениям ПДД и ДТП исчислены с начала 2012 года, в то время как транспортные средства были взяты в аренду Обществом с 01.03.2012.
В дополнении к жалобе от 31.05.2012 заявитель указывает на то, что транспортные средства победителей конкурса по маршрутам N 7у и 53 не соответствуют требованиями п. 1.3. конкурсного задания в части наличия на автобусах навигационной системы ГЛОНАС или ГЛОНАСС/GPS с осуществлением отметки в центральной диспетчерской службе МУП "АППП" и речевыми маршрутными информаторами. Победителем конкурса не соблюдены требования п. 6.3 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск", утв. решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319 (далее - Положение), в котором указанно, что в течение десяти дней с момента опубликования протокола результатов конкурса победитель обязан представить организатору подготовленные к работе по договору транспортные средства, заявленные на конкурс, в ином случае в соответствии с пунктом 6.4 Положения победитель считается уклонившимся от заключения договора.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель ООО "Перевозчик" поддержала заявленные требования в отношении лотов N 2 и N 3.
Мэрия города Архангельска с заявлением не согласна по следующим основаниям. По мнению Мэрии города Архангельска, договоры аренды транспортных средств без экипажа считаются заключенными с момента передачи арендатору транспортного средства. Передача транспортных средств от арендодателя к арендатору совершена 01.09.2011. Документы, свидетельствующие об обратном в составе заявки ООО "Перевозчик" отсутствовали. Претендент представил документы, свидетельствующие о владении транспортными средствами с 01.09.2011, поэтому баллы по критерию оценки N 7 и N 8 были начислены с 01.09.2011.
Представитель ООО "АТП-3" указала на то, что ООО "АТП-3" нельзя считать уклонившимся от заключения договора в соответствии с пунктом 6.4 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на перевозку пассажиров, поскольку ООО "АТП-3" приняты меры для соответствия автобусов конкурсному заданию. Между ООО "АТП-3" и МУП "Архангельское предприятие пассажирских перевозок" заключен договор от 13 декабря 2011 года N 075/РИ, согласно которому заказчик (ООО "АТП-3") поручает МУП "АППП" установку на пассажирский транспорт навигационно-связных бортовых терминалов "Гранит-Навигатор" (для работы спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS), диспетчерский контроль и управление посредством автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления пассажирского транспорта, а также установку речевых информаторов.
Представитель ООО "Архтрансавто" сообщила, что Общество не уклоняется от заключения договора на перевозку пассажиров. Обществом приняты меры для обеспечения автобусов конкурсному заданию: заключены договоры на установку бортовых терминалов "Гранит-Навигатор", диспетчерского контроля и управления посредством автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления, речевых информаторов.
Также представитель ООО "АТП-3" и ООО "Архтрансавто" полагает, что участник конкурса ООО "Перевозчик" на момент подачи заявки на участие в конкурсе не владел транспортными средствами, в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 3.5.5 Положения, поскольку транспортные средства, заявленные на конкурс, перешли к ООО "Перевозчик" только с 01.03.2012.
Комиссия Архангельского УФАС России в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрела жалобу ООО "Перевозчик" с учетом следующего.
Согласно ч. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Итоги конкурса по маршрутам N 7у "ул. Кедрова-пр. Ленинградский, 350" и N 53 "МР Вокзал - пл. Терехина" подведены 11 мая 2012 года. Протокол третьего этапа конкурса размещен на официальном сайте мэрии города Архангельск www.arhcity.ru 15 мая 2012 года.
Как следует из жалобы ООО "Перевозчик" и подтверждено представителем Мэрии города Архангельска, договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории МО "Город Архангельск" по маршрутам N 7у "ул. Кедрова- пр.Ленинградский, 350" и N 53 "МР Вокзал - пл. Терехина" на момент поступления жалобы в Архангельское УФАС России с победителями конкурса не заключены.
Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждено Решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319 (далее - Положение).
23 декабря 2011 года в соответствии с Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от 14.12.2011 N 3274р на официальном сайте мэрии города Архангельска www.arhcity.ru размещено информационное сообщение о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" по следующим автобусным маршрутам:
Лот N 1 автобусный маршрут N 5 "Новый поселок - ул. Усть-Двинская";
Лот N 2 автобусный маршрут N 7-у "ул. Кедрова - пр. Ленинградский, 350";
Лот N 3 автобусный маршрут N 53 "МР Вокзал - пл. Терехина".
04 апреля 2012 года состоялся второй этап Конкурса - допуск претендентов к участию в конкурсе.
Конкурсной комиссией принято решение об отложении рассмотрения заявок на предмет допуска претендентов к участию в конкурсе на 06 апреля 2012 в 14:00 час, в целях уточнения информации по количеству ДТП и нарушений ПДД за 2011 год, совершенных по вине претендентов.
Согласно Протоколу второго этапа конкурса - допуск претендентов к участию в конкурсе от 06 апреля 2012 года, к участию в Конкурсе по лоту N 2 автобусный маршрут N 7у "ул. Кедрова-пр. Ленинградский, 350" допущены:
1. ООО "Перевозчик";
2. ООО "Архангельское транспортное предприятие - 3";
3. ООО "Фирма Энергия";
4. ИП Кузьмин С.Н.
По лоту N 3 автобусный маршрут N 53 "МР Вокзал - пл. Терехина" к участию в
конкурсе допущены:
1. ООО "Перевозчик";
2. ООО "Архтрансавто";
3. ООО "Нордтрансавто".
Третий этап конкурса - оценка и сопоставление заявок претендентов, допущенных к участию в конкурсе, состоялся 16 апреля 2012 года. В связи с необходимостью получения дополнительной информации из МРО ГИБДД при ГУ УВД по г. Архангельску в проведении третьего этапа конкурса объявлен перерыв до 14:00 часов 26 апреля 2012.
26 апреля 2012 года решением конкурсной комиссии в проведении третьего этапа конкурса - оценка и сопоставление заявок претендентов, допущенных к участию в конкурсе, в целях анализа информации о количестве нарушений ПДД и ДТП, совершенных в 2011 году по вине транспортных средств претендентов, подавших заявки и допущенных к участию в конкурсе, был объявлен перерыв до 11 мая 2012 года.
Согласно Протоколу третьего этапа конкурса - оценка и сопоставление заявок претендентов, допущенных к участию в конкурсе, от 11 мая 2012 года победителем конкурса по лоту N 2 автобусный маршрут N 7у "ул. Кедрова-пр. Ленинградский, 350" признано ООО "АТП-3" (32 балла). Второе место заняло ООО "Перевозчик" (29 баллов). По лоту N 3 автобусный маршрут N 53 "МР Вокзал - пл. Терехина" победителем признанно ООО "Архтрансавто" (17 баллов), второе место заняло ООО "Перевозчик" (13 баллов).
Комиссией Архангельского УФАС России действия конкурсной комиссии и организатора конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" рассмотрены на соответствие требованиям Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск", утв. решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319 (далее - Положение).
Согласно пункту 5.6.2 Положения, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок претендентов, допущенных к участию в конкурсе, раздельно по каждому лоту в соответствии с Приложением N 3 к данному Положению.
В Приложении N3 Положения установлен перечень показателей оценки заявок претендентов, допущенных к участию в конкурсе на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Указанные показатели служат для оценки претендентов и свидетельствуют о надежности этих претендентов. Показатели оценки претендентов относятся к условиям конкурса и не устанавливают какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории перевозчиков. Победителем конкурса становится претендент, набравший наибольшее количество баллов по всем критериям оценки, то есть наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект. Введение критериев оценки N 7 и N 8 способствует улучшению качества оказываемых перевозчиками услуг, отвечающих требованиям безопасности, поскольку позволяет оценить степень организации перевозчиком безопасных условий перевозки пассажиров.
Пунктом 7 "Наличие нарушений ПДД, допущенных претендентом, на одну единицу состава, выраженное в коэффициенте <*> (справка ГИБДД) и пунктом 8 "Наличие ДТП, совершенных по вине претендента, на единицу зарегистрированного у конкурсанта подвижного состава, выраженное в коэффициенте <*> (справка ГИБДД), Приложения N 3 установлены критерии оценки претендентов. Коэффициент снижения баллов определяется как отношение количества зарегистрированных МРО ГИБДД г. Архангельска нарушений ПДД и ДТП, совершенных по вине претендента в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, к списочному количеству автобусов данного претендента на момент проведения конкурса. Под списочным количеством автобусов подразумеваются автобусы, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде или на иных законных основаниях у данного перевозчика.
Вместе с тем, конкурсная комиссия, оценивая заявки претендентов по указанным критериям, принимала во внимание нарушения ПДД и ДТП, совершенные транспортными средствами, представленными на конкурс, в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, по отношению к количеству заявленных транспортных средств по определенному лоту.
При этом, исходя из имеющейся в материалах дела информации, невозможно определить влияние на правильность определения победителя торгов того обстоятельства, что конкурсной комиссией был нарушен порядок расчета коэффициентов, приведенных в сноске к пп. 7, 8 Приложения к Положению 3 о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск", утв. решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319.
Согласно пункту 3.5.5 Положения, претендент к заявке на участие в конкурсе должен приложить заверенные копии документов, подтверждающих наличие в собственности, во владении на ином законном основании транспортных средств (копия свидетельства о регистрации транспортного средства, копия договора аренды с актом передачи транспортных средств (при владении транспортом по договору аренды), копия лицензионной карточки).
ООО "Перевозчик" подана заявка на участие в конкурсе по лоту N 2 с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.3.5 Положения, в том числе с представлением документов, подтверждающих наличие у заявителя во владении транспортных средств: договора аренды транспортных средств от 01.09.2011, заключенного заявителем с ООО "Авангард+" (собственником транспортных средств), и от 09.12.2011, заключенного Обществом с собственником транспортных средств - ООО "Автовал+". Также Обществом были приложены акты приемки передачи транспортных средства от 01.09.2011 и от 09.12.2011, соответственно. Дополнительные соглашения к договорам аренды транспортных средств от 09.12.2011 и от 10.12.2011.
К заявке ООО "Перевозчик" по Лоту N 3 приложены следующие документы, свидетельствующие о наличии во владении транспортных средств: договоры аренды транспортных средств, заключенные заявителем с ООО "Авангард+" (собственник транспортных средств) от 01.09.2011, акты приема-передачи транспортных средства от 01.09.2011 и от 09.12.2011, и дополнительные соглашения к договорам аренды транспортных средств от 09.12.2011.
Согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В соответствии с ч. 2 ст. 433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).
Транспортные средства, заявленные Обществом на конкурс, в соответствии с договорами аренды и актами приема-передачи, находились в пользовании ООО "Перевозчик" с 01.09.2011 и с 09.12.2011. В связи с этим, конкурсная комиссия правомерно запрашивала данные о ДТП и ПДД по данному участнику конкурса в МРО ГИБДД г. Архангельска за 2011 год.
В пункте 2 дополнительных соглашений к договорам аренды транспортных средств, заключенных ООО "Перевозчик" с ООО "Авангард+" и ООО "Автовал+", определено, что временно владеть и пользоваться транспортными средствами без экипажа Арендатор (ООО "Перевозчик"), может только с 01.03.2012 года.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель заявителя сообщила, что, в соответствии с условием дополнительного соглашения, до 01.03.2012 ООО "Перевозчик" арендованные транспортные средства не эксплуатировало. Данные транспортные средства находились на хранении Общества и не передавались в пользование иным лицам. В подтверждение представителем ООО "Перевозчик" представлена справка МРО ГИБДД г. Архангельска от 23.03.2012, полученная в ответ на запрос Общества из которой следует, что нарушений ПДД и ДТП с участием водителей Общества не зарегистрировано.
Однако, в справке не указан ни перечень транспортных средств, ни их количество, а также отсутствует период за который эти данные представлены.
Согласно сведениям из МРО ГИБДД при ГУ УВД по г. Архангельску от 06.04.2012 N 14/3068, полученным по запросу Конкурсной комиссии, с 09.09.2011 по 17.03.2012 зафиксированы нарушения ПДД и ДТП транспортными средствами, выставленными ООО "Перевозчик" на конкурс.
Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод, что наличие в дополнительных соглашениях условия об установлении срока пользования транспортных средств с 01.03.2012, с учетом того, что рассматриваемые транспортные средства находились непосредственно у ООО "Перевозчик", и установлении МРО ГИБДД при ГУ УВД по г. Архангельску факта нарушения ПДД и ДТП с участием данных транспортных средств, не исключает возможности эксплуатации ООО "Перевозчик" данных транспортных средств с нарушением условий дополнительных соглашений к договорам аренды.
С учетом изложенного, конкурсной комиссией нарушения ПДД и ДТП по информации из МРО ГИБДД при ГУ УВД по г. Архангельску расценены как нарушения со стороны ООО "Перевозчик" правомерно.
Пунктом 6.3 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск", утв. решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319 установлено, что в течение десяти дней с момента опубликования протокола результатов конкурса победитель обязан представить организатору подготовленные к работе по договору транспортные средства, заявленные на конкурс.
Пунктом 1.3. конкурсного задания установлено требование о наличии на автобусах навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с осуществлением отметки в центральной диспетчерской службе МУП "АППП" и речевыми маршрутными информаторами.
Третий этап конкурса - оценка и сопоставление заявок претендентов, допущенных к участию в конкурсе состоялся 11 мая 2012 года. 15 мая 2012 года протокол третьего этапа конкурса был размещен на официальном сайте мэрии города Архангельск www.arhcity.ru.
Из пояснений представителя ООО "АТП-3" и ООО "Архтрансавто" следует, что 21 мая 2012 года победителями конкурса по лотам N 2 и N 3 подписаны и направлены в адрес Мэрии города Архангельска договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории МО "Город Архангельск".
31 мая 2012 года представителями организатора конкурса составлен акт осмотра транспортных средств о наличии на автобусах победителей конкурса навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с осуществлением отметки в центральной диспетчерской службе МУП "АППП" и речевыми маршрутными информаторами, из которого следует, что навигационными системами и речевыми маршрутными информаторами оборудованы не все транспортных средства, заявленные на конкурс.
На отдельные транспортные средства установка оборудования назначена на 08 и 10 июня 2012 года.
Кроме того, в акте осмотра транспортных средств указано, что часть транспортных средств заменена другими, ранее не указанными в перечне к заявке на участие в конкурсе.
Из пояснений представителя ООО "Архтрансавто" и ООО "АТП-3" следует, что Обществами во исполнение требований пункта 1.3 конкурсного задания на заявленные к конкурсу автобусы приобретено и оплачено соответствующее оборудование, заключены договоры на установку и техническое обслуживание оборудования.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения в случае, если победитель конкурса в течение десяти дней после передачи организатором договора не подписал договор в отношении определенного лота и (или) не представил наличие и готовность к работе транспортных средств, заявленных на конкурс, победитель конкурса считается уклонившимся от заключения договора в отношении определенного лота.
31.05.2012 представителями организатора конкурса составлен акт осмотра транспортных средств победителей конкурса ООО "АТП-3" и ООО "Архтрансавто".
01.06.2012, в связи с поступлением жалобы ООО "Перевозчик" в Архангельское УФАС России, в соответствии с требованиями ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договора приостановлено до рассмотрения жалобы. Таким образом, у организатора конкурса отсутствовала возможность принять решение в соответствии с п.6.4 и 6.5 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск", утв. решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319, о признании победителя конкурса уклонившимся от заключения договора или не признавать его таковым.
Кроме того, пунктом 6.5. Положения предусмотрено, что в случае, если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора по определенному лоту, организатор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя конкурса заключить договор по такому лоту, а также о возмещении убытков муниципальному образованию "Город Архангельск" по причине уклонения от заключения договора, либо предложить заключение договора претенденту по этому лоту, занявшему второе место, и передать ему соответствующий договор. Следовательно, обязанность заключать договор с претендентом, занявшим второе место по итогам конкурса, не предусмотрена.
Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела N 17т-12 Комиссия Архангельского УФАС России не нашла подтверждения нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров со стороны конкурсной комиссии и организатора конкурса на право заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Признать жалобу ООО "Перевозчик" необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 14 июня 2012 г. N 17Т-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016