Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 14 июня 2012 г. N 23
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н.П. Камнева,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 23, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "СибИнтерМедиа" (ОГРН 1105476103590; юридический адрес: г.Новосибирск, Комсомольский проспект, д. 1; фактический: г.Новосибирск, ул.Инская, 67) по факту размещения в газете "Аргументы и факты" N 36 от 07.09.2011 г. информации о препарате "ГЛИКОЭРГ", с признаками нарушения:
- пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которому в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе, в соответствии с которым реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами,
в отсутствие:
заявителя - Управления Росздравнадзора по Приморскому краю (уведомлено надлежащим образом);
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "СибИнтерМедиа" (уведомлено надлежащим образом),
заинтересованного лица - ЗАО "Аргументы и факты" (уведомлено надлежащим образом), установила:
В Новосибирское УФАС России передано Приморским УФАС России заявление Управления Росздравнадзора по Приморскому краю (вх. N 269 от 17.01.2012 г.) о ненадлежащей рекламе препарата "ГЛИКОЭРГ", размещенной в газете "Аргументы и факты" N 36 от 07.09.2011 г.
По мнению Управления Росздравнадзора по Приморскому краю, данная реклама создает у потребителей впечатление, что препарат "ГЛИКОЭРГ" является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами, при этом в государственном реестре лекарственных средств данный препарат не зарегистрирован.
По данному заявлению Новосибирским УФАС России проведена проверка, по результатам которой установлено следующее.
В газете "Аргументы и факты" N 36, 2011 г. размещалась информация:
"Сахар в норме!
Врачи признали у меня сахарный диабет. Прописали горы лекарств, но у них масса побочных эффектов. К тому же на фоне диабета стало сильно ухудшаться зрение. Что делать! "_", Томск.
Настоящим прорывом в борьбе с диабетом стало недавнее открытие российских ученых - препарат ГЛИКОЭРГ. Результат превзошел все ожидания: ГЛИКОЭРГ способствует нормализации уровня сахара в крови уже на пятый день! При этом препарат помогает восстановить и сохранить здоровье сердца, печени, почек и глаз, страдающих от болезни и "химического" лечения.
Звоните незамедлительно по телефону: "_" (бесплатно).
ООО "СибИнтерМедиа", г. Новосибирск, ул. Инская, 67, ОГРН 1105476103590. Реклама".
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, вышеуказанная информация является рекламой.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе", реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Сахарный диабет - группа эндокринных заболеваний, развивающихся вследствие абсолютной или относительной недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается стойкое увеличение содержание глюкозы в крови (ru.wikipedia.org/wiki/Сахарный_диабет).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации N 77.99.23.3.У.288.1.08 от 17.01.2008 г., препарат "ГЛИКОЭРГ" является биологически активной добавкой к пище - источником элеутерозидов, дополнительным источником липоевой кислоты, витаминов С, В1, содержащей магний. (продукция изготовлена ООО "НПП "Метамед"). Соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением N 77.99.23.3.У.288.1.08 от 17.01.2008 г.
При этом, из содержания рекламы следует, что данный препарат оказывает положительное влияние на течение болезни - диабета ("способствует нормализации уровня сахара в крови уже на пятый день", "помогает восстановить и сохранить здоровье сердца, печени, почек и глаз, страдающих от болезни и "химического" лечения"), при этом лекарственным средством не является, следовательно, рассматриваемая реклама указывает на нарушение п.6 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе".
Содержание рекламы биологически-активной добавки к пище "ГЛИКОЭРГ" также создает впечатление, что рекламируемый товар является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами: "_у меня сахарный диабет. Прописали горы лекарств, но у них масса побочных эффектов. _Настоящим прорывом в борьбе с диабетом стало недавнее открытие российских ученых - препарат ГЛИКОЭРГ", что указывает на нарушение п.1 ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе" несёт рекламодатель (ст. 38 ФЗ "О рекламе"), т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Указанная реклама размещалась в газете "Аргументы и факты", N 36, 2011 г. (свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-27097 от 12.01.2007 г.) на основании Договора N 90/09 от 30.03.2009 г. между ЗАО "Аргументы и факты" (Исполнитель) и "Global Trading Corporation" of Dominica (Заказчик). Акт сдачи-приемки услуг N 9/07/00490 от 07.09.2011 г. за размещение указанного рекламного материала по счету ПО-00206 от 12.05.11г. сторонами подписан.
В свою очередь, ООО "СибИнтерМедиа" представлен Агентский договор N 06/РА на предоставление рекламно-информационных услуг от 01.02.2011 г. (далее - Агентский договор), заключенный с ООО "РОССТ" (Агент), согласно п.1.1. которого Агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет Принципала следующие действия:
- создание рекламно-информационных материалов;
- размещение рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации и на других носителях по выбору Принципала.
Приложением N 52 от 25.08.2011 г. сторонами согласована подготовка и размещение рекламно-информационного материала в прессе: "Аргументы и Факты" (Россия), размер полосы - 1/20, Бренд - "Гликоэрг", дата выхода - 07.09.2011 г. Указанные услуги оплачены платежным поручением N 272 от 28.09.2011 по счету N 1368 от 25.08.2011 г.
В соответствии с п.2.1.2 Агентского договора, ООО "СибИнтерМедиа" несёт ответственность перед Агентом за качество, содержание и соответствие действующему законодательству предоставленных им к размещению рекламно-информационных материалов. Согласно п.4.3 Агентского договора Принципал (ООО "СибИнтерМедиа") несёт ответственность за содержание рекламно-информационных материалов, самостоятельно урегулирует все возможные претензии государственных органов.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "СибИнтерМедиа".
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе"). Ненадлежащая реклама не допускается.
В целях надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения настоящего дела Новосибирское УФАС России неоднократно извещало ООО "СибИнтерМедиа" по юридическому адресу, указанному в учредительных документах (г.Новосибирск, Комсомольский проспект, д.1), а также по известному месту нахождения данного юридического лица (г.Новосибирск, ул.Инская, д.67), путем направления почтового отправления с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор N 63001147224723 и N 63001147224716 соответственно). Таким образом, антимонопольным органом были предприняты все зависящие от него меры по уведомлению данного юридического лица надлежащим образом.
Согласно ч.1 ст.33 ФЗ "О рекламе", антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе пресекает нарушения физическими и юридическими лицами законодательства РФ о рекламе.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О рекламе", антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Распространение рассматриваемой рекламы "ГЛИКОЭРГ" с нарушением п.6 ч.5 ст.5 и п.1 ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе" может нанести вред здоровью и благополучию населения. Прекратить распространение данной рекламы способен рекламораспространитель.
На основании материалов дела, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств в соответствии с п.7 ст.3 ФЗ "О рекламе", является закрытое акционерное общество "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" (ОГРН 1027700459379).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию:
"Сахар в норме!
Врачи признали у меня сахарный диабет. Прописали горы лекарств, но у них масса побочных эффектов. К тому же на фоне диабета стало сильно ухудшаться зрение. Что делать! "_", Томск.
Настоящим прорывом в борьбе с диабетом стало недавнее открытие российских ученых - препарат ГЛИКОЭРГ. Результат превзошел все ожидания: ГЛИКОЭРГ способствует нормализации уровня сахара в крови уже на пятый день! При этом препарат помогает восстановить и сохранить здоровье сердца, печени, почек и глаз, страдающих от болезни и "химического" лечения.
Звоните незамедлительно по телефону: "_" (бесплатно).
ООО "СибИнтерМедиа", г. Новосибирск, ул. Инская, 67, ОГРН 1105476103590. Реклама", размещавшуюся в газете "Аргументы и факты" N 36 от 07.09.2011 г., ненадлежащей рекламой,
а ООО "СибИнтерМедиа" (ОГРН 1105476103590; юридический адрес: г.Новосибирск, Комсомольский проспект, д. 1; фактический адрес: г.Новосибирск, ул.Инская, 67) нарушившим требования:
- пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
2. Выдать ООО "СибИнтерМедиа" (ОГРН 1105476103590; юридический адрес: г.Новосибирск, Комсомольский проспект, д. 1; фактический: г.Новосибирск, ул.Инская, 67) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать ЗАО "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" (ОГРН 1027700459379; юридический адрес: 101000, г. Москва, ул.Мясницкая, 42) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "СибИнтерМедиа" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "15" июня 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ И.Р. Носкова
_____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ N 23/1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
15 июня 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н.П. Камнева,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы;
на основании своего решения от 15 июня 2012 г. по делу N 23 о признании ненадлежащей рекламы биологически-активной добавки к пище "ГЛИКОЭРГ", размещавшейся в печатном средстве массовой информации - еженедельнике "Аргументы и факты", N 36 от 07.09.2011 г., а ООО "СибИнтерМедиа" нарушившим п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "СибИнтерМедиа" (далее - ООО "СибИнтерМедиа"; ОГРН 1105476103590; юридический адрес: 630004, г. Новосибирск, Комсомольский проспект, д. 1; фактический: г.Новосибирск, ул.Инская, д.67) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы биологически-активной добавки к пище "ГЛИКОЭРГ", с нарушением:
- пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами,
в том числе рекламы: "Сахар в норме!
Врачи признали у меня сахарный диабет. Прописали горы лекарств, но у них масса побочных эффектов. К тому же на фоне диабета стало сильно ухудшаться зрение. Что делать! "_", Томск.
Настоящим прорывом в борьбе с диабетом стало недавнее открытие российских ученых - препарат ГЛИКОЭРГ. Результат превзошел все ожидания: ГЛИКОЭРГ способствует нормализации уровня сахара в крови уже на пятый день! При этом препарат помогает восстановить и сохранить здоровье сердца, печени, почек и глаз, страдающих от болезни и "химического" лечения.
Звоните незамедлительно по телефону: "_" (бесплатно).
ООО "СибИнтерМедиа", г. Новосибирск, ул. Инская, 67, ОГРН 1105476103590. Реклама".
2. ООО "СибИнтерМедиа" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 июля 2012 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии _____________И.В. Волохина
____________ И.Р. Носкова
_____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ N 23/2
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
15 июня 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н.П. Камнева,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы;
на основании своего решения от 15 июня 2012 г. по делу N 23 о признании ненадлежащей рекламы биологически-активной добавки к пище "ГЛИКОЭРГ", размещавшейся в печатном средстве массовой информации - еженедельнике "Аргументы и факты", N 36 от 07.09.2011 г., а ООО "СибИнтерМедиа" нарушившим п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Закрытому акционерному обществу "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" (далее - ЗАО "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ"; ОГРН 1027700459379; юридический адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д.42) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы биологически-активной добавки к пище "ГЛИКОЭРГ", с нарушением:
- пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами,
в том числе рекламы: "Сахар в норме!
Врачи признали у меня сахарный диабет. Прописали горы лекарств, но у них масса побочных эффектов. К тому же на фоне диабета стало сильно ухудшаться зрение. Что делать! "_", Томск.
Настоящим прорывом в борьбе с диабетом стало недавнее открытие российских ученых - препарат ГЛИКОЭРГ. Результат превзошел все ожидания: ГЛИКОЭРГ способствует нормализации уровня сахара в крови уже на пятый день! При этом препарат помогает восстановить и сохранить здоровье сердца, печени, почек и глаз, страдающих от болезни и "химического" лечения.
Звоните незамедлительно по телефону: "_" (бесплатно).
ООО "СибИнтерМедиа", г. Новосибирск, ул. Инская, 67, ОГРН 1105476103590. Реклама".
2. ЗАО "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 июля 2012 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии _____________ И.В Волохина
____________ И.Р. Носкова
_____________ Д.А. Былин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 июня 2012 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016