Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 14 апреля 2014 г. N 21-05/08-14 Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Петров А.В. - руководитель Управления;
Члены Комиссии:
Алтухова Т.В. - начальник отдела правового обеспечения и рекламы;
Осипова А.В. - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы,
при участии:
от заказчика:
представитель открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго") Солодовник Виктор Александрович (доверенность N КЭ-18-18-14/8Д от 01.01.2014);
от заявителя:
представитель общества с ограниченной ответственностью "Частное Охранное Предприятие "Медведь" (деле - ООО "ЧОП "Медведь") не явился, ООО "ЧОП "Медведь" уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "Медведь" на действия организатора закрытого запроса предложений - ОАО "Камчатскэнерго", являющегося заказчиком проведения закрытого запроса предложений "Закупка N 130 Лот N 1 "Оказание услуг по охране объектов филиала ОАО "Камчатскэнерго" "Коммунальная энергетика": Котельная N 2, г. Елизово ул. Рябикова 59, Котельная N 4, г. Елизово ул. 40 лет Октября, Котельная N 6, г. Елизово ул. Пограничная 18, Котельная N 20, г. Елизово, ул. Дергачева" (извещение N 31400937962 опубликовано 04.03.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) (далее - Жалоба), в соответствии с порядком рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступила Жалоба ООО "ЧОП "Медведь".
Как следует из текста Жалобы, При размещении закупки 04.03.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) в извещении N 31400937962 способом размещения закупки был указан закрытый запрос предложений. 17.03.2014 ОАО "Камчатскэнерго" опубликовало извещение о внесении следующих изменений в закупочную документацию закупки:
1. П. 5 Извещения о проведении закрытого запроса предложений читать в следующей редакции:
- К участию в Закрытом запросе предложений допускаются следующие юридические лица: ООО "ОП "Стрелец", ООО "Защита". Более подробно требования к Участникам, а также требования к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в документации по запросу предложений.
2. Информационную карту о проведении открытого запроса предложений п. 4.1.17 внести дополнение в п. 5:
f) наличие действующих лицензий на охранную деятельность, на оружие;
g) стаж работы предприятия на рынке охранных услуг не менее 5 лет;
h) стаж охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса не менее 3 лет.
3. в раздел 3 Технического задания Заказчика внести подпункт 3.4 "Требования к участникам торгов" и читать в следующей редакции:
3.4.1. Наличие действующих лицензий на охранную деятельность, на оружие;
3.4.2. Стаж работы предприятия на рынке охранных услуг не менее 5 лет;
3.4.3. Стаж охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса не менее 3 лет.
Как следует из текста Положения о закупке продукции для нужд ОАО "Камчатскэнерго" п. 5.3. "Применение закрытых процедур", закрытая закупка - это прямое адресное привлечение Участников.
По мнению заявителя, внеся изменения в п. 5 Извещения N 31400937962 о проведении закрытого запроса предложений ОАО "Камчатскэнерго" прямо адресовало привлечение в закупке ООО ОП "Стрелец" и ООО "Защита", тем самым, в нарушении пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" создало преимущественные условия участия в закупке ОО "ОП "Стрелец" и ООО "Защита" и лишив заявителя (ООО "ЧОП "Медведь") возможности участия в данной закупке.
Как указывает заявитель, в пункте 5.3.1. Положения о закупке продукции для нужд ОАО "Камчатскэнерго" указано, что любые закрытые процедуры (кроме конкурентных переговоров и закупок у единственного источника) могут осуществляться только в случае, если прямое адресное привлечение Участников является средством обеспечения конфиденциальности или необходимо в интересах Общества. Вместе с тем, ни в извещении N 31400937962 о проведении закрытого запроса предложений ОАО "Камчатскэнерго", ни в закупочной документации данный факт не обусловлен.
Как считает заявитель, в результате выбора закрытой формы проведения закупки, большое количество потенциальных участников не могут принять участия в закупке, что приводит к ограничению конкуренции.
Внесение требований подпунктов 3.4.2 (стаж работы предприятия на рынке охранных услуг не менее 5 лет) и 3.4.3. (стаж охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса не менее 3 лет) пункта 3.4 "Требования к участникам торгов" Технического задания, являются ограничением конкуренции, поскольку эти действия не только создают преимущественные условия участникам закупки, но и ограничивают, и пресекают выход на рынок вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами.
По мнению заявителя, вышеуказанные действия ОАО "Камчатскэнерго" при размещении заказа явились препятствием и сделали невозможным подачу заявителем (ООО "ЧОП "Медведь") заявки на участие в данной закупке.
14.04.2014 на заседании Комиссии Камчатского УФАС России, представитель ОАО "Камчатскэнерго" представил возражение на жалобу ООО "ЧОП "Медведь" (исх. N 18-30/439), в которых ссылается на то, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", у заявителя не было законных оснований для подачи жалобы.
В своем возражении на жалобу ООО "ЧОП "Медведь" (исх. N 18-30/439), ОАО "Камчатскэнерго" ссылается на то, что выбор такого способа закупки, как "закрытый запрос предложений" обусловлен тем, что данная процедура применяется для обеспечения конфиденциальности или в случаях необходимости для интересов общества.
Так, ООО "ОП "Защита" и ООО "ОП "Стрелец" ранее неоднократно оказывали услуги ОАО "Камчатскэнерго", при этом в силу договоров обеспечивали конфиденциальность. Каких-либо замечаний у ОАО "Камчатскэнерго" к указанным организациям не возникало, в связи с чем именно эти организации были выбраны ОАО "Камчатскэнерго".
Рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "Медведь", заслушав мнение и доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные документы и нормативные правовые акты, Комиссия пришла к следующему выводу.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно Федеральному закону 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" способами закупки товаров, работ, услуг являются открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ (пункт 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Так, ОАО "Камчатскэнерго" утверждено Положение о закупке продукции для нужд ОАО "Камчатскэнерго" (далее - Положение о закупке), которым предусмотрен такой способ закупки как запрос предложений (пункт 4.1.1.).
Запрос предложений не является конкурсом и не регулируется статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, не накладывает на Общество соответствующего объема гражданско-правовых обязательств.
Пунктом 5.6. Положения о закупке предусмотрен порядок проведения такого способа закупки, как "запрос предложений". Запрос предложений проводятся при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
на проведение конкурса нет времени или его проведение нецелесообразно по каким-то иным веским причинам, однако обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного источника, отсутствуют, а сложность продукции или условий ее поставки не допускают проведения запроса цен;
Примечание: иной веской причиной может быть, например то, что в силу специфичности предмета закупки Заказчику или ее Организатору необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.
необходимо провести переговоры с Участниками, а использование процедуры двух- и многоэтапного конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно;
когда планируемая стоимость закупки (в т.ч. - объединенной или многолотовой закупки) не превышает 20 000 000 рублей (без налога на добавленную стоимость);
когда проводится закупка на право заключения договора займа, кредитования, лизинга, финансирования под уступку денежного требования, договора инвестирования, банковского счета, расчетов.
В соответствии с пунктом 4.4.1. Положения о закупке, в зависимости от возможного круга Участников запрос предложений может быть открытым или закрытым.
При этом в соответствии с пунктом 5.3.1. Положения о закупке, любые закрытые процедуры могут осуществляться только в случае, если прямое адресное привлечение Участников является средством конфиденциальности или необходимости в интересах общества.
В пункте 5.2.19. Положения о закупке, указано, что перечень Участников закрытой закупочной процедуры определяются решением центральной закупочной комиссии.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Так, 04.03.2014 на сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru ОАО "Камчатскэнерго" разместило извещение N 31400937962 о проведении закрытого запроса предложений, наименование закупки "Закупка N 130 Лот N 1 "Оказание услуг по охране объектов филиала ОАО "Камчатскэнерго" "Коммунальная энергетика": Котельная N 2, г. Елизово ул. Рябикова 59, Котельная N 4, г. Елизово ул. 40 лет Октября, Котельная N 6, г. Елизово ул. Пограничная 18, Котельная N 20, г. Елизово, ул. Дергачева".
Согласно пункта 8 извещения о проведении закрытого запроса предложений от 04.03.2014, предложения представляются в соответствии с требованиями Закупочной документации, начало подачи предложений с 04.03.2014 по 19.03.2014.
В нарушении пункта 5.3. Положения о закупке, где проведение закрытого запроса предложений подразумевает прямое адресное привлечение Участников, ОАО "Камчатскэнерго" в пункте 5 извещения о проведении закрытого запроса предложений от 04.03.2014 указывает, что участником запроса предложений может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. Более подробно требования к Участникам, а также требования к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в документации по запросу предложений.
При этом согласно пункту 5.2.19. Положения о закупке, перечень Участников закрытой закупочной процедуры, определяются решением центральной закупочной комиссии. Данное решение ОАО "Камчатскэнерго" не представлено.
17.03.2014 (за два дня до окончания срока подачи предложений) на сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru ОАО "Камчатскэнерго" опубликовало извещение о внесении следующих изменений в закупочную документацию закрытого запроса предложений:
1. П. 5 1. Извещения о проведении закрытого запроса предложений читать в следующей редакции:
- К участию в Закрытом запросе предложений допускаются следующие юридические лица: ООО "ОП "Стрелец", ООО "Защита". Более подробно требования к Участникам, а также требования к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в документации по запросу предложений.
2. Информационную карту о проведении открытого запроса предложений п. 4.1.17 внести дополнение в п. 5:
f) наличие действующих лицензий на охранную деятельность, на оружие;
g) стаж работы предприятия на рынке охранных услуг не менее 5 лет;
h) стаж охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса не менее 3 лет.
3. в раздел 3 Технического задания Заказчика внести подпункт 3.4 "Требования к участникам торгов" и читать в следующей редакции:
3.4.1. Наличие действующих лицензий на охранную деятельность, на оружие;
3.4.2. Стаж работы предприятия на рынке охранных услуг не менее 5 лет;
3.4.3. Стаж охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса не менее 3 лет.
В силу пункта 6.4.14. Положения о закупке Копия уведомления о внесении изменений (с содержанием самих изменений) в извещение о закупке, а также в закупочную документацию, в течение 1 рабочего дня после ее подписания в обязательном порядке публикуется в тех же источниках, что и официальная публикация извещения о закупке, а также его обязательные копии. Кроме того, одновременно с публикацией копия указанного уведомления направляется всем Участникам закупки, получившим закупочную документацию.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
В нарушении порядка, установленного Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", указанного в Положении о закупке, решение о внесении изменений в закупочную документацию закрытого запроса предложений принято ОАО "Камчатскэнерго" 11.03.2014 (исх. N 130), на сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru опубликовано лишь 17.03.2014.
Статьей 3 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (подпункт 2 части 1); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1).
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, Комиссией установлено, что нарушение установленного законом и Положением о закупке порядка проведения не направлено на обеспечение конкуренции. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП "Медведь"" обоснованной.
2. Признать нарушение ОАО "Камчатскэнерго" требований пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3, части 11 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении установленного законом и Положением о закупке порядка проведения закупки - закрытого запроса предложений "Закупка N 130 Лот N 1 "Оказание услуг по охране объектов филиала ОАО "Камчатскэнерго" "Коммунальная энергетика": Котельная N 2, г. Елизово ул. Рябикова 59, Котельная N 4, г. Елизово ул. 40 лет Октября, Котельная N 6, г. Елизово ул. Пограничная 18, Котельная N 20, г. Елизово, ул. Дергачева".
3. Выдать ОАО "Камчатскэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е
"14" апреля 2014 года г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Петров А.В. - руководитель Управления;
Члены Комиссии:
Алтухова Т.В. - начальник отдела правового обеспечения и рекламы;
Осипова А.В. - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы,
руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14 апреля 2014 года по делу N 21-05/08-14 Ж о нарушении открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго") требований пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3, части 11 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предписывает:
ОАО "Камчатскэнерго" в срок до 14 мая 2014 года:
1. Прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3, части 11 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении установленного законом и Положением о закупке порядка проведения закупки - закрытого запроса предложений "Закупка N 130 Лот N 1 "Оказание услуг по охране объектов филиала ОАО "Камчатскэнерго" "Коммунальная энергетика": Котельная N 2, г. Елизово ул. Рябикова 59, Котельная N 4, г. Елизово ул. 40 лет Октября, Котельная N 6, г. Елизово ул. Пограничная 18, Котельная N 20, г. Елизово, ул. Дергачева".
2. Отменить Протокол рассмотрения выбора победителя N Пи-130-2014 от 07.04.2014.
3. Повторно провести процедуру закрытого запроса предложений "Закупка N 130 Лот N 1 "Оказание услуг по охране объектов филиала ОАО "Камчатскэнерго" "Коммунальная энергетика": Котельная N 2, г. Елизово ул. Рябикова 59, Котельная N 4, г. Елизово ул. 40 лет Октября, Котельная N 6, г. Елизово ул. Пограничная 18, Котельная N 20, г. Елизово, ул. Дергачева" в соответствии с требованиями Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупке продукции для нужд ОАО "Камчатскэнерго".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа части 2.1 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 апреля 2014 г. N 21-05/08-14 Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016