Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 1 июня 2012 г. N 21-06/109-12Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Петрова А.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Иванкова Д.А.,
специалиста 3 разряда отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Ермоловой О.В.,
в присутствии представителей
государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая больница им. Лукашевского" (далее - Заказчик): Шарафутдинова Р.Ф. (по доверенности от 29.05.2012 N 955), Речкалова В.А. (по доверенности от 31.05.2012 N 952),
в отсутствии представителя уполномоченного органа Агентства государственного заказа Камчатского края, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
заявителя - ООО "Эталон-Мед" (далее - Заявитель): Федорина А.В. (по доверенности от 03.05.2012),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекта реанимационного оборудования (извещение N 0338200009812000061), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
Заказчик 16.05.2012 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекта реанимационного оборудования (далее - Аукцион); начальная (максимальная) цена контракта - 24 902 179,00 рублей.
25.05.2012 поступила жалоба ООО "Эталон-Мед".
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по разработке документации об Аукционе в части включения требований к оборудованию, соответствующих оборудованию только одного производителя: Draeger (Германия). В результате исключена возможность поставки аппаратов с другими техническими характеристиками, тем самым ограничено количество участников размещения заказа, в нарушение части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Также, по мнению Заявителя, ООО "Эталон-Мед" был направлен запрос Заказчику с указанием всех требований, параметров ограничивающих предложения аналогичного по качеству исполнения и техническим (клинически важным) возможностям оборудованию. В своем запросе ООО "Эталон-Мед" просило дать разъяснение по сути установленных Заказчиком требований по ряду параметров. Разъяснение на запрос ООО "Эталон-Мед" Заказчиком опубликованы не были.
Кроме того, Заказчиком не проведен всесторонний анализ рынка оборудования и тем самым нарушены требования Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования" в отношении формирования бюджета и технических параметров соответствующих разным производителям взаимозаменяемого медицинского оборудования с выбором не менее чем 5 производителей либо всех имеющихся. В соответствии с вышеуказанным Постановлением Заказчик обязан был провести мониторинг цен соответствующей не менее 5 производителей и как следствие сформировать техническое задание таким образом, что бы данные производители соответствовали начальной максимальной цене контракта и требованиям технического задания.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Пояснили, что требования к оборудованию установлены в соответствии с потребностями Заказчика, которые необходимы под конкретные отделения и для определенных функций. Всесторонний анализ рынка комплекта реанимационного оборудования был изучен и представлен в документации об Аукционе. Ответ на запросы ООО "Эталон-Мед" Заказчиком был опубликован 25.05.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены в статье 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34, частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
При этом в силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заказчик в пунктах 2, 3 документации об Аукционе установил требования к техническим и функциональным характеристикам комплекта реанимационного оборудования.
По ряду показателей установленным требованиям соответствует исключительно аппарат искусственной вентиляции легких высокого класса для проведения длительной респираторной поддержки детей и взрослых в комплекте с концентратором кислорода и аппарат искусственной вентиляции легких экспертного класса для проведения длительной респираторной поддержки новорожденных, детей и взрослых производителя Draeger:
- Автоматическая калибровка датчика потока без остановки вентиляции и отсоединения пациента: каждые 24 часа, после окончания сеанса аэрозольной терапии, после окончания процедуры санации,
- Автоматическая калибровка датчика О2 каждые 24 часа без остановки вентиляции и отсоединения пациента: наличие,
- Автоматическая калибровка датчика О2 без остановки вентиляции и отсоединения пациента при отклонении измеряемого значения от заданного более чем на 2 Об.%: наличие,
- Возможность отключения функции мониторинга и тревоги FiO2 при окончании ресурса работы кислородного датчика: наличие,
- Автоматическая калибровка датчика потока без остановки вентиляции и отсоединения пациента: каждые 24 часа, после окончания сеанса аэрозольной терапии, после окончания процедуры санации,
- Наличие информации, подтверждающей успешную калибровку или необходимость замены датчика потока: наличие,
Установление указанных требований, характеризующих конструктивные особенности конкретного производителя компании Draeger, не имеющих клинического характера, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, которые могут предложить к поставке аналогичные по функциональным характеристикам комплекты реанимационного оборудования.
Таким образом, документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
На основании части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
22.05.2012 Заказчику от ООО "Эталон-Мед" поступил запрос о разъяснении положений документации об Аукционе следующего содержания "В приведенных данных в таблице показано, что полностью удовлетворяет условиям, опубликованным Техническим требованиям только один Производитель по каждому требуемому типу оборудованию, а именно оборудование компании Дрегер (Германия). Обращаем внимание Заказчика, что сравнение производилось среди аппаратов одного класса и одной ценовой категории.
Заказчик для разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекта реанимационного оборудования (извещение N 0338200009812000061) сообщил: В таблице 1 приведены запросы Заявителя и разъяснения на предъявленные запросы. Для комплекта реанимационного оборудования в составе аппаратов ИВЛ (три типа) и Комплекса анестезиологического универсального, относящихся к категории сложной медицинской техники, выбор основных технических характеристик является достаточно сложной задачей, ввиду отсутствия единых нормативных стандартизированных требований к характеристикам аппаратов этого класса (кроме требований по безопасности). В настоящее время унифицированные технические требования - ГОСТ-Р "Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования" и ГОСТ-Р "Аппараты наркозные. Технические требования" - находятся в стадии разработки (ТК 11 "Медицинские приборы и аппараты"), ориентировочные сроки утверждения и введения в действие 12.2013 г. В этой связи, Заказчик при выборе основных характеристик использует всевозможную доступную информацию из открытых источников: рекламных проспектов на аналоги, реестров исполненных Государственных контрактов, технических описаний аналогов, технической и медицинской литературы, результатов маркетинговых исследований и др. В этой связи, опора на технические данные аналогов при задании технических требований является наиболее продуктивной, поскольку аппараты производятся серийно на основе нормативных документов - технических условий (ТУ) или иных технических регламентов зарубежных производителей.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru вышеуказанное разъяснение N 1 было опубликовано Заказчиком 25.05.2012.
Таким образом, Заказчик разместил на официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без нарушения части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19. Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию о торгах и извещение о запросе котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования" (далее - Правила).
Оборудование, являющееся предметом размещения заказа, входит в перечень медицинского оборудования, на которое при размещении заказа распространяются Правила.
В соответствии с частями 6, 7 Правил заказчик должен выбрать не менее 5 производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, либо всех производителей, если их количество менее 5, для направления запросов о цене на данное оборудование, содержащих в числе прочих сведений подробное описание предполагаемого к закупке оборудования, в том числе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам, т.е. требования, аналогичные установленным в техническом задании.
Частью 9 Правил предусмотрено, что в случае если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, заказчик, уполномоченный орган используют содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах, при этом выбирают в реестре контрактов не менее 5 последних по дате исполненных контрактов.
Заказчиком направлены посредством электронной связи запросы о цене на медицинское оборудование следующим производителям и (или) уполномоченным представителям производителей медицинского оборудования: ООО "Дрегер Медицинская Техника", ООО "Ковидиен Евразия", ЗАО "АЙНО-М" (Официальный представитель компании Pulmonetic Systems, США), Компания GE Healthcare, Компания Сhirana, ОАО "Красногвардеец". Ценовые предложения вышеуказанных производителей (уполномоченных представителей) представлены в пункте 9.2 части 9 таблице 1 документации об Аукционе. На основании пункта 9 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N881 Заказчиком использованы содержащаяся в реестре контрактов официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, - www.zakupki.gov.ru, информация о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющая потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующих годах и представленных в пункте 9.2 части 9 таблице 2 документации об Аукционе.
Таким образом, содержащееся в документации об Аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта соответствует положениям статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу частично обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 21-06/109-12Ж
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
01 июня 2012 года г. Петропавловск - Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Петрова А.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Иванкова Д.А.,
специалиста 3 разряда отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Ермоловой О.В.,
на основании решения от 01.06.2012 по делу N 21-06/109-12Ж, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Эталон-Мед"" на действия заказчика при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекта реанимационного оборудования (извещение N 0338200009812000061), руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает
заказчику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Камчатская краевая больница им. Лукашевского",
1. Прекратить нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. В порядке, предусмотренном частью 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0338200009812000061):
- исключить требования к товару, ограничивающие количество участников размещения заказа,
3. В срок до 21.06.2012 представить в Камчатское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в письменном виде по адресу: ул. Ленинградская, 90, г. Петропавловск-Камчатский.
Примечание:
1. Предписание подлежит исполнению в установленный данным предписанием срок.
2. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 1 июня 2012 г. N 21-06/109-12Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016