Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
N 7-А-Т-15 (опубликовано 22 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
Лебедева К.А. - руководитель управления; |
Члены комиссии: |
Темерева Т.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; |
|
Исакова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; Мальцева С.В. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий. |
При участии:
Заявителя <_>
В отсутствие ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела (надлежащее уведомление подтверждается почтовыми уведомлениями N 65501785994234; N 65501785994241);
В отсутствие представителя Прокуратуры Усть-Абаканского района, сведения о надлежащем уведомлении имеются в материалах настоящего дела (почтовое уведомление N 65501785994258).
рассмотрев дело N 7-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также - Управление, Хакасское УФАС России) от Прокуратуры Усть-Абаканского района поступили материалы проверки по обращению <> (вх. N 1410 от 12.03.2015; N 1664 от 23.03.2015) о наличии в действиях (бездействии) ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Хакасэнерго" (далее также - Общество, Сетевая организация) при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок дома, расположенного по адресу: <_> (договор об осуществлении технологического присоединения N 20.1900.2749.14 от 22.08.2014), признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того 24.03.2015 (вх. N 1699 от 24.03.2015) в Управление поступило также заявление (обращение) <> (далее также - Заявитель) от 24.03.2015 с приложением копий документов на предмет наличия в действиях ОАО "МРСК Сибири" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения поступивших в адрес Хакасского УФАС России документов и материалов приказом Хакасского УФАС России от 30.03.2015 N 112 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (655017, г. Абакан, ул. Пушкина, 74) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 10.04.2015 исх. N 05-2645/ЕИ дело назначено к рассмотрению на 7 мая 2015 года.
Согласно доводам Заявителя обязательства Сетевой организацией по договору технологического присоединения ни в установленный срок, ни до настоящего времени не исполнены, Заявителем осуществлено строительство дома, технологическое присоединение к электросети является острой необходимостью, действиями Сетевой организации, в том числе по затягиванию сроков подключения нарушены законные права и интересы Заявителя.
В соответствии с пояснениями Ответчика филиалом совершены необходимые в целях осуществления технологического присоединения объектов Заявителя действия (N 1.7/29/1447-исх от 01.04.2015), основными причинами неисполнения в срок договора N 20.1900.2749.14 от 22.08.2014 явилось отсутствие финансовых возможностей у филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"; интересы Заявителя не ущемляются фактом нарушения Сетевой организацией срока исполнения договора, так как сам Заявитель не выполнил п. 11 технических условий.
Из полученных в ходе рассмотрения заявления <> и материалов Прокуратуры Усть-Абаканского района документов и информации, представленных в материалы дела документов и пояснений, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела N 7-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.
Заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1503 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <_> Согласно объяснениям Заявителя указанный земельный участок получен под индивидуальное жилищное строительство на основании Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 88-ЗРХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия".
Согласно акту <_> освидетельствования основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли), Заявителем произведены соответствующие основные работы по строительству индивидуального жилого дома, в частности устройство фундаментов бетонных, стены из бруса, стропильная крыша.
03.07.2014 <> в адрес сетевой организации подана заявка (принята 03.07.2014 специалистом <_>) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации. Указанная заявка оформлена по форме заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности в данной точке присоединения энрегопринимающих устройств) и свыше 15 кВт для бытовых и иных нужд по одному источнику энергоснабжения (п. 14 Правил технологического присоединения, утвержденных Правительством РФ от 27.12.2004 N 861) (СО 6.569/0.
Согласно заявке технологическому присоединению подлежат энергопринимающие устройства дома, местонахождение объекта, планируемого к присоединению: <_> Срок, по истечении которого необходима электрическая энергия 01.11.2014.
По результатам рассмотрения указанной заявки ОАО "МРСК Сибири" подготовлен и представлен заявителю проект договора, подписанный со стороны сетевой организации 16.07.2014 N 20.1900.2351.14.
В соответствии с договором сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки дома), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом соответствующих характеристик присоединяемого объекта.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора).
Размер платы за технологическое присоединение определен сетевой организацией в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.12.2013 N 312-п и составляет 432 745,36 руб. (пункт 10 договора).
Со стороны Заявителя указанный проект договора не подписан.
04.08.2014 <> в соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения направлен сетевой организации мотивированный отказ от подписания договора N 20.1900.2351.14 от 16.07.2014 (получен ОАО "МРСК Сибири" 04.08.2014), с требованием привести раздел 1 п. 5 (срок выполнения мероприятий) и раздел 3 (плата за технологическое присоединение и порядок расчетов) в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1.
Документов о рассмотрении данного требования Заявителя и совершения установленных Правилами технологического присоединения действий Ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с пояснениями Заявителя по требованию сетевой организации 06.08.2014 была подана новая заявка об осуществлении технологического присоединения, аналогичная заявке от 03.07.2014. В том числе согласно представленной Ответчиком информации указанная заявка поступила в адрес Сетевой организации 06.08.2015. Согласно отметке о получении заявка принята специалистом ОАО "МРСК Сибири" <_> на заявке проставлена дата ее поступления в адрес Сетевой организации (06.09.2014). Как следует из материалов дела, с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также даты подготовки и заключения договора об осуществлении технологического присоединения, датой поступления указанной заявки об осуществлении технологического присоединения следует считать 06.08.2014. Заявка была подана на очном приеме в центре обслуживания клиентов (письмо ОАО "МРСК Сибири" от 24.04.2015 N 1.7/29/2063-исх).
По результатам рассмотрения заявки от 06.08.2014 Сетевой организацией заявителю представлен проект договора от 22.08.2014 N 20.1900.2749.14 (далее также - Договор), по которому Сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
- категория надежности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ;
- ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность отсутствует.
Заявитель по договору обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно п. 3 Договора точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя.
Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении.
Ответчиком в Договоре скорректированы сроки выполнения мероприятий, а также размер платы за технологическое присоединение: срок выполнения мероприятий составляет 6 месяцев со дня заключения Договора (п. 5 Договора), в соответствии с п. 10 размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.12.2013 N 312-п и составляет 550 рублей.
В соответствии с Договором (п. 6) Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему Договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях; в течение 3 (трех) рабочих дней со дня уведомления Заявителем Сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя; не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю.
Приложением к Договору являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Пунктом 7 Технических условий определено, что точка подключения к сети 0,4 кВ будет определена после выполнения проектирования. Основным источником питания определена ПС N 30 110/10 кВ "Рассвет", ф. 11-21, яч. 11-21.
Согласно п. 10 Технических условий сетевая организация осуществляет: строительство сетей до границ участка заявителя в соответствии с пунктом 25.1 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Заявитель согласно п. 11 осуществляет монтаж электрооборудования в границах своего участка, в том числе вводного провода (кабеля); в части учета электрической энергии: тип, место установки прибора учета выполнить в соответствии с п.п. 137, 138, 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Договор с Техническими условиями подписан Заявителем и передан Сетевой организации 22.08.2014, что подтверждается отметкой о его поступлении в Сетевую организацию. Согласно пояснениям заявителя договор получен в Центре обслуживания клиентов, одновременно подписан заявителем и передан Сетевой организации. 25.08.2014 Заявителем на счет ОАО "МРСК Сибири" произведена оплата по договору N 20.1900.2749.14.
В декабре 2014 года Сетевой организацией разработаны и утверждены Техническое задание на разработку проектно-изыскательских работ и разработку проекта (04.12.2014), проектно-сметная документация (проект 203-14).
Согласно указанным техническому заданию и проекту предусмотрено строительство воздушных линий электропередач напряжением 10 кВ, 0,4 кВ и установка трансформаторной подстанции КТП 10/0,4 кВ мощностью 630 кВА. Точкой присоединения проектируемой линии ВЛЗ-10 кВ является существующая концевая опора ВЛЗ-10 кВ N 68-76 ф. 11-21, расположенная на пересечении улиц Девятнадцатой и Девятой с. Зеленое. В том числе существующие ВЛЗ-10 кВ до оп. N 68-76 ф. 11-21, КТПК 630 кВА N 11-21-53, опоры с N 68-77 по N 68-80 установлены в соответствии с ранее выполненным проектом за N 10-14, разработанным ООО "Бюро Проектов".
Согласно проекту электроснабжение предусматривается от проектируемой КТП 10/0,4 кВ, устанавливаемой в центре нагрузок, в районе участка дома N 24 по ул. Девятнадцатой.
26.01.2015 филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" письмом от 31.12.2014 N 1.7/21-329пг обратился в адрес администрации Усть-Абаканского района с заявлением о подготовке акта выбора земельного участка под размещение ВЛЗ-10 кВ, ВЛИ-0,4 кВ и установку трансформаторной подстанции КТП 10/0,4 кВ, что также подтверждается письмом Сетевой организации от 19.02.2015 N 1.7/29/684-исх.
Как следует из письма ОАО "МРСК Сибири" от 19.02.2015 N 1.7/29/684-исх после получения акта о выборе земельного участка под размещение ВЛЗ-10 кВ, ВЛИ-0,4 кВ и установку ТП, филиалом будут проведены мероприятия, необходимые для осуществления данного присоединения.
Письмом от 13.02.2015 (N 1.7/19/911) Заявителю передано дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения N 20.1900.2749.14 от 22.08.2014 с предложением рассмотреть, подписать указанное дополнительное соглашение и один экземпляр направить в адрес Сетевой организации. Указанным дополнительным соглашением предусмотрено пункт 5 Договора изложить в следующей редакции: Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 30.04.2015.
24.03.2015 <> в адрес Сетевой организации передано заявление об отказе в подписании дополнительного соглашения к Договору, согласно которому Заявитель сообщает, что не имеет возможности откладывать сроки технологического присоединения, подключение к электросетям является острой необходимостью в связи со строительством дома.
Письмом от 03.04.2015 N 1.7/19/1521-исх ОАО "МРСК Сибири" сообщил Заявителю, что в связи с большим объемом предоставленных администрацией земельных участков, неплатежами ОАО "Хакасэнергосбыт" и образованием значительного объема задолженности, филиалу крайне затруднительно исполнить все договоры технологического присоединения в срок, несмотря на перечисленные трудности, окончание работ по Договору планируется в срок до 17.04.2015.
Енисейским Управлением Ростехнадзора (далее также - Ростехнадзор) по заявлению Сетевой организации N 18/45/156 составлен Акт осмотра электроустановки перед допуском в эксплуатацию N 18/46/153 от 17.04.2015, в соответствии с которым в период с 16.04.2015 по 17.04.2015 проведена проверка соответствующей документации, осмотру предъявлено: <_> В результате осмотра выявлено 14 замечаний и согласно заключению электроустановка не отвечает техническим условиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требования правил эксплуатации и не может быть допущена в эксплуатацию.
Заявление о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки N 18/45/156 поступило от ОАО "МРСК Сибири" в адрес Енисейского управления Ростехнадзора 09.04.2015 (вх. N 24967-Х).
Согласно разрешению Енисейского управления Ростехнадзора N 18/52/088 от 21.04.2015, выданному также на основании Заявления N 18/45/156 от 09.04.2015, энергоустановка допускается в эксплуатацию. Срок действия разрешения до 21.07.2015.
Письмом от 01.04.2015 N ГКТЭ-762/П Госкомтарифэнерго Хакасии информировало, что в инвестиционной программе филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2014 год были предусмотрены средства на строительство электросетевых объектов для электроснабжения льготных потребителей <_> в размере 12,94 млн. рублей. Дополнительно в тарифе филиала на 2015 год предусмотрены средства в размере 164 млн. рублей, предназначенные для компенсации сетевой организации затрат, связанных со строительством электросетевых объектов для технологического присоединения льготных категорий потребителей на территории Республики Хакасия.
Прокуратурой Усть-Абаканского района по обращению <> проведена проверка на предмет соблюдения Сетевой организацией требований законодательства в сфере электроэнергетики в связи с неисполнением Ответчиком обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения N 20.1900.2749.14. В том числе по результатам проверки прокуратура обратилась с иском к ОАО "МРСК Сибири", по результатам рассмотрения гражданского дела Абаканским городским судом Республики Хакасия 16.04.2015 вынесено решение по делу N 2-3014/2015. Согласно выводам, изложенным в указанном решении, Ответчиком в нарушение положений правовых актов не выполнены мероприятия по присоединению жилого дома <> к электрической сети, что лишает ее права на подключение на постоянной основе к сетям электроснабжения. С учетом предельного срока осуществления технологического присоединения по договору (24.02.2015), истечения указанного срока и невыполнения Ответчиком мероприятий по технологическому присоединению Сетевой организацией допущено нарушение прав <> В соответствии с указанным решением суд обязал ОАО "МРСК Сибири" осуществить мероприятия по технологическому присоединению жилого дома Заявителя к электрическим сетям согласно Договору в срок до 01.08.2015.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 N 127/8 ОАО "Хакасэнерго" включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер 19.1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ N 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО "МРСК-Сибири" - "Хакасэнерго" включено в раздел III "Услуги по передаче и распределению электрической энергии" Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "МРСК Сибири" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861), установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Указанным пунктом Правил технологического присоединения на Сетевую организацию возложена обязанность независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения, в том числе заявителя, указанного в п. 14 настоящих Правил, обратившегося в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
С учетом указанных, в том числе в заявке об осуществлении технологического присоединения характеристик, Заявитель относится к категории, указанной в п. 14 Правил технологического присоединения.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения.
Пунктом 15 Правил N 861 установлена процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе порядок действий Заявителя и Сетевой организации в случае несогласия Заявителя с представленным Сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам.
04.08.2014 Заявителем в соответствии с указанной нормой Правил направлен мотивированный отказ от подписания договора N 20.1900.2351.14 от 16.07.2014 (подготовленного по заявке <> от 03.07.2014), который получен Сетевой организацией 04.08.2014, с требованием привести раздел 1 п. 5 (срок выполнения мероприятий) и раздел 3 (плата за технологическое присоединение и порядок расчетов) в соответствие с Законом об электроэнергетике, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1.
В соответствии с требованиями п. 15 Правил в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Документов о рассмотрении названного требования Заявителя и совершении установленных Правилами технологического присоединения действий Ответчиком в материалы дела не представлено. С учетом установленных сроков скорректированный проект договора должен был быть представлен Заявителю не позднее 11.08.2014.
Вместо указанных действий Сетевой организацией при условии подачи Заявителем повторной заявки об осуществлении технологического присоединения (поступила в ОАО "МРСК Сибири" 06.08.2014) подготовлен новый проект договора от 22.08.2014 N 20.1900.2749.14, в котором скорректированы условия по срокам выполнения мероприятий по технологическому присоединению и размера платы за технологическое присоединение (пункты 5 и 10 Договора) в соответствии с требованиями Заявителя.
В соответствии с пояснениями сетевой организации (письмо от 24.04.2015 N 1.7/29/2063-исх) подтвердить дату поступления заявки не представляется возможным, поскольку форма заявки не содержит такого реквизита как дата поступления. Также в адрес Хакасского УФАС России Ответчиком представлена только заявка от 06.08.2014.
Однако такое утверждение Ответчика, по мнению комиссии не является обоснованным и опровергается материалами дела. Кроме того, именно с даты поступления заявки в сетевую организацию начинает исчисляться срок, в течение которого сетевая организация в соответствии с Правилами технологического присоединения обязана направить Заявителю подписанный со своей стороны проект договора об осуществлении технологического присоединения, и соответственно от указанной даты также зависят предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляемые со дня заключения договора.
Обе представленные Заявителем копии заявок на технологическое присоединение содержат отметку о дате поступления заявки в сетевую организацию.
Также согласно указанному письму ОАО "МРСК Сибири" со стороны Хакасэнерго договор был подписан 11.08.2014, со стороны Заявителя - 22.08.2014 и в этот же день передан сетевой организации.
Однако доказательств соблюдения Ответчиком требований, установленных п. 15 Правил N 861, в материалы дела не представлено.
Пунктом 15(1) Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, имеющихся у сетевой организации на дату направления.
Вместе с тем в материалы дела Ответчиком не представлено доказательств соблюдения установленных Правилами требований и совершения предписанных действий Сетевой организацией. В то же время договор энергоснабжения может быть заключен до завершения процедуры технологического присоединения при наличии заключенного в соответствии с Правилами N 861 договора об осуществлении технологического присоединения, обязанность по направлению которого в адрес, в том числе гарантирующего поставщика возложена на Сетевую организацию. Равным образом на Сетевую организацию возложена обязанность (не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем документов о технологическом присоединении) направить в адрес, в частности гарантирующего поставщика, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копии указанных в п. 19 Правил технологического присоединения актов.
В таком случае (в соответствии с п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее также - Основные положения) с даты подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств осуществляется исполнение обязательств гарантирующего поставщика по заключенному договору энергоснабжения.
Согласно положениям п. 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляются соответствующие акты. При этом запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими правилами.
Указанные действия по передаче копий документов в адрес соответствующего субъекта розничного рынка в соответствии с Правилами технологического присоединения, а также Основными положениями, подлежат исполнению Сетевой организацией и не должны быть переложены на потребителя.
В том числе дважды на требование Управления о предоставлении всех выполненных мероприятий, принятых ОАО "МРСК Сибири" исчерпывающих мер по вопросу технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации, Ответчиком сообщено, что филиалом разработана проектная документация (05.12.2014), выполнены строительно-монтажные работы (февраль 2015 года), заключен договор поставки продукции комплектных трансформаторных подстанций (24.02.2015). При этом договор технологического присоединения заключен 22.08.2014. Документального подтверждения совершения Сетевой организацией необходимых в целях своевременного осуществления мероприятий по технологическому присоединению действий в период с момента заключения договора (август 2014 г.) и по декабрь 2014 г. Ответчиком в материалы дела не представлено, в том числе как следует из представленной Сетевой организацией информации (письмо от 01.04.2015 N 1.7/29/1447-исх) договор поставки продукции (КТП) заключен ОАО "МРСК Сибири" за пределами срока, установленного Договором.
Согласно пп. "б" п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
в иных случаях:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Мероприятия согласно Договору и выданным техническим условиям (строительство сетей до границ участка заявителя) должны были быть выполнены ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" до 22.02.2015.
Вместе с тем, указанные мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов Заявителя в установленный срок, а также на момент принятия решения не выполнены, что подтверждается материалами дела, в том числе материалами проверки Прокуратуры Усть-Абаканского района (письмо N 40ж-2015), в том числе объяснения от 25.02.2015; Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 2-3014/2015 от 16.04.2015; письмом ОАО "МРСК Сибири" от 01.04.2015 N 1.7/29/1447-исх; письмом ОАО "МРСК Сибири" от 19.02.2015 N 1.7/29/684-исх; письмами Енисейского управления Ростехнадзора (Отдела энергетического надзора по Республике Хакасия) N 5-2-10868/65, N 6.18-14305/68, заявлениями и жалобой <>
Ответчиком, согласно письму от 24.04.2015 N 1.7/29/2063-исх пункт 10 приложения 1 к Договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.08.2014 N 20.1900.2749.14 выполнен полностью (разрешение Енисейского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию электроустановки от 21.04.2015 N 18/52/088), при этом согласно доводам Ответчика интересы Заявителя фактом нарушения Сетевой организацией срока исполнения договора не ущемляются, так как сам Заявитель не выполнил п. 11 Технических условий.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о несостоятельности указанных доводов ввиду следующего.
Из подпунктов "г.2", "д" пункта 7 Правил технологического присоединения, пункта 34 Основных положений следует, что целью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является обеспечение энергоснабжения потребителя, так как процедура технологического присоединения должна оканчиваться фактической подачей (приемом) напряжения и мощности и составлением документов, предоставление которых необходимо для заключения договора энергоснабжения.
Согласно Акту Ростехнадзора N 18/46/153 от 17.04.2015 электроустановка <_> не может быть допущена в эксплуатацию.
Довод о выполнении Сетевой организацией п. 10 приложения N 1 к Договору мотивирован наличием Акта и Разрешения Ростехнадзора от 21.04.2015 N 18/52/088, согласно которому указанная электроустановка допускается в эксплуатацию, срок действия разрешения до 21.07.2015.
Вместе с тем, как следует в том числе из проектной документации (203-14) точкой присоединения проектируемой линии ВЛЗ-10 кВ является существующая концевая опора ВЛЗ-10 кВ N 68-76 ф. 11-21, расположенная на пересечении ул. Девятнадцатой и ул. Девятой с. Зеленое (ситуационный план "Сети ВЛЗ-10 кВ, ВЛИ-0,4 кВ").
На запрос Хакасского УФАС России от 17.03.2015 N 05-2099 Енисейским управлением Ростехнадзора представлена информация (письмо N 5.2-10868/65) о наличии поступившего от ОАО "МРСК Сибири" заявления от 09.04.2015 и соответствующие результаты его рассмотрения (Акт с замечаниями). Согласно уточненной информации заявлений на получение допуска в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных в том числе по ул. Девятнадцатая в Ростехнадзор не поступало, осмотров не проводилось.
Таким образом невозможность завершения процедуры технологического присоединения и осуществления фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объект Заявителя является следствием действий (бездействия) Сетевой организации и в рассматриваемых обстоятельствах не может быть поставлена в зависимость от действий, совершаемых Заявителем. Напротив, как следует из материалов дела (объяснение от 25.02.2015, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 2-3014/2015) Заявителем обязательства по договору исполнены, осуществление технологического присоединения является острой необходимостью. При этом ни одно из писем ОАО "МРСК Сибири" в адрес Заявителя не мотивирует нарушение сроков технологического присоединения отсутствием уведомления Заявителя о выполнении им своей части Технических условий, какие-либо претензии в адрес Заявителя Сетевой организацией не направлялись. Из материалов дела не следует, что невыполнение обязательств со стороны Общества было обусловлено действиями (бездействием) Заявителя.
При этом согласно положениям приказа Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок" (п. 11-16), если в течение трех месяцев энергоустановка не будет технологически присоединена к сетям, ее допуск в эксплуатацию осуществляется повторно.
В соответствии с положениями Правил технологического присоединения и согласно условиям Договора Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, а также осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить соответствующие документы о технологическом присоединении с соблюдением срока, установленного пунктом 5 Договора, то есть до 22.02.2015.
Действия Заявителя по выполнению возложенных на него мероприятий по Договору не являются основанием для нарушения Сетевой организацией установленного Правилами N 861 и Договором срока и не свидетельствуют о возможности неисполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению со стороны Сетевой организации. Нормы действующего законодательства, в том числе п. 3, п. 16 Правил технологического присоединения обязывают сетевую организацию соблюдать установленный порядок и сроки технологического присоединения.
С учетом изложенного комиссия приходит к выводу, что Обществом также нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что является нарушением пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения.
Нарушение сроков, гарантированных Правилами технологического присоединения, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям.
Кроме того, согласно условиям Договора (п. 7 приложения N 1 к Договору) точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы): точка подключения к сети 0,4 кВ будет определена после выполнения проектирования. При этом на заявителя возложена обязанность по осуществлению монтажа электрооборудования в границах своего участка в соответствии с п. 25.1 Правил технологического присоединения.
Согласно пп. "а" п. 25 (1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных в том числе п. 14 настоящих Правил должны быть указаны точки присоединения. Вместе с тем точка подключения к сети 0,4 кВ Ответчиком в нарушение пп. "а" п. 25(1) Правил N 861 не определена (согласно Техническим условиям будет определена после проектирования). В материалы дела Ответчиком не представлено доказательств направления Заявителю информации, содержащей сведения относительно определенной точки подключения к сети 0,4 кВ, в том числе после утверждения проекта (203-14). Кроме того как ранее было отмечено договор энергоснабжения может быть заключен до завершения процедуры технологического присоединения при наличии заключенного в соответствии с Правилами N 861 договора об осуществлении технологического присоединения, точка поставки (согласно п. 40 Основных положений) является существенным условием договора энергоснабжения; до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности (п. 2 Основных положений) точка поставки располагается в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Перечисленные действия Общества в нарушение Правил технологического присоединения (в том числе по мотивированному требованию заявителя в течение 5 рабочих дней не совершены действия по приведению проекта договора в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения, вместо указанных действий оформлена новая заявка, подготовлен новый проект договора, выданы новые технические условия, при этом точка присоединения, подключения к сетям сетевой организации в технических условиях не определена, не исполнение обязанности по направлению копии заключенного договора об осуществлении технологического присоединения и документов Заявителя в адрес гарантирующего поставщика, не исполнение сетевой организацией в установленный срок мероприятий, предусмотренных Договором) ущемляют права и законные интересы Заявителя, ставят перед ним необоснованные условия реализации права на доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии по сравнению с условиями, предусмотренными Правилами N 861.
Филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, путем совершения указанных действий злоупотребило своим доминирующим положением, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Описанные действия свидетельствуют о выходе ОАО "МРСК Сибири" за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для сетевой организации в данном случае установлены Правилами N 861.
Доказательств принятия всех зависящих от Общества мер по своевременному и надлежащему совершению необходимых действий (принятии мер) по технологическому присоединению, наличия объективных причин нарушения порядка и сроков, установленных Правилами технологического присоединения, Обществом не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях ОАО "МРСК Сибири" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России с учетом решения Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 2-3014/2015 принимает решение предписание не выдавать.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать положение ОАО "МРСК Сибири" на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории Усть-Абаканского района, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Усть-Абаканским районом электрических сетей филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", доминирующим.
2. Признать действия (бездействие) ОАО "МРСК Сибири" в нарушение п. 15, п. 15(1), пп. "б" п. 16, пп. "а" п. 25(1) Правил технологического присоединения, в части нарушения порядка рассмотрения отказа Заявителя от подписания проекта договора N 20.1900.2351.14 от 16.07.2014; несоблюдения требований Правил технологического присоединения о направлении подписанного с Заявителем договора N 20.1900.2749.14 от 22.08.2014 и копий документов Заявителя в адрес гарантирующего поставщика; несоблюдении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов <> отсутствия указания, определения в Технических условиях точки присоединения, точки подключения к сети 0,4 кВ, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
3. Предписание ОАО "МРСК Сибири" не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председатель Комиссии |
К.А. Лебедева |
Члены Комиссии |
Т.В. Темерева
Е.А. Исакова
С.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия N 7-А-Т-15 (опубликовано 22 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016