Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 22 мая 2015 г. N 66-К/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе <_>
в присутствии представителей заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай <_> ведущего специалиста-эксперта отдела МТО <_> по доверенности от 27.02.2015 г. N Д-04-905/15/10, главного специалиста-эксперта отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан <_> по доверенности от 12.05.2015 г. NД-04906/15/17 рассмотрела жалобу ООО "Строительная компания "АТЛАНТ" на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск" N 0377100001015000029.
ООО "Строительная компания "АТЛАНТ" 22.05.2015 г. направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя общества. установила:
В Алтайское республиканское УФАС России 18.05.2015 г. обратилось ООО "Строительная компания "АТЛАНТ" (г. Новосибирск, ул. Галущака, 2) с жалобой на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск" N0377100001015000029.
Заявитель указывает, что техническое задание составлено с нарушением требований законодательства в сфере закупок, а также на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) часть аукционной документации (дополнительные требования к материалам) размещена в формате "pdf", который запрещает копирование и поиск по тексту.
Не согласившись с доводами заявителя, заказчиком 20.05.2015 г. представлены письменные возражения.
Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей стороны и осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку установила следующее:
Согласно извещению о проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск" N0377100001015000029, размещенному на официальном сайте РФ 30.04.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта - 84 100 102,00 рублей;
- дата и время окончания срока подачи заявок -18.05.2015 г. 09-00 часов;
- дата проведения электронного аукциона - 25.05.2015 г.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в требованиях к применяемым материалам, конструкциям или изделиям в раздел VIII Технического задания документации об электронном аукционе (дополнительные требования к материалам) указал: в позициях N92, N93, N94, N95 "Блоки бетонные стен подвалов сплошные" морозостойкость не менее F-75, водонепроницаемость не менее W-4.
Согласно п. 2.3 ГОСТа 13579-78 морозостойкость и водонепроницаемость бетона должны назначаться в проекте в зависимости от режима эксплуатации конструкций и климатических условий района строительства согласно СНиП 2.03.01-84 - для тяжелого бетона и керамзитобетона и СН 165-76 - для плотного силикатного бетона.
Согласно доводам жалобы, в проекте, размещенном заказчиком на официальном сайте РФ, отсутствуют указания по морозостойкости и водонепроницаемости бетона. В ответе на разъяснение документации, размещенном заказчиком на ОС РФ 14.05.2015 г. дано пояснения, что установление показателей морозостойкость, водонепроницаемость является потребностью заказчика, указание на требования проекта по данным показателям в ответе отсутствует.
На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика указал, что подвал по проекту находится в подземной части здания, однако не смог пояснить предусмотрено ли проектом требование по морозостойкости и водонепроницаемости бетона.
Комиссия УФАС по РА признала данный довод жалобы обоснованным, т.к. заказчиком не предоставлены доказательства обоснованности установления требования к блокам бетонным стен подвалов по показателю морозостойкость не менее F-75, водонепроницаемость не менее W-4.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
По ряду позиций раздел VIII Технического задания "Дополнительные требования к материалам" (например поз. 6 "Бетон тяжелый класс В3,5 (М50)", поз.156 "Бетон тяжелый класс В7,5 (М100)", поз. 84 "Лента тканевая с липким слоем", поз. 69 "Листы гипсокартонные", поз. 87 "Пленка подкровельная антикондетсатная" в локальных сметных расчетах указаны с отрицательным значением и не содержатся в проектной документации.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что сметная документация не содержит сведений о товарах (материалах), а содержит только базовые расценки, которые влияют на определение стоимости работ, подлежащих выполнению. В проектной документации содержатся не все сведения об используемых при выполнении работ материалах, в связи с чем заказчиком в отдельном документе "Дополнительные требования к материалам" были установлены материалы, которые могут использоваться для достижения потребностей заказчика. Кроме того, участники закупки вправе не указывать в составе 1 части заявки товары, которые в сметной документации идут с отрицательным значениями. Не указание участником в своей заявки сведений о данных товарах не повлияет на результаты рассмотрения 1 частей заявок.
Комиссии УФАС по РА считает данный довод не основанным на нормах закона о контрактной системе. Так в соответствии с п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего закона, или предоставления недостоверной информации. Кроме того документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе (п.2 ч. 1 ст. 64), а описание объекта закупки должно носить объективный характер и основываться на проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Следовательно, заказчиком нарушены требования п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы, о том, что по материалу (поз.63) "Плиты из пенопласта полистирольного ПСБС (или "эквивалент)" заказчиком необоснованно указано "или эквивалент", при отсутствии в документации товарного знака, что вводит в заблуждение участников закупки, является обоснованным в части. По мнению Комиссии УФАС по РА словосочетание "или эквивалент" не могло ввести в заблуждение участников закупки, т.к. документация содержит показатели товара, позволяющие определить соответствие материала установленным заказчиком требованиям, а именно указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок путем введения единой информационной системы, обеспечивающей участников контрактной системы общедоступной, безвозмездной информацией, вступают в силу с 01.01.2017 г.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в Интернете информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. При этом должны быть учтены особенности, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147, и Положения о пользовании официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 14.12.2010 г. N 646/21н (далее - Положения), информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 и 8 Положений программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данных Положений, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая на официальном сайте (zakupki.gov.ru) с целью проведения аукциона, должна быть доступной, файлы, содержащие информацию, должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Комиссией УФАС по РА установлено, что часть аукционной документации "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск" (дополнительные требования к материалам), размещенной на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) в формате "pdf", не позволяет осуществить копирование содержащейся в ней информации, а также ключевой поиск по выбранному слову или сочетанию слов, следовательно, ограничивает возможность ознакомления участников закупки с документацией об аукционе.
Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные сторонами обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 8 ст. 106, п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания АТЛАНТ" на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г.Горно-Алтайск" N0377100001015000029 обоснованной в части.
2. Признать заказчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай нарушившим ч.4 ст. 4, п.1 ч.1,ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч.5 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления излишних требований к товару (морозостойкость, водонепроницаемость), установления требований к использованию товара, не предусмотренного проектной документацией, размещения на ОС РФ аукционной документации (дополнительные требования к материалам) в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов.
3. Выдать государственному заказчику Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай предписание о прекращении нарушений законодательства о контрактной системе, путем аннулирования аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).
4. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений
законодательства о контрактной системе
"22" мая 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе <_>
на основании решений N 64-К/15, N66-К/15 от 22.05.2015 г., принятых Комиссией по итогам рассмотрения жалоб ООО "Алакс" и ООО "Строительная компания АТЛАНТ" на действия заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск", руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Заказчику Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай прекратить нарушения ч.4 ст. 4, ч. 3 ст. 7, п.1 ч.1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч.5 ст.112 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем:
1.1 отмены электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск" N0377100001015000029 (аннулирования закупки);
1.2 размещения информации об аннулировании данного электронного аукциона на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru);
1.3 приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе;
1.4 повторного размещения закупки "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству "под ключ" административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск" (в случае необходимости).
2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательство об исполнении настоящего Предписания:
- по пунктам 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 01.06.2015 г.;
- по пунктам 1.3 и 1.4 Предписания не позднее трехдневного срока с момента исполнения.
В случае неисполнения настоящего предписания, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22 мая 2015 г. N 66-К/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016