Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 20 июня 2012 г. N 283-12-А
Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 20.06.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N 283-12-а возбужденное по признакам нарушения Думой Добрянского городского поселения Пермского края, Администрацией Добрянского городского поселения Пермского края части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
10.01.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило заявление ООО "Центравтотех" (вх.N0047-12) о нарушении органами местного самоуправления Добрянского городского поселения Пермского края антимонопольного законодательства при организации транспортного обслуживания населения г. Добрянка.
В заявлении в частности указано, что на территории Добрянского городского поселения, в нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции функциями по организации транспортного обслуживания населения наделен хозяйствующий субъект - Муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства" (далее также - МУ "УГХ").
Наделение МУ "УГХ" функциями и правами органов местного самоуправления стало возможным в связи с изданием Постановления главы Добрянского городского поселения от 23.03.2010 г. N108 "О внесении изменений в Устав муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", утвержденного постановлением главы Добрянского городского поселения от 28.11.2007 г. N289", а также принятием Думой Добрянского городского поселения решения от 24.11.2010 г. N335 "Об утверждении положения о предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Добрянского городского поселения".
Учитывая изложенное ООО "Центравтотех" просит признать в действиях Думы Добрянского городского поселения, Администрации Добрянского городского поселения нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции и выдать предписание, направленное на устранение допущенного нарушения.
Дума Добрянского городского поселения с доводами заявителя не согласна, считает, что МУ "УГХ" не является хозяйствующим субъектом, а также указывает на отсутствие доказательств о фактическом нарушении, чьих либо прав и законных интересов, в т.ч. ООО "Центравтотех", в связи, с чем рассмотрение дела просит прекратить.
Администрация Добрянского городского поселения поддерживает позицию Думы Добрянского городского поселения, указывает, что постановление от 23.03.2010 г. N108 издано в полном соответствии с действующими на тот момент требованиями законодательства РФ, нормативными правовыми актами Добрянского городского поселения, и не привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
МУ "УГХ" также с доводами заявителя несогласно, считает их необоснованными, указывает, что в настоящий момент Учреждение находится в стадии реорганизации в муниципальное казенное учреждение.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон о местном самоуправлении) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселений.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов, создание муниципальных предприятий и учреждений.
Часть. 4 ст. 7 Закона о местном самоуправлении установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Таким образом, акты органов местного самоуправления Добрянского городского поселения, издаваемые, в т.ч. в целях решения вопросов местного значения не должны приводить к наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 36 Устава Добрянского городского поселения, утвержденного Решением Думы Добрянского городского поселения от 02.04.2008 N 483 к полномочиям Администрации Добрянского городского поселения относится осуществление мероприятий в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах населенных пунктов поселения.
До 26.11.2010 г. на территории Добрянского городского поселения Пермского края организация транспортного обслуживания населения регламентировалась положением, утвержденным решением Добрянской городской Думы от 16.11.2006 N 240.
В силу п.п. 1. 3, 1.4, 1.5 указанного положения организацию транспортного обслуживания населения, т.е. комплекс мероприятий нормативно-правового и организационного характера, проводимых в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках (формирование сети маршрутов регулярного сообщения; организацию маршрутов регулярного сообщения; организацию регулярных перевозок; тарифное регулирование регулярных перевозок; контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок) осуществляет Администрация Добрянского городского поселения (далее также - Администрация).
Кроме того, решением думы Добрянского городского поселения от 19.12.2005 г. N37 создано Муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства".
Пунктом 1.2 Устава МУ "УГХ" утвержденного постановлением главы Администрации от 28.11.2007 г. N289 установлено, что учредителем МУ "УГХ" является Администрация.
Согласно постановления Главы Администрации от 23.03.2010 г. N108 "О внесении изменений в Устав муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" раздел 2 (Цели и предмет деятельности) дополнен п. 2.4.24 "Организация и осуществление деятельности по предоставлению транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения".
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Пунктом 2.5 Устава установлено, что МУ "УГХ" вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящий доход деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых учреждение создано.
К предпринимательской деятельности МУ "УГХ" относится:
- оформление разрешения на проведение земляных работ на территории Добрянского городского поселения;
- технический надзор за проведением капитального ремонта жилищного фонда.
Согласно представленной в материалы дела отчета о финансовых результатах деятельности на 01.01.2012 г. МУ "УГХ" осуществляет деятельность, приносящую доход (оказание платных услуг).
Учитывая вышеизложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что, издав постановление от 23.03.2010 г. Администрация в нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции наделила хозяйствующий субъект - МУ "УГХ" функциями и правами органа местного самоуправления по организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
26.11.2010 г. Думой Добрянского городского поселения принято решение N335 "Об утверждении положения о предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Добрянского городского поселения" (далее также - Положение).
Согласно раздела 3 Положения к полномочиям Администрации в сфере транспортного обслуживания, в т.ч. отнесено:
- обеспечение содержания улично-дорожной сети, по которой организовано движение городского пассажирского транспорта, безопасность движения;
- осуществление контроля за исполнением автотранспортными предприятиями принятых договорных обязательств;
- рассмотрение жалоб и предложения пассажиров;
- согласование расписания движения по городским маршрутам;
- утверждение маршрутов движения городского пассажирского транспорта;
- согласование сводного расписания движения по сети маршрутов с учетом нормативов и правил эксплуатации маршрута.
Также разделом 3 Положения установлено, что Уполномоченным органом для реализации функций в области организации транспортного обслуживания населения на территории Добрянского городского поселения является муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства"
Уполномоченный орган для реализации функций в области организации транспортного обслуживания населения на территории Добрянского городского поселения осуществляет функции:
- заключает договоры на осуществление деятельности, направленной на развитие улично-дорожной сети, улучшение качества пассажирских перевозок и другое;
- осуществляет координацию работы различных автотранспортных предприятий;
- осуществляет контроль за исполнением автотранспортными предприятиями принятых договорных обязательств;
- обеспечивает содержание улично-дорожной сети, по которой организовано движение городского пассажирского транспорта, безопасность движения;
- обеспечивает устойчивое функционирование городского пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях;
- рассмотрение вопроса и составление заключения о возможности привлечения перевозчика к осуществлению перевозок;
- осуществляет контроль за состоянием обслуживания и обеспечением безопасности пассажиров, а также соблюдением правил эксплуатации маршрутов;
- осуществляет координацию работы на городских маршрутах и деятельности различных автотранспортных предприятий;
- устанавливает нормативы (интервал движения по маршруту, предельная частота движения транспортных средств по маршруту, пропускная способность остановок, критическое значение часового пассажиропотока и другое) определенных маршрутов с целью обеспечения безопасности движения и направляет их ответственному за организацию движения на маршруте;
- принимает и безотлагательно рассматривает жалобы и предложения пассажиров и их общественных объединений по вопросам транспортного обслуживания;
- рассматривает вопросы открытия городского маршрута, предлагает администрации городского поселения уточненное направление маршрута, расположение остановочных пунктов, частоту движения;
- контролирует выполнение перевозчиками нормативов и правил эксплуатации маршрутов, а также иных требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок;
- осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации маршрутов, в том числе соблюдением порядка на остановочных и конечных пунктах.
Анализ раздела 3 Положения позволяет сделать вывод, что в настоящий момент на территории Добрянского городского поселения имеет место совмещение функции в сфере транспортного обслуживания органа местного самоуправления - Администрации Добрянского городского поселения, и хозяйствующего субъекта - МУ "УГХ".
Выше указано, что совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов является нарушением ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Думы Добрянского городского поселения нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
При этом, необходимо отметить, что для признания в действиях органов местного самоуправления нарушения по ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции отсутствует необходимость доказывания наступления, либо возможности наступления ограничения, устранения, недопущения конкуренции.
Данный вывод следует из буквального толкования ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно п.п. а) п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится выдача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Таким образом, в рассматриваемом случае для устранения допущенного нарушения Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать Думе Добрянского городского поселения и Администрации Добрянского городского поселения предписания об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Добрянского городского поселения Пермского края ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" функциями и правами органа местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения путем издания Постановления главы Добрянского городского поселения от 23.03.2010 г. N108 "О внесении изменений в Устав муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", утвержденного постановлением главы Добрянского городского поселения от 28.11.2007 г. N289".
2. Признать факт нарушения Думой Добрянского городского поселения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" допущенного путем утверждения раздела 3 Положения о предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Добрянского городского поселения, утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 26.11.2010 г. N335, что привело к совмещению Муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" функции и прав органа местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения и хозяйствующего субъекта.
3. Выдать Администрации Добрянского городского поселения, Думе Добрянского городского поселения предписания, направленные на устранение допущенного нарушения, в частности путем отмены или изменения актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 283-12-а
"20" июня 2012 г. г. Пермь
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии
Члены Комиссии:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N283-12-а о нарушении Администрацией Добрянского городского поселения, Думой Добрянского городского поселения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации Добрянского городского поселения Пермского края в срок до 27.07.2012 г. прекратить нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" функциями и правами органа местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения путем издания Постановления главы Добрянского городского поселения от 23.03.2010 г. N108 "О внесении изменений в Устав муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", утвержденного постановлением главы Добрянского городского поселения от 28.11.2007 г. N289", а именно:
в срок до 27.07.2012 г. в рамках имеющихся полномочий, с учетом установленного нарушения, и в соответствии с действующим законодательством РФ отменить, либо изменить Постановление главы Добрянского городского поселения от 23.03.2010 г. N108 "О внесении изменений в Устав муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", утвержденного постановлением главы Добрянского городского поселения от 28.11.2007 г. N289".
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 283-12-а
"20" июня 2012 г. г. Пермь
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии
Члены Комиссии:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N283-12-а о нарушении Администрацией Добрянского городского поселения, Думой Добрянского городского поселения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Думе Добрянского городского поселения Пермского края в срок до 10.08.2012 г. прекратить нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" допущенного путем утверждения раздела 3 Положения о предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Добрянского городского поселения, утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 26.11.2010 г. N335, что привело к совмещению Муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" функции и прав органа местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения и хозяйствующего субъекта, а именно:
в срок до 10.08.2012 г. в рамках имеющихся полномочий, с учетом установленного нарушения, и в соответствии с действующим законодательством РФ отменить, либо изменить раздел 3 Положения о предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Добрянского городского поселения, утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 26.11.2010 г. N335.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2012 г. N 283-12-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016