Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 541 (опубликовано 28 апреля 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 21.04.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 25.04.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> при участии: <_> возбужденного в отношении администрации города Ангарска по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием постановления "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" N 785-г от 31.05.2013 г., в части включения абз. "в" п.п. 2.3.5.2. раздела 2; п.п. 6.2.6. п.п. 6.2.7. п. 6.2.; абз. а, б п.п. 8.2.4 п.8.2 в Положение о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного указанным постановлением; включения в типовой договор (приложение N 2 к Положению.) пунктов п.п. 2.3.4, 2.3.5,2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3; включения в Методику оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (приложение N 1 к Положению) пунктов 2.3., 2.4., 2.6., устанавливающих необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам. установила:
Приказом УФАС по Иркутской области N 63 от 28.02.2014 г. в отношении администрации города Ангарска возбуждено дело по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием постановления "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" N 785-г от 31.05.2013 г., в части включения абз. "в" п.п. 2.3.5.2. раздела 2; п.п. 6.2.6. п.п. 6.2.7. п. 6.2.; абз. а, б п.п. 8.2.4 п.8.2 в Положение о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного указанным постановлением; включения в типовой договор (приложение N 2 к Положению.) пунктов п.п. 2.3.4, 2.3.5,2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3; включения в Методику оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (приложение N 1 к Положению) пунктов 2.3., 2.4., 2.6., устанавливающих необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Согласно устным и письменным пояснениям, представленным ответчиком, администрацией города Ангарска 15.04.2014 г. принято постановление N 421-г, которым было внесено изменение в постановление "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" N 785-г от 31.05.2013 г.
В связи с добровольным устранением нарушения представитель ответчика просил прекратить данное дело.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав и оценив доказательства и доводы, представленные лицом, участвующим в деле, приходит к следующим выводам.
31.05.2013 г. администрацией г. Ангарска принято постановление N 785-г "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении".
В соответствии с абз. в п.п. 2.3.5.2 раздела 2 Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного постановлением администрации г. Ангарска N 785-г от 31.05.2013 г., наличие на праве собственности или ином законном основании помещений или охраняемых стоянок, исключающих несанкционированный выезд транспортных средств вне работы на маршруте относится к обязательным требованиям к участнику заключения краткосрочного договора.
Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ).
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, перевозчик, владея транспортными средствами на праве собственности или ином законном праве, в целях осуществления предпринимательской деятельности (перевозки пассажиров) вправе использовать транспортные средства вне работы на маршруте (договор фрахтования).
Законодательство Российской Федерации не содержит установленных для хозяйствующих субъектов ограничений не позволяющих использовать перевозчику транспортные средства вне работы по маршруту регулярных пассажирских перевозок.
Контроль за несанкционированным выездом транспортных средств, в том числе вне работы на маршруте регулярных пассажирских перевозок, осуществляется непосредственно самим перевозчиком, в данном случае регулируются правоотношения между работодателем (перевозчиком) и водителем (работником) вне зависимости от наличия или отсутствия на праве собственности или ином законном основании помещений или охраняемых стоянок, исключающих такой несанкционированный выезд.
Орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, согласно нормам гражданского законодательства, следовательно, требование к участнику заключения краткосрочного договора о наличие на праве собственности или ином законном основании помещений или охраняемых стоянок, исключающих несанкционированный выезд транспортных средств вне работы на маршруте приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Пункт 6.2. раздела 6 "Представление конкурсных заявок" Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного постановлением администрации г. Ангарска N 785-г от 31.05.2013 г., определяет, что к конкурсной заявке прилагаются:
-справка о нарушениях (отсутствии нарушений) правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение перевозчика или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления конкурса, выданная органами государственной инспекции безопасности дорожного движения управления министерства внутренних дел по городу Ангарску ( п.п. 6.2.6);
За нарушение правил дорожного движения к административной ответственности может быть привлечен водитель, а не перевозчик. Перевозчик привлекается к ответственности по ДТП в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Следовательно, требование о предоставлении справки о привлечении к административной ответственности перевозчика за совершенное ДТП неправомерно.
Водители не могут являться участником конкурса, следовательно, сведения о допущенных ими ДТП, повлекшие административную ответственность, не могут содержаться в требованиях к конкурсной заявке перевозчика.
Хозяйствующие субъекты, впервые вступающие на этот рынок, не смогут представить необходимые сведения в связи с их отсутствием на таком рынке в течение года.
Более того, выдача данных справок перевозчикам в полномочия органов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД не входит.
Данное требование является необоснованным и ограничивает доступ хозяйствующих субъектов для участия в конкурсе.
- справка о нарушениях (отсутствии нарушений) условий лицензирования перевозчиком в течение одного года до даты объявления конкурса, выданная территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Иркутской области (п.п. 6.2.7.).
Приказом Минтранса России от 29.04.2013 года N 144 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), которым определено предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, включающей в себя административные процедуры, в том числе выдача сведений о конкретной лицензии.
Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), лицензиат должен соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Владельцы лицензий, в соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 г. N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, также должны совершать определенные действия, в частности разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением (абз.2 п.п. 2.2 п.2 Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15).
Контроль за деятельностью по лицензированию пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Несоблюдение и нарушение указанных требований и условий лицензиатом, может повлечь приостановление, прекращение действия лицензии лицензирующим органом, либо аннулирования лицензии по решению суда (ст. 20, ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Выдача справок о нарушениях условий лицензирования не входит в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно п.п. 8.2.1. п. 8.2. раздела 8 "Требования к участникам конкурса и условия допуска к участию в конкурсе" Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного постановлением администрации г. Ангарска N 785-г от 31.05.2013 г., соискатель не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае не предоставления определенных разделом 6.2. настоящего Положения либо наличие в таких документах недостоверных сведений.
Таким образом, отсутствие указанной справки будет являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, следовательно, хозяйствующий субъект, который имеет лицензию, не сможет осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по регулярным автобусным маршрутам города Ангарска.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, которые впервые вступают на рынок перевозки пассажиров не смогут представить такие данные за год, что затруднит вход на рынок пассажирских перевозок и образует дополнительные препятствования осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности.
Приложением N 2 к Положению_ установлена форма типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении.
Установлено, что отдельные пункты типового договора содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности:
Согласно п.2.3. перевозчик обязан:
Выбирать марку транспортных средств, в зависимости от пассажиропотоков на маршруте с учетом дорожных условий, устанавливать графики выпуска транспортных средств на линию с учетом изменения пассажиропотока по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости.(п.п. 2.3.4. типового договора).
Производить высадку и посадку пассажиров только в установленных остановочных (п.п. 2.3.5 п. 2.3. типового договора) пунктах.
Осуществлять контроль за своевременным и полным выпуском транспортных средств на маршрут и за выполнением расписания движения автобусов с использованием оборудования навигационного контроля системы ГЛОНАСС/GPS. Представлять заказчику безвозмездно удаленный доступ к данным о работе транспортных средств, оснащенных навигационным оборудованием (п.п. 2.3.7. п. 2.3. типового договора).
Обеспечить соблюдение прав пассажира как потребителя транспортных услуг в соответствии с действующим законодательством, размещать в каждом транспортном средстве информацию для пассажиров о перевозчике, номера телефонов перевозчика и контролирующих органов (п.п. 2.3.9. типового договора).
Обеспечить соблюдение экологических и санитарных норм при работе на маршруте и в местах стоянки транспортных средств (п.п. 2.3.13 типового договора).
Осуществлять замену физически изношенных транспортных средств, используемых для перевозок на маршруте автобусами средней и большой вместимости (п.п. 2.3.15. типового договора).
Если автотранспортные средства соискателя, которые планируется использовать при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту:
а) не соответствуют по конструкции и техническому состоянию нормативно - технических документов завода - изготовителя и ГОСТов;
б) не прошли в установленном порядке технический осмотр, то при рассмотрении конкурсных заявок соискатель не допускается комиссией к участию в конкурсе (п.п.8.2.4. п.8.2. Положения).
Общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" а также Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (глава 3 защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров в соответствующем остановочном пункте, соблюдая правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров (ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" п. 12 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Владелец транспортного средства (собственник или иной законный пользователь) самостоятельно и за свои средства обеспечивает установку навигационного оборудования и обращается в Ространснадзор для проведения его тестирования. После удачного тестирования владелец получает от Ространснадзора документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к лицензируемым (подп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с 1 января 2012 года является лицензионным требованием для осуществления деятельности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
Технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (п. 12 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, наличие транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении относится к одному из лицензионных требований, следовательно, хозяйствующий субъект, получивший лицензию на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) вправе осуществлять данную деятельность с использованием транспортного средства соответствующее обязательным требованиям безопасности.
Пунктом 3.2 типового договора определено, что при снижении регулярности движения автобусов на маршруте ниже уровня 90% за календарный месяц, перевозчик уплачивает заказчику штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
За каждый выявленный случай выпуска на маршрут автомобилей с отличными знаками, указателями и схемами маршрутов, информационными табличками автобусов, не отвечающим требованиям ГОСТа 25869-90, а также в неудовлетворительном санитарном состоянии перевозчик уплачивает заказчику штраф в размере 2000 (двух тысяч) рублей (п. 3.3. типового договора).
Таким образом, включение в типовой договор пунктов п.п. 2.3.4, 2.3.5,2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3 и включение в Положение. абз. а, б п.п. 8.2.4 п.8.2, которые регулируют отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и третьими лицами (Ространснадзора, Минтранса России, ГИБДД), а не с администрацией г. Ангарска, приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 4.5. типового договора установлено, что договор заключается без проведения конкурса, но не более шести месяцев в порядке, установленном правовыми актами в сфере транспортного обслуживания населения и п. 2.3. положения о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок пассажиров на территории города Ангарска.
Пунктом 2.3. положения о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории города Ангарска определены случаи когда заказчик в целях обеспечения бесперебойного осуществления пассажирских перевозок на территории г. Ангарска, вправе заключить договор с перевозчиком без проведении конкурса.
В данном случае организатором торгов -администрацией г. Ангарска 15.01.2014 г. опубликовано извещение о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, документация о конкурсе, приложением N 4 к которой опубликован типовой договор об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении.
Следовательно, включение п. 4.5. в типовой договор, заключаемый по результатам конкурса является некорректным.
Приложением N 1 к Положению_ установлена методика оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска.
Установлено, что отдельные критерии, по которым определяется победитель, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности:
Пунктом 2.3 Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (Приложение N 1 к Положению.) установлена система оценки соискателей по основаниям наличия или отсутствия нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок, подтвержденных справкой из ГИБДД УМВД по г. Ангарску.
Пунктом 2.3. Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска установлено, что отсутствие нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок (КЗ) оценивается следующим образом:
-отсутствие нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления Конкурса - 10 баллов;
- наличие 1-го нарушения правил дорожного движения, повлекшего за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления Конкурса - 8 баллов;
- наличие 2-3 нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления Конкурса - 5 баллов;
- наличие более 3-х нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой привлечение соискателя или его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления Конкурса - 0 баллов;
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения и (или) совершение дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими по вине водителя соискателя в течение 1 года до даты объявления Конкурса - (-20) баллов.
За нарушение правил дорожного движения к административной ответственности может быть привлечен водитель, а не перевозчик. Перевозчик привлекается к ответственности по ДТП в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Водители не могут являться участником конкурса, следовательно, сведения о допущенных ими ДТП, повлекшие административную ответственность, не могут содержаться в требованиях к конкурсной заявке перевозчика.
Хозяйствующие субъекты, впервые вступающие на этот рынок, не смогут представить необходимые сведения в связи с их отсутствием на таком рынке в течение года.
Пунктом 2.4. Методики определено, что отсутствие нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок (К4) оценивается следующим образом:
- отсутствие нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления Конкурса - 10 баллов;
- наличие нарушений условий лицензирования, повлекших за собой привлечение соискателя к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок в течение 1 года до даты объявления Конкурса -(-10) баллов.
Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), лицензиат должен соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Владельцы лицензий, в соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 г. N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, также должны совершать определенные действия, в частности разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением (абз.2 п.п. 2.2 п.2 Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15).
Контроль за деятельностью по лицензированию пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Несоблюдение и нарушение указанных требований и условий лицензиатом, может повлечь приостановление, прекращение действия лицензии лицензирующим органом, либо аннулирования лицензии по решению суда (ст. 20, ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Кроме того, хозяйствующие субъекты, которые впервые вступают на рынок перевозки пассажиров не смогут представить такие данные за год, что затруднит вход на рынок пассажирских перевозок и образует дополнительные препятствования осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности.
Пунктом 2.6. Методики, определено, что отсутствие нарушений соискателем условий ранее заключенных договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении (Кб) оценивается следующим образом:
- отсутствие нарушений условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении в течение 1 года до даты объявления Конкурса - 10 баллов;
- наличие более 3 нарушений условий договоров об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, либо наличие случаев расторжения указанных договоров в связи с нарушением соискателем его условий в течение 1 года до даты объявления Конкурса -(- 20) баллов.
- наличие фактов привлечения соискателя к ответственности в соответствии с разделом 3 (ответственность сторон) ранее заключенного договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении - (-10) баллов
- соискатель, с которым к моменту объявления Конкурса не был ранее заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении - 0 баллов.
Однако организатором конкурса не раскрывается, каким образом устанавливаются данные нарушения (в судебном порядке; в одностороннем порядке Заказчиком) и каким органом (субъектом), связаны ли данные нарушения непосредственно с осуществлением перевозок или с иными формальными (процедурными) вопросами.
Вышеуказанный критерий оценки, объективно не позволяет оценить конкурсантов, с целью выявления лучшего.
Более того, закрепление такого критерия оценки соискателей также ставит вновь созданных и впервые участвующих в регулярных пассажирских перевозках субъектов в неравное положение, создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам.
Пункт 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ определяет, что юридические лица (индивидуальные предприниматели) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Пункт 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ определяет, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пункт 2 статьи 49 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Право юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статья 2 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу.
Пункт 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ определяет, что лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Из указанных норм следует, что юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и получившее лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек вправе беспрепятственно осуществлять указанную деятельность.
Из изложенного следует, что при получении специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автобусами, соискатель лицензии должен иметь необходимую производственную базу и соответствовать требованиям, предъявляемым нормативными актами РФ к данному субъекту. Если хозяйствующим субъектом получена лицензия на осуществление деятельности, то вход на рынок пассажирских перевозок должен быть открыт, поскольку такой субъект соответствует требованиям, установленным нормативными актами РФ для осуществления указанной деятельности.
Пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Следовательно, администрацией г. Ангарска нарушен п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., в связи с принятием постановления "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" N 785-г от 31.05.2013 г., в части включения абз. "в" п.п. 2.3.5.2. раздела 2; п.п. 6.2.6. п.п. 6.2.7. п. 6.2.; абз. а, б п.п. 8.2.4 п.8.2 в Положение о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного указанным постановлением; включения в типовой договор (приложение N 2 к Положению.) пунктов п.п. 2.3.4, 2.3.5,2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3; включения в Методику оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (приложение N 1 к Положению) пунктов 2.3., 2.4., 2.6., устанавливающих необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
На рассмотрение дела ответчиком - администрацией г. Ангарска представлено доказательство -постановление от 15.04.2014 г. N 421-г, которым было внесено изменение в постановление "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" N 785-г от 31.05.2013 г., подтверждающее тот факт, что на момент рассмотрения комиссией Иркутского УФАС России дела N 63 по существу, допущенное нарушение антимонопольного законодательства, устранено в добровольном порядке, путем внесения изменений в Положение, в частности п.п. 6.2.6. п.п. 6.2.7. п. 6.2.; абз. а, б п.п. 8.2.4 п.8.2 в Положении о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного указанным постановлением; пункты п.п. 2.3.4, 2.3.5,2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3 типового договора (приложение N 2 к Положению.); пункты 2.3., 2.4., 2.6. в Методики оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (приложение N 1 к Положению), исключены.
Согласно ч.1. ст. 48 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2012 г. комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию города Ангарска нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием постановления "Об утверждении Положения о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, Типового договора об организации регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении, Регламента проведения администрацией города Ангарска контроля за осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении" N 785-г от 31.05.2013 г., в части включения абз. "в" п.п. 2.3.5.2. раздела 2; п.п. 6.2.6. п.п. 6.2.7. п. 6.2.; абз. а, б п.п. 8.2.4 п.8.2 в Положение о конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории г. Ангарска, утвержденного указанным постановлением; включения в типовой договор (приложение N 2 к Положению.) пунктов п.п. 2.3.4, 2.3.5,2.3.7, 2.3.9, 2.3.13, 2.3.14, п. 3.2, 3.3; включения в Методику оценки конкурсных заявок и определения победителя в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории города Ангарска (приложение N 1 к Положению) пунктов 2.3., 2.4., 2.6., устанавливающих необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
2. Дело N 63 от 28.02.2014 г., прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Копию решения направить в адрес ответчика-администрации г. Ангарска.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 541 (опубликовано 28 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016