Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 03-01/5229 (опубликовано 21 июня 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
19 июня 2012 года (изготовление решения в полном объеме)
07 июня 2012 года (оглашение резолютивной части)
N 03-01/5229
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия, Коми УФАС России), в составе: <_> рассмотрев материалы дела N Р 15-03/12, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <_>а Р.Н. (далее - ИП <_> Р.Н.), индивидуального предпринимателя <_>ой Е.А. (далее - ИП <_>а Е.А.) по факту распространения рекламы следующего содержания: "Комиссионный магазин N 1 "Аlternativа" *КПК "Накта-кредит-Р" ул. Интернациональная, д. 58 (вход со двора) тел. 793494 e-mail: 793494@mail.ru - покупка и продажа цифровой, аудио-видео и бытовой техники - ломбард цифровой техники - предоставляем кредит* на выгодных условиях - широкий выбор колясок", размещенной на странице 12 N 48(106) от 03.12.2011 газеты "ПРО ГОРОД Ухта", с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии:
- ИП <_>ой Е.А., действующей на основании выписки из ЕГРИП от 19.03.2012;
в отсутствие:
- заявителя, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела Определением N 03-01/3954 от 11.05.2012, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления N 16700056959741 получено 15.05.2012;
- ИП <_>а Р.Н., надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела Определением N 03-01/3954 от 11.05.2012, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления N 16700056959758 получено 19.05.2012;
- ООО "Газета", надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела Определением N 03-01/3954 от 11.05.2012, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления N 16700056959710 получено 17.05.2012, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) поступило сообщение гражданина об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов 14.03.2012 возбуждено рекламное дело N 15-03/12 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газета" (далее - ООО "Газета").
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлена необходимость замены ненадлежащего лица - ООО "Газета", надлежащим - ИП <_>ой Е.А., а также привлечения к участию в деле лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_>а Р.Н.
В связи с изложенным, рекламное дело N Р 15-03/12 Определением N 03-01/3954 от 11.05.2012 отложено и назначено к рассмотрению на 07.06.2012.
В результате рассмотрения материалов рекламного дела N Р 15-03/12 установлено следующее.
На странице 12 N 48 (106) от 03.12.2011 газеты "ПРО ГОРОД Ухта" размещена реклама следующего содержания: "Комиссионный магазин N 1 "Аlternativа" *КПК "Накта-кредит-Р" ул. Интернациональная, д. 58 (вход со двора) тел. 793494 e-mail: 793494@mail.ru - покупка и продажа цифровой, аудио-видео и бытовой техники - ломбард цифровой техники - предоставляем кредит* на выгодных условиях - широкий выбор колясок" (далее - рассматриваемая реклама).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения ее в газете "ПРО ГОРОД Ухта" N48(106) от 03.12.2011 на странице 12;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - к комиссионному магазину N 1 "Аlternativа", покупке и продаже цифровой техники, ломбарду цифровой техники, услугам по предоставлению кредита на выгодных условиях, широкому выбору колясок, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещенная на странице 12 N 48(106) от 03.12.2011 газеты "ПРО ГОРОД Ухта", является рекламой.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ломбардом, согласно ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ломбард является финансовой организацией. Финансовая организация, в силу положений указанной статьи, хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 "Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)", займы, выдаваемые финансовой организацией, входят в число финансовых услуг.
Указание в рассматриваемой рекламе на организацию КПК "Накта - кредит-Р" не может расцениваться как соблюдение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе при размещении рекламы ломбарда в связи с нижеследующим.
Согласно информации, размещённой на сайте http://www.rusprofile.ru/, КПК "Накта-Кредит-Р" является кредитным потребительским кооперативом, основным видом деятельности которого является предоставление кредитов.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; потребительский кооператив является некоммерческой организацией.
В силу положений Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", ломбардам может быть лишь коммерческая организация, основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Следовательно, указанный в рассматриваемой рекламе КПК "Накта-Кредит-Р" не может оказывать услуги ломбарда.
Таким образом, услуги по предоставлению займов гражданам (физическим лицам), оказываемые финансовыми организациями - ломбардами, являются финансовыми.
Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.
В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, оказывающей финансовые услуги.
В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
В соответствии с частью 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рассматриваемая реклама размещена в газете "ПРО ГОРОД Ухта", учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации СМИ - ПИ N ТУ 11-0045 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах дела, является ООО "Газета"; примерная тематика и (или) специализация: рекламное издание; реклама более 40 %.
Письмом б/н от 30.03.2012 (вх. N 1742 от 10.04.2012), представленным в материалы рекламного дела, ООО "Газета" пояснило, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы на основании договора купли-продажи печатных площадей N 1 от 01.01.2011, заключенного между ООО "Газета" и ИП <_>ой Е.А., копия которого имеется в материалах дела, является ИП <_>а Е.А.; рекламодателем рассматриваемой рекламы на основании договора N 210 от 25.11.2011, заключенного между ИП <_>ой Е.А. и ИП <_>ым Р.Н., является ИП <_> Р.Н.
Согласно п. 3.2 договора, ответственность за содержание и оформление материала, размещённого на проданных площадях газеты "ПРО ГОРОД Ухта", несёт ИП <_>а Е.А.
В материалах рекламного дела имеются копии следующих документов: заявки N 507 от 25.11.2011 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов, подписанной Заказчиком в лице ИП <_>а Р.Н и Исполнителем в лице руководителя отдела рекламы газеты "ПРО ГОРОД Ухта" <_>ой Н.А. и заверенной печатью ИП <_>ой Е.А., согласно которой рекламные и/или информационные материалы, подлежащие размещению Исполнителем (ИП <_>ой Е.А.), изготавливаются Исполнителем, дата размещения материала: 03.12.2011, номер издания: 48; счета N 1764 от 25.11.11 за услуги по размещению рекламы в газете "ПРО ГОРОД Ухта" в N 48, согласно которому Заказчиком и Плательщиком является ИП <_> Р.Н., Получателем - ИП <_>а Е.А.; приходного кассового ордера N 866 от 30.11.2011, принятого ИП <_>ой Е.А. от ИП <_>а Р.Н. по основанию: оплата за рекламу в газете "ПРО ГОРОД Ухта" N 48.
Согласно письменной информации, представленной ИП <_>ой Е.А. в материалы рекламного дела, а также пояснениям данным в ходе рассмотрения рекламного дела N Р 23-04/12, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> Р.Н., рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ИП <_>а Е.А. Между ИП <_>ой Е.А. и ИП <_>ым Р.Н. был заключен договор N 210 от 25.11.2011 на размещение рекламных (рекламно - информационных материалов), согласно которому Исполнитель - <_>а Е.А. обязуется по заданию Заказчика - <_>а Р.Н. возмездно оказать услуги по размещению рекламных и/или информационных материалов в средстве массовой информации - газете "ПРО ГОРОД Ухта", распространяемой на территории Республики Коми. К указанному договору была приложена заявка N 507 от 25.11.2011 на размещение рекламы ИП <_>а Р.Н. в газете "ПРО ГОРОД Ухта" N 48 от 03.12.2011. Впоследствии ИП <_>ым Р.Н. была произведена оплата за размещение рассматриваемой рекламы в газете "ПРО ГОРОД Ухта", что подтверждается имеющейся в материалах дела копией приходного кассового ордера от 30.11.2011; получателем денежных средств за распространение рассматриваемой рекламы является ИП <_>а Е.А.
Из материалов рекламного дела следует, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <_>а Е.А., рекламодателем - ИП <_> Р.Н.
В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП <_>а Е.А. сообщает, что распространение спорной рекламы без учета требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло вследствие неисполнения ИП <_>ой Е.А. своих публично-правовых обязанностей.
Согласно выписке из ЕГРИП в отношении ИП <_>ой Е.А. от 19.03.2012, представленной в материалы рекламного дела, основным видом её экономической деятельности является рекламная деятельность (код в ОКВЭД 74.40).
Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена с целью получения ИП <_>ой Е.А. прибыли от её экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела N Р 15-03/12 установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ИП <_>ой Е.А., так и по вине рекламодателя - ИП <_>а Р.Н.
ИП <_> Р.Н. на стадии заказа и согласования (одобрения), а ИП <_>а Е.А. - на стадии производства и распространения рекламы не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, следствием чего и стало несоответствие рекламы установленным требованиям.
Из материалов рекламного дела N Р 15-03/12 усматривается, что со стороны ИП <_>а Р.Н., ИП <_>ой Е.А. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ИП <_>ым Р.Н. нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, ИП <_>ой Е.А. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Комиссией в ходе рассмотрения дела N Р 15-03/12 установлено, что территория распространения рассматриваемой рекламы - г. Ухта Республики Коми.
Период распространения рассматриваемой рекламы - 03.12.2011.
Комиссией установлено, что доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы рекламораспространителем, рекламопроизводителем и рекламодателем не представлены, следовательно, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <_>у Р.Н. и ИП <_>ой Е.А. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453, решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Комиссионный магазин N 1 "Аlternativа" *КПК "Накта-кредит-Р" ул. Интернациональная, д. 58 (вход со двора) тел. 793494 e-mail: 793494@mail.ru - покупка и продажа цифровой, аудио-видео и бытовой техники - ломбард цифровой техники - предоставляем кредит* на выгодных условиях - широкий выбор колясок", размещенную на странице 12 N 48(106) от 03.12.2011 газеты "ПРО ГОРОД Ухта", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <_>у Р.Н. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
3. Выдать ИП <_>ой Е.А. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_>а Р.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_>ой Е.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 03-01/5229 (опубликовано 21 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016