Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 23 апреля 2014 г.
Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2014 года.
Решение изготовлено в полном объёме 23 апреля 2014 года.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дела N3-1/275, N3-/276, N3-1/302, объединённые в одно производство, по признакам нарушения ООО "Бункер-Порт" (682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Набережная, 31 А) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Терминал Совгавань", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 17 октября 2013 года поступило заявление Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края на действия ООО "Бункер-Порт" по установлению цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Терминал Совгавань".
21 октября 2013 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление ОАО "Амурское пароходство" на действия ООО "Бункер-Порт" по установлению и применению монопольно высокой цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Терминал Совгавань".
11 декабря 2013 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО "Терминал Совгавань" на действия ООО "Бункер-Порт" по установлению и применению монопольно высокой цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Терминал Совгавань".
Приказом Хабаровского УФАС России от 17.01.2014 N13 возбуждены дела N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённые в одно производство по признакам нарушения ООО "Бункер-Порт" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дел N3-1/274, N3-1/275, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители сторон, участвующих в деле:
1. Заявителей:
1.1. Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края:
- начальник отдела развития особых экономических зон управления по координации развития особых экономических зон и комплексных проектов, доверенность б/н от 03.03.2014.
1.2. ОАО "Амурское пароходство":
-_ доверенность N129 от 02.10.2013.
- _ доверенность N046 от 08.04.2014.
1.3. ООО "Терминал Совгавань:
- _ доверенность б/н от 12.02.2014.
2. Ответчика - ООО "Бункер-Порт":
-директор ООО "Бункер-Порт".
- _ доверенность б/н от 03.03.2014.
- _ доверенность б/н от 16.12.2013.
ОАО "Амурское пароходство" осуществляет перевозку пассажиров и грузов водным транспортом в дальневосточном регионе. В состав группы компаний "Амурское пароходство" входит ООО "Терминал Совгавань", являющееся одним из грузовых терминалов морского порта Советская Гавань, осуществляющее перевалку генеральных, насыпных и иных грузов, перевозимых ОАО "Амурское пароходство".
В соответствии с Договором аренды недвижимого и движимого имущества от 05.04.2013 N30, заключенным с ООО "Краевой имущественный комплекс", ООО "Бункер-Порт" владеет и пользуется на праве аренды внутризаводской железной дорогой протяжённостью 6,6 км, расположенной по адресу: г. Советская Гавань, ул. Набережная, 31 А. До заключения данного договора отношения между ООО "Краевой имущественный комплекс" и ООО "Бункер-Порт" по вопросам аренды внутризаводской железной дороги регулировались Договором аренды недвижимого имущества от 01.01.2008 и Договором аренды недвижимого и движимого имущества от 01.12.2011 N5.
Внутризаводская железная дорога, расположенная по адресу г. Советская Гавань, ул. Набережная, 31 А, является железнодорожным подъездным путём необщего пользования, примыкающим к железнодорожной ветке станции Согавань-Город через стрелки 1 - 4 до фронта выгрузки на территории морского порта Советская Гавань.
В соответствии со статьёй 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Статьёй 16 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования регулируются "Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила эксплуатации путей необщего пользования), утверждёнными приказом МПС России от 18.06.2003 N26.
В соответствии с пунктом 3.3 Правил эксплуатации путей необщего пользования местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов. Количество одновременно подаваемых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования определяется по полезной длине путей, на которых расположены места погрузки, выгрузки грузов.
08 февраля 2010 года между ООО "Бункер-Порт" и ООО "Терминал Совгавань" заключён Договор N2 оказания услуг по предоставлению железнодорожного подъездного пути для прогона вагонов (далее - Договор N2).
В соответствии с пунктом 1.1. Договора N2 ООО "Бункер-Порт" предоставляет ООО "Терминал Совгавань" право пользования железнодорожным подъездным путём для прогона железнодорожных вагонов на участке, примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город через стрелки 1 - 4 до фронта выгрузки.
Как следует из Дополнительного соглашения от 08.02.2010 к Договору N2 стоимость услуг за прогон одного вагона составляет 550,00 рублей с учётом НДС.
Дополнительным соглашением N2 от 03.02.2011 к Договору N2 с 01 января 2011 года стоимость услуг за прогон одного вагона устанавливается 650,00 рублей с учётом НДС.
15 марта 2012 года между ООО "Бункер-Порт" и ООО "Терминал Совгавань" заключён Договор N1/2/2012 оказания услуг по предоставлению железнодорожного подъездного пути для прогона вагонов (далее - Договор N1/2/2012).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора N1/2/2012 ООО "Бункер-Порт" предоставляет ООО "Терминал Совгавань" право пользования внутризаводской железной дорогой для прогона не более 300 железнодорожных вагонов в календарный месяц.
Пунктом 3.1 Договора N1/2/2012 установлено, что стоимость услуг за право пользования внутризаводской железной дорогой составляет 350000,00 рублей, в том числе НДС 18%.
Дополнительным соглашением N2 от 14.12.2012 к Договору N1/2/2012 стоимость услуг за право пользования внутризаводской железной дорогой с 01 января 2013 года устанавливается в размере 220000,00 рублей, в том числе НДС 18%.
Комиссия запросила у ООО "Бункер-Порт" документы и информацию по формированию цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающим к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, в том числе о причинах изменения цены.
По информации ООО "Бункер-Порт" услуга предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов является убыточной. Несмотря на увеличение цены на данную услугу ООО "Бункер-Порт" получает убытки от данного вида деятельности.
Как следует из предоставленных ООО "Бункер-Порт" документов по результатам деятельности в 2011 году убыток от оказания услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающим к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, составил 23%, в 2012 году убыток составил 39%, в 2013 году убыток составил 12%.
Кроме того, письмом от 25.01.2012 N19 ООО "Терминал Совгавань" уведомило ООО "Бункер-Порт" о начале стабильной работы с предполагаемым поступлением 300 вагонов каждый месяц. Данное уведомление ООО "Терминал Совгавань" явилось, по заявлению ООО "Бункер-Порт", основанием для установления новой формы оплаты за услугу предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов: ежемесячной платы, рассчитанной исходя из заявленного ООО "Терминал Совгавань" количества вагонов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Статьёй 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Из материалов дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства следует, что установление и применение цены на услугу предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов не влияют на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, следовательно, Комиссия рассматривает основным квалифицирующим признаком в данном случае ущемление интересов ООО "Терминал Совгавань".
Комиссия рассмотрела и изучила предоставленные ООО "Бункер-Порт" документы и информацию по расходам, связанным с оказанием услуги предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов. Как следует из предоставленных документов и сведений, ООО "Бункер-Порт" учитывались расходы, являющиеся необходимыми для оказания данной услуги (производства и реализации товара).
ООО "Терминал Совгавань" заявило письменное ходатайство от 21.03.2014 б/н о прекращении рассмотрения дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Терминал Совгавань" убедилось в правомерности позиции ООО "Бункер-Порт" по рассматриваемым вопросам, а также в связи с тем, что действия ООО "Бункер-Порт" по установлению и применению цены услуги предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов никоим образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ООО "Терминал Совгавань", не создали каких-либо дискриминационных условий для ООО "Терминал Совгавань", не поставили ООО "Терминал Совгавань" в неравное положение как субъекта рынка услуг предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили каких-либо интересов ООО "Терминал Совгавань".
ОАО "Амурское пароходство" заявило письменное ходатайство от 27.03.2014 N19/1077 о прекращении рассмотрения дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Амурское пароходство" убедилось в правомерности позиции ООО "Бункер-Порт" по рассматриваемым вопросам, а также в связи с тем, что действия ООО "Бункер-Порт" по установлению и применению цены услуги предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов никоим образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Амурское пароходство", как хозяйствующего субъекта, входящего с ООО "Терминал Совгавань" в группу компаний "Амурское пароходство", не создали каких-либо дискриминационных условий для ОАО "Амурское пароходство", не поставили ОАО "Амурское пароходство" в неравное положение как субъекта рынка услуг предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили каких-либо интересов ОАО "Амурское пароходство".
Комиссия по рассмотрению дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев ходатайства ООО "Терминал Совгавань" и ОАО "Амурское пароходство" установила, что действия ООО "Бункер-Порт" по установлению и применению цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Терминал Совгавань" не привели к ущемлению интересов ООО "Терминал Совгавань" и ОАО "Амурское пароходство", что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ООО "Бункер-Порт", ОАО "Амурское пароходство", ООО "Терминал Совгавань", с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ООО "Бункер-Порт" по установлению и применению цены услуги пользования железнодорожным подъездным путём (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Терминал Совгавань", отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила
1. Удовлетворить ходатайство ООО "Терминал Совгавань" от 21.03.2014 б/н.
2. Удовлетворить ходатайство ОАО "Амурское пароходство" от 27.03.2014 N19/1077.
3. Прекратить рассмотрение дел N3-1/275, N3-1/276, N3-1/302, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Бункер-Порт".
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016