Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
N 524-11-А3 (опубликовано 26 июня 2012 г.)
Решение в полном объеме изготовлено
04 июля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N524-11-АЗ, возбужденное 06.12.2012 г. в отношении ОАО "Белгородская сбытовая компания" по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 19.09.2011 поступило заявление гражданина <_> о наличии в действиях ОАО "Белгородская сбытовая компания" (г. Белгород, Народный бульвар, 107), признаков нарушения ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как указал заявитель, 23.07.2011 г. в принадлежащем ему жилом доме по адресу: <_> без предварительного предупреждения была прекращена подача электроэнергии. Приехавшая по вызову ремонтная бригада энергетиков после осмотра счетчика связалась с диспетчером, который сообщил, что по инициативе ОАО "Белгородская сбытовая компания" в отношении абонента введено ограничение режима энергопотребления из-за наличия задолженности в сумме 15 261,09 руб. Сам <_> находился в это время на санаторном лечении в городе Сочи. Так как в воскресенье пункты приема платежей за электроэнергию не работали, то задолженность была оплачена сыном<_> лишь в понедельник 25.07.2011 г., после чего энергоснабжение было полностью восстановлено.
<_> с начисленной ему задолженностью не согласен, полагает что ОАО "Белгородская сбытовая компания" нарушило порядок ввода ограничения потребления электрической энергии и просит провести проверку соблюдения обществом антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Белгородского УФАС N 415 от 06.12.2011 г. в отношении ОАО "Белгородская сбытовая компания" было возбуждено дело N 524-11-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что ранее<_> обратился в Октябрьский районный суд города Белгорода с иском о признании незаконными действий ОАО "Белгородская сбытовая компания" по ограничению подачи электроэнергии, произведенному 23.07.2011 г., взыскании материального и компенсации морального вреда.
Решением суда от 14.12.2011 г. требования<_> удовлетворены частично - действия ОАО "Белгородская сбытовая компания" признаны незаконными.
Апелляционным Определением Белгородского областного суда от 06.03.2012 вышеуказанное Решение оставлено без изменения.
На рассмотрении дела, <_> заявленные требования поддержал устно и письменно. Сослался на судебные акты, принятые в его пользу. Просил о привлечении ОАО "Белгородская сбытовая компания" к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
ОАО "Белгородская сбытовая компания" в письменных пояснениях выразило несогласие с доводами заявителя. Указало, что ограничение режима потребления электроэнергии было введено, поскольку у <_> образовалась задолженность в сумме 15 261,09 руб., что составляет более трех расчетных периодов. При этом абонент был надлежаще уведомлен о предстоящем ограничении.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, а так же пояснения сторон, Комиссия Белгородского УФАС по рассмотрению дела N 524-11-АЗ приходит к следующим выводам.
Основания и порядок полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии".
Согласно п. 178 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:
а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;
б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления;
Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 14.12.2011 г. действия ОАО "Белгородская сбытовая компания" по ограничению подачи электроэнергии, произведенного 23.07.2011 г. в домовладении <_> признаны незаконными, поскольку начисленная ему задолженность не подтвердилась. Судом так же установлено, что ОАО "Белгородская сбытовая компания" в нарушение п. 178 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" произвело ограничение режима энергопотребления в домовладении <_> без предварительного уведомления.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": "вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц_". Исходя из этого Комиссия по рассмотрению дела N 524-11-АЗ полагает, что она не вправе давать какую-либо иную оценку обстоятельствам, которые были ранее изучены и оценены судом. По тем же основаниям, Комиссия не может подвергать сомнению тот факт, что ОАО "Белгородская сбытовая компания" незаконно ограничило подачу электроэнергии в домовладение <_> а само ограничение произвело с нарушением п. 178 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии".
В то же время, в обязанности Комиссии входит установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, поскольку это относится к исключительной компетенции антимонопольного органа.
Установлено, что Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 N 45 ОАО "Белгородская сбытовая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
Комиссия приходит к выводу, что ОАО "Белгородская сбытовая компания" злоупотребило своим доминирующим положением на рынке реализации (поставки) электрической энергии. Злоупотребление совершено в двух формах:
- незаконное ограничение подачи электроэнергии, произведенное 23.07.2011 г. в домовладении <_> расположенном по адресу: Белгородская обл., Белгородский р-н., п. Дубовое, ул. Сливовая, д. 3;
- введение ограничения режима энергопотребления в домовладении <_> без предварительного уведомления абонента.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Белгородская сбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. В целях недопущения в последующем аналогичных нарушений антимонопольного законодательства выдать ОАО "Белгородская сбытовая компания" обязательное для исполнения предписание о совершении следующих действий: ознакомить под роспись ответственных сотрудников ОАО "Белгородская сбытовая компания" с копией настоящего Решения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области N 524-11-А3 (опубликовано 26 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016