Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 3372-05 (опубликовано 7 мая 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- специалист-эксперт Пяткина Д.В.,
рассмотрев дело N 10328/05-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на странице 2 обложки ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград" N 4 (43) за 2013 год рекламы магазина "У Лилии", содержащей признаки нарушения ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнёрства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Компания Волга-Инфо" (далее - ООО "Компания Волга-Инфо"), расположенного по адресу: 433504, Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т Димитрова, д. 18, - директора <П_> (паспорт);
- индивидуального предпринимателя Михайлова С.Н., зарегистрированного по адресу: <_> - не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
- индивидуального предпринимателя Cеливановой Л.Р., зарегистрированной по адресу: <_> - не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, установила:
По заявлению НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 18.11.2013 по факту распространения на странице 2 обложки ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград" N 4 (43) за 2013 год рекламы магазина "У Лилии" возбуждено дело N 10328/05-2013 по признакам нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО "Компания Волга-Инфо", являющееся издателем ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград". Рассмотрение дела назначено на 16.12.2013.
На рассмотрение дела 16.12.2013 представитель НП "АКАУ" не явился, в деле имеется ходатайство партнерства о рассмотрении дела N 10328/05-2013 в отсутствии представителя (исх. N 61 от 27.11.2013, вх. N 10911 от 12.12.2013).
В письменных пояснениях ООО "Компания Волга-Инфо" (исх. N 208 от 11.12.2013, вх. N 10972 от 13.12.2013) и на заседании Комиссии 16.12.2013 представителем общества пояснено, что согласно агентскому договору N 2 от 10.01.2012, заключенному между ИП Михайловым С.Н. и ООО "Компания Волга-Инфо", ИП Михайлов С.Н. при заключении договоров с третьими лицами приобретает права и становится обязанным. По сделкам, совершенным ИП Михайловым С.Н. с третьими лицами от своего имени и за счет ООО "Компания Волга-Инфо", ответственность полностью несет предприниматель. ИП Михайловым С.Н. и ИП Селивановой Л.Р. заключен договор N 170 от 17.04.2013 на размещение рекламных материалов в ценовом каталоге "Бизнес-Партнер. Димитровград". Что касается содержания рассматриваемой рекламы, то согласно ст. 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" дистанционный способ продажи имеет место только в том случае, когда осуществляется не просто заказ товара потребителем на основании ознакомления с описанием товара, а именно, на этом основании заключается договор купли-продажи. Для того, чтобы договор купли-продажи был заключен, покупателю недостаточно сделать заказ товара по телефону или через сеть Интернет, ему необходимо оплатить товар, а продавцу - передать покупателю чек или иной документ об оплате. В рассматриваемой рекламе не исключается возможность ознакомления покупателя с товаром, так как указан адрес местонахождения салона "У Лилии", куда потребитель может прийти и выбрать нужный ему товар и после этого заказать доставку.
Определением от 16.12.2013 срок рассмотрения дела N 10328/05-2013 продлен до 18.02.2014, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ИП Михайлова С.Н. и ИП Селивановой Л.Р., а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 15.01.2014.
Представитель НП "АКАУ" на заседание Комиссии 15.01.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом.
На рассмотрение дела 15.01.2014 представитель ООО "Компания Волга-Инфо" не явился, о месте и времени заседания Комиссии общество извещено надлежащим образом.
Представителем ИП Михайлова С.Н. на заседании Комиссии 15.01.2014, а также в письменных пояснениях предпринимателя (исх. N 3 от 09.01.2014, вх. N 217 от 15.01.2014) сообщено, что между ООО "Компания Волга-Инфо" и ИП Михайловым С.Н. заключен агентский договор N 2 от 10.01.2012, согласно которому предприниматель обязуется заключать с третьими лицами договоры на размещение рекламных публикаций в издании "Бизнес-Партнёр. Димитровград". В частности, действуя в рамках указанного агентского договора, ИП Михайлов С.Н. заключил договор N 170 от 17.04.2013 на размещение рекламных материалов с ИП Селивановой С.Р. на размещение рекламы магазина "У Лилии". Макет рекламы был изготовлен ИП Михайловым С.Н. самостоятельно на основании представленных ИП Селивановой Л.Р. материалов. После выхода ценового каталога "Бизнес-Партнёр. Димитровград" ИП Селиванова Л.Р. отказалась осуществлять оплату и подписывать акт выполненных работ, мотивируя это тем, что фактически прекратила предпринимательскую деятельность. Также представитель ИП Михайлова С.Н. сообщил, что рассматриваемая реклама не содержит признаков нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе", поскольку указанный в рекламе способ продажи не является дистанционным.
ИП Селиванова Л.Р. на рассмотрение дела 15.01.2014 не явилась, запрошенные определением о продлении срока рассмотрения дела от 16.12.2013 документы и сведения предпринимателем не представлены. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела. Указанное определение направлено ИП Селивановой Л.Р. заказными письмами с уведомлением N 43206869634201 (по адресу места регистрации предпринимателя, указанному в договоре N 170 от 17.04.2013 на размещение рекламных материалов, заключенном с ИП Михайловым С.Н.) и N 43206869634218 (по адресу местонахождения магазина "У Лилии"), однако данные заказные письма предпринимателем не получены.
Определением от 15.01.2014 рассмотрение дела N 10328/05-2013 приостановлено до установления местонахождения ИП Селивановой Л.Р. - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ульяновским УФАС России в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Ульяновской области) направлен запрос (исх. N 306-05 от 21.01.2014) с целью установления места регистрации ИП Селивановой Л.Р. Из представленной Межрайонной ИФНС России N 7 по Ульяновской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на индивидуального предпринимателя Селиванову Л.Р. (исх. N 06-20/01875 от 28.01.2014, вх. N 758 от 03.02.2014) следует, что ИП Селиванова Л.Р. (ИНН 730203640773, ОГРНИП 313732914300033) зарегистрирована по адресу: <_>
В соответствии с п. 27, абз. 5 п. 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, определением от 01.04.2014 производство по делу N 10328/05-2013 возобновлено. Срок рассмотрения дела продлен до 30.04.2014. Рассмотрение дела назначено на 23.04.2014 в 11 час. 00 мин.
На рассмотрении дела 23.04.2014 директор ООО "Компания "Волга-Инфо" Петухова Н.В. пояснила, что по сделкам, совершенным ИП Михайловым С.Н. с третьими лицами от своего имени и за счет ООО "Компания Волга-Инфо", ответственность полностью несет предприниматель. Поэтому ООО "Компания "Волга-Инфо" только разместило представленный оригинал-макет рекламы ИП "Селивановой Л.Р. "У Лилии", за содержание которой ответственность общество нести не может.
ИП Селиванова Л.Р. на рассмотрение дела 23.04.2014 не явилась. В Ульяновское УФАС России 24.04.2014 поступило письменное пояснение ИП Селивановой Л.Р. (исх. б/н от 17.04.2014, вх. N 3414 от 24.04.2014), в котором предприниматель сообщает, что, действительно, в 2013 году ей был заключен договор с ИП Михайловым С.Н. на размещение рекламы магазина цветов "У Лилии" в издании "Бизнес-Партнер. Димитровград". Однако макет рекламы с ИП Селивановой Л.Р. согласован не был, а сразу был опубликован, поэтому никакой оплаты предприниматель не производила.
Исследовав материалы дела N 10328/05-2013, Комиссия приходит к выводу о неподтверждении факта нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе". При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N 37 от 01.10.2013, вх. N 9024 от 15.10.2013). В частности, в обращении указано, что на странице 2 обложки ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград" N 4 (43) за 2013 год размещена реклама "У Лилии", нарушающая ст. 8 Федерального закона "О рекламе".
К обращению приложен экземпляр ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград" N 4 (43) за 2013 год.
Указанная реклама имеет следующее содержание:
"У Лилии"
* цветы * садовые статуэтки
* вазы * подарки
* сувениры ручной работы * копилки
ДОСТАВКА ЗАКАЗ
тел: 8 937 452 79 50
г. Димитровград, ул. Гагарина, 65
продуктовый рынок (за мясными павильонами)".
Реклама сопровождается изображением трех статуэток, цветка в горшке и двух подарочных коробок. В правом нижнем углу рекламы приведена пометка "Реклама". Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, размещенная на странице 2 обложки ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград" N 4 (43) за 2013 год, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - магазину "У Лилии", а также товарам, им реализуемым.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" под дистанционным способом продажи товара понимается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В рассматриваемой рекламе информация о реализации товаров дистанционным способом применима только к раздельно стоящим в рекламном модуле словам "цветы" и "доставка". Из общего содержания рекламы усматривается, что дистанционно не могут быть проданы статуэтки, копилки, вазы, сувениры и иные подарки, предлагаемые в магазине "У Лилии", поскольку выбор таких (подарочных) товаров совершается исходя из индивидуальных предпочтений покупателя, поэтому сначала осуществляется заказ, а доставка товара непосредственно потребителю производится после его оплаты. Из текста рекламы явно не следует, что ИП Селивановой Л.Р. реализуются какие-то определенные "цветы". Вместе с тем, в рекламе приведено изображение цветка в горшке. Доставка цветов в горшках может осуществляться также после выбора самим потребителем.
Таким образом, нарушение ст. 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе магазина "У Лилии", размещенной на странице 2 обложки ценового каталога "Бизнес-Партнер. Димитровград" N 4 (43) за 2013 год, отсутствует.
Согласно подп. "а" п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия определила:
Производство по делу N 10328/05-2013 прекратить.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Д.В. Пяткин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 3372-05 (опубликовано 7 мая 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016