Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 5 мая 2014 г. N СЮ04-03/2014-59Р
резолютивная часть оглашена 24 апреля 2014 г. г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 05 мая 2014 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: "_" - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: "_" - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "_" - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "_" - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ04-03/2014-59Р, возбужденное в отношении ООО "ГАСТРОНОМ" по факту распространения рекламных буклетов магазина "Гастроном" с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе,
в присутствии представителей - ООО "ГАСТРОНОМ": "_", действующей на основании доверенности N 40/14 от 04.04.2014 г. и "_", действующей на основании доверенности N 57/14 от 01.04.2014 г.;
в отсутствии заявителя - "_", установила:
03 февраля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление гражданина "_" (вх.N 1265э) о распространении рекламных буклетов магазина "Гастроном", содержащих недостоверную информацию в части стоимости молока "Варвара Краса 6%" 1.4л. 74,90 руб. в период с 30.01 по 12.02.
К заявлению гражданина были приложены копии фотографий рекламного буклета, копия чека от 01.02.2014 г.
В целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе, установления наличия/отсутствия нарушения законодательства РФ о рекламе, приказом Удмуртского УФАС России от 04.02.2014 г. N 41 в отношении ООО "ГАСТРОНОМ" была возбуждена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО "ГАСТРОНОМ" требований законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении рекламных листовок, содержащих информацию о возможности приобретения в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" с 30 января по 12 февраля 2014 года товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" по цене 74,90 руб.
13.02.2014 г. ООО "ГАСТРОНОМ" представило в Удмуртское УФАС России следующие документы (вх. N 1631): копии первой, второй и последней страниц устава ООО "ГАСТРОНОМ", копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию протокола N 7 общего собрания участников ООО "ГАСТРОНОМ" от 23.09.2013 г., копию доверенности N 30/13 от 23.04.2013 г., локально-распорядительный акт переоценки товара от 30.01.2014 г., оригинал листовки "ГАСТРОНОМ УДОВОЛЬСТВИЕ В ПОДАРОК СКИДКИ с 30.01 по 12.02", копию контрольно-кассовой ленты за 30.01.2014 г., копию договора подряда N 155/1 ХД-13 от 01.10.2013 г. с приложением N 1, копию Акта N 00000041 от 27.01.2014 г., копию счет-фактуры N 00000041 от 27.01.2014 г., копию договора N 155/2 ХД-13 от 01.10.2013 г. оказания услуг по распространению рекламной печатной продукции с приложением N 1, копию Акта N 00000046 от 28.01.2014 г., копию счет-фактуры N 00000046 от 28.01.2014 г., а также письменные пояснения, из которых следует, что листовка была изготовлена по макету/заказу ООО "Гастроном" типографией ООО "Альба Трейд" тиражом 52 700 экземпляров (распространена тем же контрагентом). Все товары, представленные в рекламно-информационном буклете, реализовывались конечному потребителю по заявленным ценам в указанный период, что подтверждается копиями контрольно-кассовой ленты (чеков), а также локально-распрорядительными актами переоценки товара ООО "Гастроном" - "Временное изменение цен". В письменных пояснениях Общество обращает внимание на ссылку в буклете "Количество товара по акции ограничено". Это обусловлено лимитированным количеством акционного товара, вследствие чего, SKU товаров, выбранных конечным потребителем, в пределах согласованных лимитов по спец.ценам, не поступают в торговые точки до момента завершения акции. Реализация товара из промо-буклета по ценам, отличающимся от заявленных, возможна только в случае образовавшегося пересорта продукции (при наличии остатков по старым протокольным ценам)/иной технической ошибки. В случае выявления подтвержденных фактов указанного нарушения, ответственные сотрудники будут подвергнуты наказанию в рамках, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
26.02.2014 г. ООО "ГАСТРОНОМ" представило в Удмуртское УФАС России письмом (вх. N 2056) копии контрольно-кассовой ленты с 06 февраля 2014 года по 12 февраля 2014 года, содержащей информацию о реализации товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л".
04.03.2014 г. от ООО "ГАСТРОНОМ" поступили письменные пояснения (вх.N 2256), согласно которым Обществом было проведено внутреннее (служебное) расследование, по результатам которого выявлено, что в данный период, лимитированная соглашением между Поставщиком/изготовителем и Покупателем (торговой сетью) партия товара, указанного в запросе SKU, поставленная Поставщиком по специальной сниженной и зафиксированная в системе цене, закончилась, о чем в листовке имеется превентивное указание "Количество товара по акции ограничено". Следовательно, допустимо, что в этот период, в реализацию могло попасть молоко, того же SKU, поставленное в ООО "Гастроном" на других условиях поставки, из другой партии (пересорт). Сложившуюся ситуацию Общество поясняет тем, что разные ответственные лица контролируют ценообразование товара, промо-мероприятия, проводимые в отношении продукции и его выкладку/присутствие в торговом зале. При выкладке товара из другой партии на полки, автоматически идет замена ценника с указанием кода и цены товара, а также иной необходимой, в рамках действующего законодательства РФ информации. Следовательно, покупка по предложенным ценам (акцептование предложенной оферты) всегда остается правом покупателя. При новом поступлении/оприходовании партии товара в согласованных с поставщиком лимитах необходимого наименования товара (код, цена), в период действия листовки (рекламного буклета), была установлена заявленная в буклете цена - 74 руб. 90 коп На основании изложенного, а также, руководствуясь нормами трудового законодательства РФ ответственный сотрудник магазина (менеджер торгового зала) будет подвергнут наказанию (дисциплинарному взысканию), с целью пресечения в дальнейшем подобных инцидентов.
В рамках проверки, проведенной специалистами Удмуртского УФАС России, установлено следующее.
На основании договора подряда N 155/1 ХД-13 от 01.10.2013 г., заключенного между ООО "ГАСТРОНОМ" (Заказчик) и ООО "АЛЬБА-Трейд" (Подрядчик), были изготовлены рекламные листовки "ГАСТРОНОМ УДОВОЛЬСТВИЕ В ПОДАРОК СКИДКИ с 30.01 по 12.02" тиражом 52700 экземпляров, содержащие информацию о возможности приобретения в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" с 30 января по 12 февраля 2014 года товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" по цене 74,90 руб.
Услуги изготовления листовок приняты по Акту N 00000041 от 27.01.2014 г.
На основании договора N 155/2 ХД-13 от 01.10.2013 г. оказания услуг по распространению рекламной печатной продукции, заключенного между ООО "ГАСТРОНОМ" (Заказчик) и ООО "АЛЬБА-Трейд" (Подрядчик), вышеуказанные листовки были распространены по адресной программе, содержащейся в приложении N 1 к данному договору. Оказанные услуги по распространению листовок приняты Заказчиком, что подтверждается Актом N 00000046 от 28.01.2014 г.
25.03.2014 г. Удмуртским УФАС России по факту распространения вышеуказанной рекламы было возбуждено дело N СЮ04-03/2014-59Р в отношении ООО "ГАСТРОНОМ" (адрес: 426072, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 110, ИНН 1835087807, ОГРН 1081841006125) по признакам нарушения пункта 4) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - гражданина "_", обратившегося в Удмуртское УФАС России с заявлением.
Рассмотрение дела N СЮ04-03/2014-59Р было назначено на 24 апреля 2014 года в 10 часов 30 минут. У лица, участвующего в деле, запрошены необходимые документы и информация.
15.04.2014 г. ООО "ГАСТРОНОМ" представило письменные пояснения, а также отчет о реализации товара за период с 31.01.2014 г. по 05.02.2014 г.
В письменных пояснениях ООО "ГАСТРОНОМ" сообщает о том, что все товары, представленные в рассматриваемом рекламно-информационом буклете реализовывались по заявленным ценам, что подтверждается копиями контрольно-кассовой ленты, а также локально-распорядительными актами переоценки товара ООО "ГАСТРОНОМ" - "Временное изменение цен".
Кроме того, общество поясняет, что было проведено внутреннее расследование на предмет выявления нарушения вышеуказанного нормативного акта. В ходе проведения данного расследования было выявлено следующее.
В рассматриваемый период времени, лимитированная соглашением между поставщиком/изготовителем и покупателем (торговой сетью), партия товара (молоко "Варвара Краса 6%" 1,4 л), указанного в запросе SKU, поставленная поставщиком по специальной сниженной и зафиксированная в системе цене - 74,90 рублей, закончилась, о чем в листовке имеется превентивное указание "Количество товара по акции ограничено". Предположительно, в данный период времени, в реализацию попал товар того же SKU, поставленный в ООО "ГАТРОНОМ" на других условиях поставки, из другой партии (пересорт).
Сложившуюся ситуацию общество поясняет тем, что разные ответственные лица контролируют ценообразование товара, промо-мероприятия, проводимые в отношении продукции его выкладку/присутствие в торговом зале.
Кроме того, ООО "ГАСТРОНОМ" отмечает, что при выкладке товара из другой партии на полки автоматически идет замена ценника с указанием кода и цены товара, а также иной, необходимой в рамках действующего законодательства Российской Федерации информации. Следовательно, покупка по предложенным ценам всегда остается правом покупателя.
При новом поступлении/оприходовании партии товара в согласованных с поставщиком лимитах, необходимого наименования товара (код, цена), в период действия спорной акции была установлена заявленная в рассматриваемом рекламном буклете цена - 74,90 рублей.
Также, ООО "ГАСТРОНОМ" сообщает, что ответственный сотрудник магазина (менеджер торгового зала), допустивший появление на прилавке магазина рассматриваемого товара из другой партии и по другой цене, подвергнут наказанию (дисциплинарному взысканию), с целью пресечения в дальнейшем подобных инцидентов.
Таким образом, общество обращает внимание на то, что в рассматриваемых действиях ООО "ГАСТРОНОМ" отсутствует умысел.
24.04.2014 г. на заседании Комиссия Удмуртского УФАС России присутствовали присутствии представители - ООО "ГАСТРОНОМ": "_", действующая на основании доверенности N 40/14 от 04.04.2014 г. и "_", действующая на основании доверенности N 57/14 от 01.04.2014 г.
"_" пояснила, что все товары, указанные в рассматриваемой рекламной листовке "ГАСТРОНОМ" реализуются по ценам, заявленным оферте.
Рассматриваемый товар, приобретаемый заявителем 31.01.2014 г. закончился, о чем имеется превентивная надпись на рассматриваемой листовке "Количество товара ограничено", специалист магазина, осуществляющий выкладку товара в торговом зале, был недостаточно осведомлен о начале действия рассматриваемой акции вследствие чего, товар, который относился к партии реализуемой не по цене, заявленной в рассматриваемой рекламной листовке, был выложен на витрину, произошел пересорт по вине данного работника.
После того, как было выявлено, что реализация товара - молоко "Варвара Краса 6%" 1.4л осуществляется по цене отличной от цены, заявленной в рекламной листовке, данный товар был снят с реализации. В дальнейшем, при поступлении товара от поставщика с 06.02.2014 г. реализация осуществлялась по цене, указанной в спорной рекламной листовке.
"_" отметила, что сотрудник магазина, выкладывая товар из другой партии, заменил ценник, таким образом, покупатель был осведомлен, ему была заявлена новая оферта. Соответственно, покупатель был вправе приобретать данный товар по указанной в ценнике цене или нет.
"_" признала, что в магазине отсутствовала информация о том, что такой же товар будет реализовываться по другой цене, отличной от цены в рекламной листовке, в период проведения данной акции.
Также представитель ООО "ГАСТРОНОМ" указала, что рассматриваемое нарушение произошло ввиду человеческого фактора,
Изучив материалы дела N СЮ04-03/2014-59Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В январе 2014 года в городе Ижевске распространялись рекламные листовки, содержащие информацию о возможности приобретения в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" с 30 января по 12 февраля 2014 года товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" по цене 74,90 руб.
Согласно п. 1) ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение адресовано неопределённому кругу лиц - потенциальным покупателям торговой сети "ГАСТРОНОМ", направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования (товару "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л"), формирование и поддержание интереса к нему, следовательно, является рекламой товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л".
Установлено, что на основании договора подряда N 155/1 ХД-13 от 01.10.2013 г., заключенного между ООО "ГАСТРОНОМ" (Заказчик) и ООО "АЛЬБА-Трейд" (Подрядчик), были изготовлены рекламные листовки "ГАСТРОНОМ УДОВОЛЬСТВИЕ В ПОДАРОК СКИДКИ с 30.01 по 12.02" тиражом 52700 экземпляров, содержащие информацию о возможности приобретения в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" с 30 января по 12 февраля 2014 года товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" по цене 74,90 руб.
На основании договора N 155/2 ХД-13 от 01.10.2013 г. оказания услуг по распространению рекламной печатной продукции, заключенного между ООО "ГАСТРОНОМ" (Заказчик) и ООО "АЛЬБА-Трейд" (Подрядчик), вышеуказанные листовки были распространены по адресной программе, содержащейся в приложении N 1 к данному договору. Оказанные услуги по распространению листовок приняты Заказчиком, что подтверждается Актом N 00000046 от 28.01.2014 г.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ГАСТРОНОМ" (адрес: 426072, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 110, ИНН 1835087807, ОГРН 1081841006125), как лицо, которое определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы, являющимся продавцом рекламируемого товара, осуществляющим деятельность магазинов Гастроном "Первомайский" и Гастроном ТРК "Петровский".
ООО "АЛЬБА-Трейд" (адрес: 426000, г. Ижевск, ул. Азина, д. 1, оф. 22, ИНН 1832092710, ОГРН 1111832005493) является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемых рекламных листовок, как лицо, которое привело информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму и непосредственно осуществившее распространение данных рекламных листовок.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются
Согласно пункту 4) части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В рассматриваемой рекламной листовке "ГАСТРОНОМ УДОВОЛЬСТВИЕ В ПОДАРОК СКИДКИ с 30.01 по 12.02" содержится информация о возможности приобретения в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" с 30 января по 12 февраля 2014 года товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" по цене 74,90 руб.
Представленные ООО "ГАСТРОНОМ" копии контрольно-кассовой ленты за 30 января 2014 года, а также с 06 февраля 2014 года по 12 февраля 2014 года подтверждают, что в указанные даты товар "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" реализовывался по цене 74,90 руб.
Вместе с тем, к заявлению гражданина (вх.N 1265э от 03.02.2014 г.), послужившему основанием для проведения в отношении ООО "ГАСТРОНОМ" данной внеплановой документарной проверки, была приложена копия кассового чека ООО "Гастроном" от 01.02.2014 г., подтверждающего, что стоимость приобретенного заявителем товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" составила 79 рублей 90 копеек, что не соответствует стоимости данного товара, заявленной в рассматриваемой листовке.
Кроме того, согласно отчету о реализации товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" за период с 31.01.2014 г. по 05.02.2014 г., реализация данного товара осуществлялась по цене 79,90 рублей, что не соответствует цене указанной в рассматриваемой рекламной листовке.
При этом, установлено, что в период проведения спорной акции, в реализацию попал товар того же SKU, что и товар, реализуемый по цене 74.90 рублей, но поставленный в ООО "ГАТРОНОМ" на других условиях, из другой партии, поскольку разные ответственные сотрудники ООО "ГАСТРОНОМ" контролируют ценообразование товара, промо-мероприятия, проводимые в отношении продукции, а также выкладку/присутствие товара в торговом зале магазина.
Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что наличие в рассматриваемой рекламной листовке фразы "Количество товара ограничено" не может являться доказательством достоверности информации о возможности приобретения в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" с 30 января по 12 февраля 2014 года товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" по цене 74,90 руб., поскольку в период с 31.01.2014 г. по 05.02.2014 г., реализация данного товара осуществлялась по цене 79,90 рублей.
Ввиду того, что ООО "ГАТРОНОМ" не доводило до потенциальных покупателей информацию о том, что товар "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л" будет реализовываться по другой цене, отличной от цены, указанной в рекламной листовке, в период проведения данной акции, отклоняются доводы представителя общества о том, что покупатель был осведомлен о новой цене товара, поскольку, была осуществлена замена ценника на данный товар, а также покупатель был вправе самостоятельно принимать решение о приобретении данного товара по указанной в ценнике.
На основании вышеизложенного, рассматриваемая рекламная листовка содержала не достоверную информацию о цене товара "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л", реализуемого в магазине "Гастроном" в ТРК "Петровский" в период с 30 января по 12 февраля 2014 года.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ООО "ГАСТРОНОМ", как рекламодателем ненадлежащей рекламе акции на товар "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л", распространяемой в виде рекламных листовок в г. Ижевске, нарушены требования пункта 4) части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Поскольку, в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы акции на товар "Молоко Варвара Краса 6% 1.4л", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО "ГАСТРОНОМ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23 ноября 2012 г. N 711/12, Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать рекламу акции следующего содержания: "ГАСТРОНОМ СКИДКИ с 30.01. по 12.02_ Молоко ВАРВАРА КРАСА 6% 1,4 л 74,90", распространяемую в январе 2014 года в виде рекламных буклетов магазина "Гастроном",
ненадлежащей, нарушающей пункт 4) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "ГАСТРОНОМ" рекламодателем, нарушившим требования пункта 4) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "ГАСТРОНОМ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Срок исполнения предписания до 02.06.2014 г., проинформировать Удмуртское УФАС России в срок до 05.06.2014 г.
4. Передать материалы дела N СЮ04-03/2014-59Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "ГАСТРОНОМ" и виновного должностного лица общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 5 мая 2014 г. N СЮ04-03/2014-59Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016