Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 5 мая 2014 г. N 03-10.1/155-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Кусановой Ш.М. - и.о. начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Новострой Проект" (далее - заявитель) на действия единой комиссии заказчика - БДОУ г. Омска "Детский сад N 358 комбинированного вида" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0152300011914000227) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заказчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
уполномоченного органа - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 3810 от 24.04.2014) на действия уполномоченного органа и его единой комиссии при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), неправомерно признав заявку Общества несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
В своей жалобе заявитель указывает, что его заявка была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе по следующему основанию: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ-44 (непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ и пунктом 4.1 документации об электронном аукционе: заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки, статус социально ориентированных некоммерческих организаций)".
Не согласившись с указанным решением единой комиссии, Общество отмечает: "ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, то, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена".
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок и признать заявку Общества соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3160 от 28.04.2014) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 02.04.2014 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе"" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0152300011914000227 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 1011107 руб.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок от 15.04.2014, на участие в электронном аукционе поступило тридцать три заявки, десятерым участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 18.04.2014 в электронном аукционе принял участие участника закупки с порядковыми номером заявки 8 (заявитель) и предложил цену 1006051,46 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.04.2014 следует, что заявка ООО "Новострой Проект" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" открытый аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Новострой Проект", представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с положениями статьи 30, пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган установили ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик, уполномоченный орган установили в подпункте 6 пункта 4.1 документации об электронном аукционе требование о представлении участниками закупки во второй части заявки:
"документов или копии документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона N 44-ФЗ:
а) для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства:
N п/п |
Наименование документа |
Примечание |
1 |
Документ, содержащий сведения об отсутствии суммарной доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц более двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, более двадцати пяти процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" |
Для юридического лица |
2 |
Документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
3 |
Документ, содержащий сведения о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
б) в целях отнесения участника закупки к социально ориентированной некоммерческой организации для предоставления преимуществ в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ комиссия проверяет наличие в учредительных документах такого участника видов деятельности, указанных в части 2.1 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.04.2014 заявка заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ-44 (непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ и пунктом 4.1 документации об электронном аукционе: заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки, статус социально ориентированных некоммерческих организаций)".
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснила, что не согласна с доводами жалобы заявителя в полном объеме, считает, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе единая комиссия действовала строго в соответствии с нормами Федерального закона "О контрактной системе" и требованиями документации об аукционе.
В результате рассмотрения второй части заявки заявителя, а также документов в отношении Общества, находящихся в реестре участников размещения заказа, с учетом информации, представленной в адрес Омского УФАС России (вх. N 4094э от 05.05.2014) оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссией было установлено, что вторая часть заявки содержала свидетельства саморегулируемой организации на допуск к определенным видам работ.
Декларацию о своей принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям заявитель выразил программно-аппаратными средствами оператора электронной площадки.
Учитывая пояснения представителя уполномоченного органа, а также содержание документации об электронном аукционе и второй части заявки заявителя Комиссия признала правомерными действия единой комиссии уполномоченного органа по признанию заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 указанной статьи Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм Федерального закона "О контрактной системе", единая комиссия уполномоченного органа формально рассматривала вторую часть заявки заявителя на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, в подпункте 6 пункта 4.1 которой было установлено требование о предоставлении участниками закупки конкретных документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в настоящее время опубликовано совместное письмо от 04.04.2014 Минэкономразвития N 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/13590/14, в котором в частности указано следующее: "_Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрено".
Однако, даже с учетом позиции Минэкономразвития и ФАС России, изложенной в вышеуказанном письме, декларация участника закупки о своей принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям должна быть выражена в отдельном документе.
Таким образом, с учетом того, что заявка заявителя не содержала в своем составе документа, подтверждающего право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О контрактной системе", единая комиссия уполномоченного органа правомерно признала заявку Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, в связи с чем жалоба ООО "Новострой Проект" является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "Новострой Проект" на действия единой комиссии заказчика - БДОУ г. Омска "Детский сад N 358 комбинированного вида" и уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0152300011914000227).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 мая 2014 г. N 03-10.1/155-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016