Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 14 мая 2014 г. N 28-А-15
Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 14.05.2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Лебедева К.А. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;
Члены комиссии: Алехина А.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Чиж Д.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Марова О.О. - специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,
в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела,
рассмотрев дело N 28-А-15 по признакам нарушения Отделом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза (ул. Ленина, 20а, г. Абаза, Республика Хакасия, 655750) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении во временное возмездное пользование движимого муниципального имущества ООО "Руд-Автотранс" по Договору аренды муниципального имущества от 02.12.2014 года без проведения торгов, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 21.01.2015 года (входящий N 332) поступило заявление ООО УК Востоксантехмонтаж г. Абаза о незаконных действиях Администрации г. Абаза по передаче мусоросборной машины государственный номер К126ЕМ 19, О-456-12 на базе КАМАЗ-43255, категории ТС-С, 2010 года выпуска хозяйствующему субъекту ООО "Руд Автотранс" без проведения торгов
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия исследованы поступившие материалы и установлены признаки нарушения в действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза положений антимонопольного законодательства. В результате чего антимонопольный орган Приказом от 06.04.2015 года N 117 возбудило дело N 28-А-15 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N 28-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.04.2015 года данное дело назначено на 07.05.2015 года.
Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.
02.12.2014 года между Отделом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза (арендодатель) и ООО "Руд-Автотранс" (арендатор) заключен Договор аренды муниципального имущества от 02.12.2014 года.
Предмет договора - предоставление арендатору во временное возмездное пользование движимого муниципального имущества, предназначенного для сбора и вывоза твердых бытовых отходов - транспортного средства со следующими индивидуализирующими и техническими характеристиками: наименование и марка ТС: мусоровоз, государственный номер К 126 ЕМ 19, О-456-12 на базе КАМАЗ-43255, категории ТС-С, 2010 года выпуска, цвет оранжевый, мощность двигателя, л.с. (КВт)-204 (150,3), рабочий объем двигателя - 6692 куб.м., тип двигателя - дизельный, экологический класс - третий, разрешенная максимальная масса - 13526 кг, масса без нагрузки - 9375 кг.
Целевое назначение муниципального имущества: оказание коммунальных услуг по вывозу твердых бытовых отходов (мусора) населению, хозяйствующими субъектами МО г. Абаза по тарифам, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления (его структурным подразделением).
Срок аренды - с 02.12.2014 года до 31.12.2014 года.
Ежемесячный размер арендной платы = 14 074 рубля 17 копеек.
Распоряжением Отдела по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Абаза от 26.01.2015 года N 6 отделом объявлен аукцион на право заключения договоров аренды транспортных средств.
Вместе с тем имущество ООО "Руд-Автотранс" передало Отелу муниципального имущества муниципального образования г. Абаза только 24.02.2015 года, о чем составлен Акт приема - передачи.
В своих пояснениях от 21.04.2015 года N 481 ответчик указал следующее.
Договор аренды от 02.12.2014 года был заключен с ООО "Руд-Автотранс" на срок 30 календарных дней в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 4.2.14 договора в случае прекращения договора по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации или договором, арендатор обязан в течение 10 календарных дней передать имущество арендодателю по акту приема-передачи.
Однако ООО "Руд-Автотранс" арендованное имущество (мусоровоз) арендатору своевременно не вернул. Устные переговоры к результатам не привели, поэтому 06.02.2015 года обществу была напралена претензия N 95 с требованием вернуть мусоровоз и оплатить арендную плату за весь период фактического пользования арендованным имуществом.
Мусоровоз был возвращен ответчику по акту приема-передачи 24.02.2015 года.
12.03.2015 года ООО "Руд-Автотранс" была предъявлена претензия с требованием погасить задолженность за весь период пользования арендованным имуществом (до 24.02.2015 года).
В связи с тем, что арендатор до настоящего времени не оплатил задолженность, Отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза обратился в суд с иском о ее взыскании за весь период пользования арендованным имуществом.
Кроме того, в материалы дела было предоставлено Распоряжение от 26.01.2015 года N 6 об утверждении извещения о проведении аукциона на право аренды мусоровозом, который был ранее передан в аренду ООО "Руд-Автотранс" по договору от 02.12.2014 года, что также подтверждает тот факт, что у ответчика не было намерений продолжать арендные отношения с обществом.
На основании выше изложенного, те обстоятельства, что мусоровоз не был возвращен Отделу по управлению муниципальным имуществом город Абаза по истечении срока действия договора аренды и находился в фактическом пользовании общества в отсутствие для этого правовых оснований, не свидетельствуют о наличии договорных отношений между Ответчиком требований пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
ООО "Руд-Автотранс" продолжал пользоваться имуществом после истечения срока действия договора вопреки воле ответчика и при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий.
Таким образом, Отдел по управлению муниципальным имуществом город Абаза считает, что оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле N 28-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.
Как установлено комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе рассмотрения настоящего дела, торги на право заключения договора аренды муниципального имущества от 02.12.2014 года Отделом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза не проводились. Действия ответчика указывают на предоставление обществу муниципального имущества сроком почти на 3 (три) месяца (с 02.12.2014 года по 24.02.2015 года).
Довод Отдела по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза об отсутствии намерений продолжать арендные отношения с обществом не подтверждается материалами дела. Так, 31.12.2014 года истек срок аренды муниципального имущества, однако Претензию ответчик оформил только 06.02.2015 года (то есть по истечении месяца). А зная об истечении срока аренды в декабре 2014 года, заблаговременно не объявил аукцион на право заключения договора аренды на такое имущество, а объявил его только 26.01.2015 года.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.
Пункт 7 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.
Государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.
Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества ООО "Руд-Автотранс" для сбора и вывоза твердых бытовых отходов также не обращалась.
Следовательно, Отделом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза при передаче в аренду ООО "Руд-Автотранс" движимого муниципального имущества мусоровоза по договору аренды муниципального имущества от 02.12.2014 года порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, не соблюден.
В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что заключение Отделом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза договора аренды муниципального имущества от 02.12.2014 года, и передача на основании актов приема-передачи имущества, направлено на получение ООО "Руд-Автотранс" прав пользования в отношении муниципального имущества, переданного без проведения аукциона или конкурса, и свидетельствует о предоставлении названному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и нарушает требования статей 17.1, 19 - 20 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт 1 пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт г пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Поскольку комиссией установлено, что муниципальное имущество согласно договору аренды обществом возвращено ответчику 24.02.2015 года, то оснований для выдачи Отделу по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза предписания не имеется.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления во временное возмездное пользование движимого муниципального имущества ООО "Руд-Автотранс" по Договору аренды муниципального имущества от 02.12.2014 года без проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.
Предписание Отделу по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза не выдавать.
Председатель комиссии К.А. Лебедева
Члены комиссии А.А. Алехина
Д.А. Чиж
О.О. Марова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 мая 2014 г. N 28-А-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016