Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 26 июня 2012 г. N 189-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии,
в присутствии представителей заказчика - Администрации городского округа город Воронеж: <_>
уполномоченного органа - Администрация городского округа город Воронеж Управление организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики: <_>
в отсутствии извещенного о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы надлежащим образом ИП <_>
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия муниципального заказчика - Администрации городского округа город Воронеж в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг для нужд заказчика по проведению опросов общественного мнения, социологических исследований в 3,4 кварталах 2012 года (номер извещения 0131300000612001648), установила:
19.06.2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП <_> (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - Администрации городского округа город Воронеж (далее - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг для нужд заказчика по проведению опросов общественного мнения, социологических исследований в 3,4 кварталах 2012 года (номер извещения 0131300000612001648) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, были нарушены его права и законные интересы в результате отсутствия в конкурсной документации требований законодателя о соблюдении всех правил и норм по защите персональных данных (подача уведомления об обработке персональных данных, определение цели данного сбора персональных данных, указание на получение письменного согласия от респондентов на получение и обработку персональных данных этих респондентов с учетом положений о конфиденциальности, о хранении, передаче, уничтожении персональных данных и т.д.).
Заказчик указал, что в его действиях отсутствуют какие-либо нарушения Закона о размещении заказов.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131300000612001648 о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru 24.05.2012 г.
Уполномоченным органом является Управление организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики администрации городского округа город Воронеж.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация по данному Конкурсу утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 2.11 распоряжения администрации городского округа город Воронеж от 10.08.2011 N 560-р "Об органе, уполномоченном на размещение заказов для нужд заказчиков" уполномоченный орган на основании заданий муниципальных заказчиков составляет извещения о проведении процедур, совместно с муниципальными заказчиками разрабатывает и подписывает конкурсную документацию.
Пункт 3.12 указанного выше распоряжения устанавливает, что муниципальные заказчики самостоятельно разрабатывают требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика и несут полную ответственность за разработку таких требований.
В техническом задании к лоту N 1 и лоту N 2 на оказание услуг для нужд заказчика по проведению опросов общественного мнения, социологических исследований в 3,4 кварталах 2012 Заказчик указывает на то, что Исполнитель предоставляет Заказчику бланки опроса (анкеты) (по 1 лоту), бланки исследования (анкеты) (по 2 лоту) по окончании опроса с указанием контактной информации респондентов.
Согласно Приложения N 1 к техническому заданию по лоту N 1 и Приложения N 1 к техническому заданию по лоту N 2 бланк опроса (анкета) и бланк исследования (анкета) в том числе, должны содержать данные респондента и интервьюера:
- место и время проведения опроса/адрес проживания респондента;
- имя, фамилия респондента;
- контактная информация респондента - номер телефона;
- имя, фамилия интервьюера.
Норма части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов устанавливает, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о персональных данных обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
В статье 5 Закона о персональных данных установлены следующие принципы обработки персональных данных:
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Как указано в техническом задании целью исследования является измерение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что персональные данные (контактная информация) респондентов необходимы Заказчику для проверки качества услуг оказываемых Исполнителем по муниципальному контракту.
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении персональных данных респондентов не соответствует заявленной цели обработки персональных данных.
Кроме того, в пунктах 1, 9 части 1статьи 6 Закона о персональных данных установлены условия обработки персональных данных, а именно:
Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
Часть 1 статьи 9 Закона о персональных данных устанавливает, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Следовательно, должны быть соблюдены указанные выше условия при обработке персональных данных.
Законом о персональных данных установлено понятие "оператор", которым является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о персональных данных оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Следовательно, оператор (Заказчик) вправе поручить обработку персональных данных Исполнителю с согласия субъекта персональных данных.
Также в поручении оператора (Заказчика) Исполнителю должны быть определены:
- перечень действий (операций) с персональными данными;
- цели обработки;
- обязанность Исполнителя соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке;
- требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 Закона о персональных данных.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о персональных данных оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 22 Закона о размещении заказов устанавливает, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Комиссия, изучив конкурсную документацию, пришла к выводу, что Заказчиком в документации установлены не соответствующие требованиям Закона о персональных данных требования к характеристикам услуг, а также не установлены показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в конкурсной документации требований к характеристикам услуг не соответствующих требованиям Закона о персональных данных, а также в неустановлении показателей связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Руководствуясь частью 1, 2, 5 статьи 57, и на основании части 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия решила:
1. Жалобу ИП <_> на действия муниципального заказчика - Администрации городского округа город Воронеж в части несоблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса на оказание услуг для нужд заказчика по проведению опросов общественного мнения, социологических исследований в 3,4 кварталах 2012 года (номер извещения 0131300000612001648) признать обоснованной.
2. В действиях муниципального заказчика - Администрации городского округа город Воронеж признать нарушение требований части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в конкурсной документации требований к характеристикам услуг не соответствующих требованиям Закона о персональных данных, а также в неустановлении показателей связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям муниципального заказчика.
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации городского округа город Воронеж предписание об устранении нарушения требований части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов путем приведения в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов, Закона о персональных данных конкурсной документации посредством внесения изменений и проведении процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 26.06.2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29.06.2012 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 июня 2012 г. N 189-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016