Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 8 мая 2014 г. N 2690/03
Резолютивная часть оглашена 06.05.2014
В полном объеме изготовлено 08.05.2014 Великий Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Куриков И.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 40 от 18.04.2014 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Телекомпания "Триада" (ИНН: 5321015992; 173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 44; далее - ЗАО "ТК "Триада"), Обществом с ограниченной ответственностью "ТВС-Новгород" (ИНН: 5321000918; 173000, Великий Новгород, ул. Бояна, д. 8; далее - ООО "ТВС-Новгород") части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ЗАО "ТК "Триада", ООО "ТВС-Новгород" - <Ч.> (доверенность от 05.05.2014);
заявителя - <С.> установила:
19 февраля и 05 марта 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступили заявления <С.> о нарушении законодательства о рекламе при распространении в телевизионном эфире на телеканалах "Триада" и "ТВС-Новгород" телепередачи "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) в течение февраля-марта 2014 года (вх. N 1216 от 19.02.2014 и вх. N 1662 от 05.03.2014 Новгородского УФАС России; далее - Заявления).
В результате рассмотрения Заявлений и приложенных к нему материалов (запись эфира телепередачи "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) на DVD-ROM-дисках) установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В результате анализа записи эфиров телепередачи "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) установлено, что указанная телепередача носит рекламный характер исходя из следующего.
В выпуске 1 телепередачи "Красота и здоровье", распространенной 11.02.2014, 12.02.2014, 15.02.2014, 16.02.2014 в эфире телеканала "Триада" (свидетельство о регистрации в качестве средства массовой информации N П 2II8 от 13.09.1996) и 13.02.2014, 15.02.2014 в эфире телеканала "ТВС-Новгород" (свидетельство о регистрации в качестве средства массовой информации Эл N ТУ53-00207 от 11.06.2013) содержалась подробная информация об определенном товаре - прогрессивных оптических линзах с описанием преимуществ и особенностей их использования. При этом перед окончанием указанной телепередачи транслировалась информация в текстовой форме следующего содержания: "Нам помогали: Сеть салонов "Оптика" ул. Рахманинова, д. 10 ул. Псковская, д. 46, ул. Б. С.-Петербургская, 14 пр. Мира, д. 6 тел.: 61-00-00", которая, в контексте предыдущего содержания передачи, очевидным образом указывает на конкретное лицо, к которому можно обратится за приобретением вышеуказанного товара.
В выпуске 4 телепередачи "Красота и здоровье", распространенной 04.03.2014, 05.03.2014, 08.03.2014, 09.03.2014 в эфире телеканала "Триада" и 06.03.2014 и 08.03.2014 в эфире телеканала "ТВС-Новгород" содержалась подробная информация об очковых линзах конкретной торговой марки - Transitions Drivewear с описанием преимуществ и особенностей их использования. При этом перед окончанием указанной телепередачи транслировалась информация в текстовой форме следующего содержания: "Нам помогали: Сеть слонов "Оптика" ул. Рахманинова, д. 10 ул. Псковская, д. 46, ул. Б. С.-Петербургская, 14 пр. Мира, д. 6 тел.: 61-00-00", которая, в контексте предыдущего содержания передачи, очевидным образом указывает на конкретное лицо, к которому можно обратится за приобретением вышеуказанного товара.
Таким образом, указанные выпуски телепередачи "Красота и здоровье" были направлены на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенному товару (медицинским изделиям - оптическим очковым линзам) и к лицу его реализующему (сеть салонов "Оптика").
Учитывая изложенное, объектами рекламирования в данном случае являются товары - медицинские изделия, а именно прогрессивные оптические линзы (выпуск 1), а также линзы Transitions Drivewear (выпуск 4), которые можно приобрести в салонах "Оптика", а также продавец указанных товаров - Общество с ограниченной ответственностью "Оптика" (173024, Великий Новгород, пр. Мира, д. 6; далее - ООО "Оптика").
Таким образом, телепередача "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) является рекламой.
Из информации, представленной ООО "Оптика" (вх. N 2485 от 02.04.2014 Новгородского УФАС России) следует, что телепередача "Красота и здоровье" создается при спонсорской поддержке ООО "Оптика", о чем между ООО "Оптика" и ЗАО "ТК "Триада" 10.02.2014 заключено дополнительное соглашение N 16 к договору N 128 от 29.08.2012 (далее - Дополнительное соглашение).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о рекламе спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Согласно пункта 9 статьи 3 Закона о рекламе спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
В соответствии с пунктом 1.1 Дополнительного соглашения: "Спонсор (ООО "Оптика) оказывает спонсорскую поддержку Исполнителю (ЗАО "ТК "Триада") в проведении съемок телевизионного справочно-информационного проекта (телепрограммы) "Красота и здоровье", а Исполнитель обязуется оказать Спонсору набор услуг. Спонсорская поддержка включает спонсорский вклад, предоставление помещения для съемов проекта, предоставление реквизита".
В соответствии с пунктом 1.3 Дополнительного соглашения понятие Спонсор применяется в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о рекламе.
Согласно пункту 2.1 Дополнительного соглашения: "Исполнитель обязуется при выходе в эфир на канале ТНТ-Триада в Великом Новгороде телевизионного справочно-информационного проекта (телепрограммы) "Красота и здоровье" в период с 10 февраля 2014 года по 31 мая 2014 года _ указывать в заключительных титрах телевизионного справочно-информационного проекта (телепрограммы) "Красота и здоровье" организацию спонсора, ее адрес и номера ее телефонов".
Пунктом 2.2 Дополнительного соглашения установлено, что указание на Спонсора предваряются словами "Нам помогали_".
В соответствии с пунктом 2.3 Дополнительного соглашения размещение спонсорской рекламы производится в соответствии с пунктами 9-10 статьи 3, пунктами 1, 3, 5 статьи 14 Закона о рекламе.
Таким образом, телепередача "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) является спонсорской рекламой и рекламой медицинских изделий, предлагаемых спонсором.
Рассматриваемая реклама также распространялась в феврале-марте 2014 года в телевизионном эфире на телеканале "ТВС-Новгород".
Между ЗАО "ТК "Триада" и ООО "ТВС-Новгород" заключен лицензионный договор N 1/13 от 31.12.2013, в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 "Порядок использования объекта интеллектуальной собственности" которого: "Лицензиат (ООО "ТВС-Новгород") вправе использовать Объект интеллектуальной собственности (телепрограмма "Красота и здоровье") путем размещения Объекта интеллектуальной собственности (телепрограмма "Красота и здоровье") в эфире телеканала СТС в Великом Новгороде. Число выходов в эфир Объекта интеллектуальной собственности (телепрограмма "Красота и здоровье") не ограничено".
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Оптические очковые линзы являются медицинскими изделиями. Следовательно, реклама таких линз должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Однако рассматриваемая реклама распространялась в телевизионном эфире на телеканалах "Триада" и "ТВС-Новгород" при отсутствии предупредительной надписи о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются ЗАО "ТК "Триада", осуществляющее вещание в эфире телеканала "Триада" в соответствии с лицензией серия ТВ N 18942 от 07.10.2011, и ООО "ТВС-Новгород", осуществляющее вещание в эфире телеканала "ТВС-Новгород" в соответствии с лицензией серия ТВ N 24272 от 13.09.2013.
Из объяснений по настоящему делу, представленных ЗАО "ТК "Триада" (вх. N 3690 от 05.05.2014 Новгородского УФАС России) следует, что телепередача "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) являются справочно-информационными материалами и не носят рекламного характера. Цель программы: популяризация идей здорового образа жизни и ответственного отношения к здоровью посредством информационных бесед, интервью со специалистами, экспертами, с использованием информационных образов современных технологий, описания и сравнительного анализа методик, процессов, различных материалов, научных исследований, используемых в работе специалистами разных сфер. Автором и ответственным лицом по созданию и выходу программ "Красота и здоровье" является сотрудник ЗАО "ТК "Триада" Акифьев Юрий Геннадьевич.
В выпуске N 1 телепередачи "Красота и здоровье" рассказывается о прогрессивных и бифокальных линзах. В данной программе не рассказывается о конкретных торговых марках и производителях. Сами по себе понятия прогрессивные и бифокальные линзы не являются определенным товаром.
В выпуске N 4 телепередачи "Красота и здоровье" рассказывается о технологиях производства линз Transitions Drivewear.
Компания Transitions Optical является мировым лидером в области фотохромных технологий. Особенность деятельности компании Transitions состоит в том, что она сама нее производит очковые линзы. На заводах Transitions придают фотохромные свойства очковым линзам других компаний.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе действие Закона о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" только информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Исходя из изложенного, ЗАО "ТК "Триада" считает, что выпуски телепередачи "Красота и здоровье" носят лишь справочно-информационный характер, так как в них отсутствует наименование товара, отсутствуют какие-либо изображения различительных элементов (в том числе товарного знака, упаковки), которые индивидуализируют товар, не приведено информации, очевидно ассоциирующейся у потребителя с определенным товаром.
Используемые в программах понятия не могут выступать в качестве объекта рекламирования, поскольку не позволяют сузить круг однородных товаров настолько, чтобы это позволило выделить конкретный товар среди однородных и сформировать к нему интерес у потребителя.
Из объяснений по настоящему делу, представленных ООО "ТВС-Новгород" (вх. N 3689 от 05.05.2014 Новгородского УФАС России) следует, что оснований для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе нет.
Между ООО "ТВС-Новгород" и ЗАО "ТК "Триада" заключен лицензионный договор N 1/13 от 31.12.2013, по которому ООО "ТВС-Новгород" закупает информационно-справочные телепередачи "Красота и здоровье".
В соответствии с данным договором ЗАО "ТК "Триада" вправе давать указания ООО "ТВС-Новгород" размещать информацию о спонсорах (спонсорскую рекламу) внутри программ и прерывать программы спонсорской рекламой в любых формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Также в соответствии с условиями договора ЗАО "ТК "Триада" не разрешает ООО "ТВС-Новгород" перемонтировать программы, размещать рекламы в программах и прерывать программы рекламой в любых формах, за исключением спонсорской рекламы, содержащейся в программах.
В ООО "ТВС-Новгород" в соответствии с приказом и внутренними документами ответственным лицом за содержание и выход в эфир программ является <П.>
ООО "ТВС-Новгород" не имеет заинтересованности в продвижении конкретного товара на рынке.
Исходя из изложенного, ООО "ТВС-Новгород" считает, что выпуски телепередачи "Красота и здоровье" носят лишь справочно-информационный характер, так как в них отсутствует наименование товара, отсутствуют какие-либо изображения различительных элементов (в том числе товарного знака, упаковки), которые индивидуализируют товар, не приведено информации, очевидно ассоциирующейся у потребителя с определенным товаром.
Используемые в программах понятия не могут выступать в качестве объекта рекламирования, поскольку не позволяют сузить круг однородных товаров настолько, чтобы это позволило выделить конкретный товар среди однородных и сформировать к нему интерес у потребителя.
На рассмотрении дела представитель ЗАО "ТК "Триада" и ООО "ТВС-Новгород" поддержал вышеизложенные доводы в полном объеме.
Заявитель - <С.> на рассмотрении дела пояснил, что с доводами ЗАО "ТК "Триада" и ООО "ТВС-Новгород" не согласен, объект рекламирования в рассматриваемых выпусках телепередачи "Красота и здоровье" присутствует, им являются определенные виды медицинских изделий, которые можно приобрести у лиц, контактные данные которых указаны в телепередаче.
Исследовав материалы дела, изучив письменные объяснения и устные пояснения представителей сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Доводы ЗАО "ТК "Триада" и ООО "ТВС-Новгород" о том, что рассматриваемые выпуски телепередачи "Красота и здоровье" не носят рекламного характера является несостоятельными, поскольку в обоих выпусках содержалась подробная информация об определенных товарах - прогрессивных оптических линзах (выпуск 1) и очковых линзах конкретной торговой марки - Transitions Drivewear (выпуск 4).
Перед окончанием обоих выпусков указанной телепередачи транслировалась информация в текстовой форме следующего содержания: "Нам помогали: Сеть слонов "Оптика" ул. Рахманинова, д. 10 ул. Псковская, д. 46, ул. Б. С.-Петербургская, 14 пр. Мира, д. 6 тел.: 61-00-00", которая, в контексте предыдущего содержания передачи, очевидным образом указывает на конкретное лицо, к которому можно обратится за приобретением вышеуказанных товаров.
Таким образом, указанные выпуски телепередачи "Красота и здоровье" были направлены на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенному товару (медицинским изделиям - оптическим очковым линзам) и к лицу его реализующему (сеть салонов "Оптика").
При таких обстоятельствах нельзя говорить о справочно-информационном характере телепередачи и отсутствии объекта рекламирования, поскольку целью распространения данной информации в телеэфире было продвижение товаров конкретного продавца (ООО "Оптика") на рынке путем указания преимуществ и особенностей использования данных товаров и контактных данных сети салонов "Оптика".
Следовательно, телепередача "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) является рекламой медицинских изделий, которые можно приобрести у определенного продавца.
При этом рассматриваемая реклама распространялась в телевизионном эфире на телеканалах "Триада" и "ТВС-Новгород" при отсутствии предупредительной надписи о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе может быть возложена как на рекламодателя (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), так и на рекламораспространителя (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лиц, осуществивших распространение рекламы, то есть рекламораспространителей - ЗАО "ТК "Триада" и ООО "ТВС-Новгород". При этом доказательства устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать рекламу медицинских изделий - оптических очковых линз, реализуемых в сети салонов "Оптика", распространенную в эфире на телеканалах "Триада" и "ТВС-Новгород" посредством трансляции телепередачи "Красота и здоровье" (выпуски 1 и 4) в течение февраля-марта 2014 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушено требование части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламораспространителям - Закрытому акционерному обществу "Телекомпания "Триада" и Обществу с ограниченной ответственностью "ТВС-Новгород" обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела (дел) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме-- 8 мая 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя И.А. Куриков
Члены Комиссии Д. А. Петров
А.В. Терентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 8 мая 2014 г. N 2690/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016