Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 8 апреля 2014 г. N 26-04-18.1/13
Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 апреля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Копылов С.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 26-04-18.1/13 ООО "Промстроймонтаж" на действия (бездействие) ОАО "Златмаш", выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме (N 31401027214), в присутствии:
представителей ООО "Промстроймонтаж", ОАО "Златмаш",
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Промстроймонтаж" (вх. 28.04.2014 N 6033) на действия (бездействие) ОАО "Златмаш", выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме (N 31401027214), размещенном на сайте www.zakupki.gov.ru.
Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав представленные документы, установила следующее.
Открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на ремонт ливневок на корпусах предприятия проводился в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Златмаш", утвержденным решением совета директоров (протокол от 24.12.2013).
31.03.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение и документация (в т.ч. техническое задание) для проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на ремонт ливневок на корпусах предприятия (извещение N 31401027214). Начальная (максимальная) цена: 1 570 638, 91 рублей.
Предметом договора являются услуги по ремонту ливневок на корпусах предприятия ц. 4/26, МСК-3 ц. 41, МСК-2 ц. 41, К-67 А ц. 69, МСК -2 10 пролет, КТНП о. 244, МСК-3 о. 298.
Извещением, пунктом 3 конкурсной документации "Требования к предмету конкурса (количество работ, гарантийный срок, обязательные требования к выполненным работам, оказываемым услугам)" установлено требование к квалификации исполнителя работ: опыт работы в сфере строительства не менее 1 года.
Пунктом 16 конкурсной документации "Требования к участникам открытого конкурса в электронной форме и перечень документов, представляемых участниками открытого конкурса в электронной форме для подтверждения их соответствия установленным требованиям" установлено, что участнику в составе заявки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям (при условии, что такие требования указаны в конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 10.17 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Златмаш" заказчик принимает решение о допуске \ отказе к участию в конкурсе участников конкурса, подавших заявки в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии о допуске или отказе в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора с ОАО "Златмаш" договора на ремонт ливневок на корпусах предприятия от 22.04.2013 поступило 5 заявок на участие в конкурсе (ЗАО "Охранные системы", ООО"ПромТехноСтрой", ООО "ПСК "Авангард", ООО "Компания Перспектива", ООО "Промстроймонтаж").
По результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссии отказала в признании участником конкурса ООО "Промстроймонтаж" по причине не соответствия требованиям к квалификации исполнителя работ - отсутствие опыта работы в сфере строительства более 1 года.
Остальные участники, подавшие заявки, были допущены к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 10 конкурсной документации "Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе" для оценки заявок в целях определения победителя (победителей) конкурса устанавливаются следующие критерии и значимость критериев в баллах:
- цена договора (от 0 до 5 баллов);
- условия оплаты работ (от 0 до 5 баллов);
- сроки выполнения работ (от 0 до 5 баллов);
- гарантийный срок на результат работ (от 0 до 5 баллов);
- квалификация участника (опыт, образование и квалификация персонала), деловая репутация участника, обеспеченность кадровыми ресурсами для выполнения работ (от 0 до 5 баллов).
Оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией в следующем порядке.
Каждый член комиссии выставляет свои оценки по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе по пятибалльной системе (от 0 до 5) по каждому критерию.
Выставленные членами конкурсной комиссии оценки заявок по каждому критерию суммируются и делятся на количество представивших эти оценки членов конкурсной комиссии, выводится средний результат и заносится в общее решение конкурсной комиссии, с присвоением порядкового номера заявкам, поданным участниками.
По результатам оценки и сопоставления заявок победителем открытого конкурса в электронной форме признано ООО "Компания Перспектива".
29.04.2014 в связи с поступлением жалобы ООО "Промстроймонтаж" на действия ОАО "Златмаш" процедура торгов была приостановлена. Договор по итогам открытого конкурса в электронной форме не заключен.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ООО "Промстроймонтаж" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ОАО "Златмаш" на заседании Комиссии пояснил, что предъявление требования к квалификации исполнителя работ не менее 1 года позволяет ОАО "Златмаш" выбрать победителя из наиболее профессиональных участников рынка, зарекомендовавших себя на рынке в качестве добросовестных исполнителей. При решении вопроса о допуске ООО "Промстроймонтаж" к участию в открытом конкурсе в электронной форме комиссией заказчика было установлено, что общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ (на момент проведения конкурса) менее 1 года, в связи с чем заявка общества была не допущена к стадии оценки и сопоставления заявок.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Златмаш" нарушения подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Изучив материалы жалобы, Комиссия приходит к выводу, что установленный в конкурсной документации критерий "требование к квалификации исполнителя работ: опыт работы в сфере строительства не менее 1 года" не противоречит принципам, изложенным в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик пояснил, что, предъявление требования к квалификации исполнителя работ не менее 1 года позволяет ОАО "Златмаш" выбрать победителя из наиболее профессиональных участников рынка, зарекомендовавших себя на рынке как добросовестные исполнители. Успешный опыт исполнителя услуг в осуществлении аналогичных работ имеет для ОАО "Златмаш" существенное значение.
Само по себе указание в конкурсной документации требования о наличии у исполнителя опыта работы в сфере строительства не менее 1 года не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данных требований определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его производственных потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.
Кроме того, заказчик подтвердил возможность наличия хозяйствующих субъектов, отвечающих оспариваемому критерию и способных принять участие в данной закупке, что подтверждается протоколом от 22.04.2014.
Учитывая изложенное, названный критерий не исключает возможности участия в конкурсе других компаний и не ограничивает каким либо образом конкуренцию (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", статья 17 закона о защите конкуренции).
ООО "Промстроймонтаж" не представило доказательств того, что общество имеет опыт работы не менее 1 года, в связи с чем в соответствии с конкурсной документацией и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Златмаш" было не допущено к стадии оценки и сопоставления заявок.
При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России признает доводы жалобы ООО "Промстроймонтаж" на действия ОАО "Златмаш", не обоснованными.
Оснований для принятия мер по аннулированию результатов указанного открытого конкурса в электронной форме у Комиссии не имеется.
Однако, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Так, Челябинским УФАС России было выявлено нарушение со стороны заказчика процедуры проведения открытого конкурса в электронной форме.
Отсутствие в конкурсной документации информации о том, какими документами исполнитель может подтвердить свое соответствие критерию "опыт работы в сфере строительства не менее 1 года" создает неопределенность и непрозрачность процедуры оценки исполнителей на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, и может привести к нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости по отношению к участникам закупки, а также привести к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции.
Так, например Комиссия Челябинского УФАС России считает, что квалификация исполнителя услуг должна оцениваться не исходя из даты регистрации общества в ЕГРЮЛ, а исходя из количества, качества и объема оказанных услуг данного вида.
Таким образом, ОАО "Златмаш", не включив в конкурсную документацию информацию о том, какими документами исполнитель может подтвердить свое соответствие критерию "опыт работы в сфере строительства не менее 1 года" при проведении открытого конкурса в электронной форме, нарушило подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО "Златмаш" предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупок, порядка заключения договоров по результатам закупок.
Челябинское УФАС России рекомендует ОАО "Златмаш" при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса разработать механизм оценки и сопоставления заявок, исключающий субъективное мнение членов конкурсной комиссии.
Внесение в конкурсную документацию соответствующих изменений позволит ОАО "Златмаш" обеспечить гласность и прозрачность процедуры закупки и создаст условия для добросовестной конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Промстроймонтаж" на действия ОАО "Златмаш" необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "Златмаш", выразившихся в невключении в конкурсную документацию информации о том, какими документами исполнитель может подтвердить свое соответствие критерию "опыт работы в сфере строительства не менее 1 года", нарушение подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "Златмаш" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения открыто конкурса в электронной форме.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
С.А. Копылов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 26-04-18.1/14
06 мая 2014 года
г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Копылов С.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 26-04-18.1/13 ООО "Промстроймонтаж" на действия (бездействие) ОАО "Златмаш", выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме (N 31401027214), предписывает:
1. ОАО "Златмаш" с момента размещения настоящего предписания на сайте Челябинского УФАС России (www.chel.fas.gov.ru) совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения открытого конкурса в электронной форме (N 31401027214).
2. ОАО "Златмаш" при формировании закупочной документации, предусматривающей требование к наличию опыта работы в определенной сфере, указывать в ней информацию о том, какими документами исполнитель может подтвердить наличие соответствующего опыта.
3. ОАО "Златмаш" в качестве доказательства исполнения настоящего предписания при опубликовании в 2014 году извещений о проведении закупок, предусматривающих требование к наличию опыта работы в определенной сфере, ежеквартально представлять в Челябинское УФАС России информацию о номерах извещений указанных закупок.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
С.А. Копылов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 апреля 2014 г. N 26-04-18.1/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016