Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 18 мая 2015 г. N 41
Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- заместитель руководителя -начальник отдела контроля органов власти; |
Члены Комиссии: |
|
|
|
<_>
<_>
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти; |
в присутствии представителей: от администрации городского поселения г. Вяземский - <_> (доверенность от 12.01.2015), от ООО "УПП "Город" - явку своего представителя не обеспечило, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, рассмотрев дело N8-01/54 по признакам нарушения администрацией городского поселения г. Вяземский, ООО "УПП "Город" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" филиал Хабаровскэнергосбыт на действия администрации городского поселения г. Вяземский, связанные с выбором способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Вяземский, ул. Шолохова, д. 35 "в".
Из представленной администрацией информации следует, что 13 марта 2015 года заключен муниципальный контракт N10/1 на управление многоквартирным домом по адресу: г. Вяземский, ул. Шолохова, д. 35 "в", договор заключен без проведения конкурса. Ранее на управление многоквартирным домом заключены договоры управления с ООО "УПП "Город" от 30.12.2014 N12 на срок 29 дней с 02.01.2015, договор от 03.12.2014 N11 на срок 29 дней с 04.12.2015, договор от 31.10.2014 N10 на срок 29 дней с 04.11.2014, договор от 06.10.2014 N9 на срок 29 дней с момента подписания сторонами договора в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. В собственности администрации по адресу: г. Вяземский, ул. Шолохова, д. 35 "в" и в реестре муниципального имущества находятся квартиры N1-5, 7-23, 25-45, 47-53, 55-60. Доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.
Согласно пояснениям представителя администрации дом передан в муниципальную собственность в июле 2014 года, ранее он относился к ведению войсковой части. По спорным квартирам в доме состоялись судебные заседания с жильцами о признании заключенных договоров договорами социального найма, о выселении жильцов. В связи с этим договоры управления многоквартирным домом не заключались. Работа по подготовке к проведению конкурса на право управления многоквартирным домом не ведется, так как есть действующий муниципальный контракт от 13 марта 2015 года N10/1.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя администрации, пришла к следующим выводам.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества от 01.10.2014 N10 в собственности администрации городского поселения г. Вяземский находятся объекты недвижимости "квартиры", расположенные по адресу: г. Вяземский, ул. Шолохова, д. 35 "в", N1-5, 7-23, 25-45, 47-53, 55-60.
Между администрацией и ООО "УПП "Город" заключались договоры управления многоквартирным домом от 30.12.2014 N12 на срок 29 дней с 02.01.2015, договор от 03.12.2014 N11 на срок 29 дней с 04.12.2015, договор от 31.10.2014 N10 на срок 29 дней с 04.11.2014, договор от 06.10.2014 N9 на срок 29 дней с момента подписания сторонами договора.
13.03.2015 администрацией и ООО "УПП "Город" заключен муниципальный контракт N10/1 на управление многоквартирным домом на срок с 13.03.2015 по 31.12.2015.
Согласно статье 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается органом местного самоуправления. Управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В понятии пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке в понятии пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются признаком ограничения конкуренции.
Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Покупателями данных услуг являются жители многоквартирных домов (собственники и наниматели жилого помещения/квартиры).
В качестве барьеров входа на товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами могут быть:
-ограниченность доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено (существующие материально-технические ресурсы, обеспечивающие управление многоквартирными домами, закреплены за действующими хозяйствующими субъектами);
-преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
В рассматриваемом случае предметом оценки являются договоры управления многоквартирным домом, заключенные администрацией с ООО "УПП "Город" от 06.10.2014 N9, от 31.10.2014 N10, от 03.12.2014 N11, от 30.12.2014 N12, от 13.03.2015 N10/1.
Спорные договоры заключены без проведения публичных процедур, предусмотренных частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации и в отсутствие оснований, предусматривающих их заключение без проведения публичных процедур, что в свою очередь исключило возможность иных хозяйствующих субъектов при прочих равных условиях претендовать на заключение договора и осуществление выполнения предусмотренных договором услуг, создало ООО "УПП "Город" преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности, привело к ограничению конкуренции.
ООО "УПП "Город", заключая спорный договор без проведения конкурентных процедур, осознавало противоправность совершаемого деяния и последствия, которые могут наступить для состояния конкуренции в результате его заключения, и не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него с учетом риска наступления неблагоприятных последствий в результате заключения данного договора.
Неисполнение органом местного самоуправления установленной Жилищным кодексом Российской Федерации обязанности провести конкурсные процедуры по отбору управляющей организации и действия ООО "УПП "Город", связанные с заключением договоров управления многоквартирным домом, не в результате участия в таких процедурах, свидетельствует о нарушении установленного указанной статьей запрета.
Ссылка администрации на правомерность заключения спорных договоров в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции отклоняется, поскольку данная статья не регулирует порядок заключения договоров управления многоквартирными домами и к рассматриваемым отношениям не применяется.
На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать соглашения в форме договоров управления многоквартирным домом от 06.10.2014 N9, от 31.10.2014 N10, от 03.12.2014 N11, от 30.12.2014 N12, от 13.03.2015 N10/1, заключенных администрацией городского поселения г. Вяземский и ООО "УПП "Город" без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения, нарушающими статью 16 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать администрации городского поселения г. Вяземский, ООО "УПП "Город" предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N9
18 мая 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <_>- заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти; члены Комиссии: - <_>- ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, <_>- ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 18.05.2015 N41 по делу N8-01/54 о нарушении администрацией городского поселения г. Вяземский, ООО "УПП "Город" статьи 16 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Администрации городского поселения г. Вяземский, ООО "УПП "Город" прекратить соглашение в форме договора управления многоквартирным домом от 13.03.2015 N10/1, нарушающее статью 16 Закона о защите конкуренции, с целью чего:
- администрации городского поселения г. Вяземский в срок до 30.05.2015 в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N75, организовать проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Вяземский, ул. Шолохова, д. 35 "в";
- со дня определения победителя конкурса, либо в случае признания конкурса несостоявшимся по причине подачи одной заявки, признанной соответствующей требованиям конкурсной документации, но не позднее 30.06.2015, администрации и ООО "УПП "Город" расторгнуть договор управления многоквартирными домами от 13.03.2015 N10/1.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 мая 2015 г. N 41
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016