Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 4685-05 (опубликовано 2 июля 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
рассмотрев дело N 8617/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на сайте www.veprevokoleno.ru рекламы чешского пива, реализуемого в ресторане "Чешская пивница "Вепрево колено" (г. Ульяновск), содержащей признаки нарушения части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нару-шения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью "Три товари-ща" (далее - ООО "Три товарища"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Федера-ции, д. 11, - директора общества Р<_>ой Н.А. (приказ N 1 от 30.05.2011, паспорт), Л<_>ой Л.А (доверенность б/н от 15.06.2012, паспорт), установила:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России на сайте www.veprevokoleno.ru 11.03.2012 обнаружен факт размещения рекламы пива, реализуемого в ресторане "Чешская пив-ница "Вепрево колено", содержащей признаки нарушения ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О ре-кламе" (акт обнаружения от 11.03.2012 и скриншоты, служебная записка N 288 от 28.04.2012).
Ульяновским УФАС России определением от 02.05.2012 возбуждено дело N 8617/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО "Три товарища". Рассмотрение дела назначено на 28.05.2012.
В связи с неявкой представителя ООО "Три товарища" 28.05.2012 на рассмотрение дела N 8617/05-2012, определением от 28.05.2012 срок рассмотрения дела продлен до 02.07.2012. Рассмотрение дела отложено и назначено на 18.06.2012.
В письменных пояснениях ООО "Три товарища" (вх. N 5170 от 18.06.2012 и N 5171 от 18.06.2012) и на рассмотрении дела 18.06.2012 представителями общества пояснено, что с целью распространения информации о чешской пивнице "Вепрево колено" в сети Интернет создан сайт www.veprevokoleno.ru. Администратором сайта является частное лицо - один из учредителей общества. Документы о передаче указанного сайта ООО "Три товарища" не оформлялись. Разработка и продвижение сайта осуществлялись заместителем директора общества Львовой Л.А. Факт отсутствия предупредительной надписи в рекламе пива и чешской пивницы "Вепрево колено" ООО "Три товарища" не отрицает. Нарушение рекламного законодательства Российской Федерации о рекламе произошло со стороны общества из-за невнимательности.
Исследовав материалы дела N 8617/05-2012, заслушав пояснения представителей ООО "Три товарища", Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива, реализу-емого в ресторане "Чешская пивница "Вепрево колено", размещенную на сайте www.veprevokoleno.ru, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
На сайте www.veprevokoleno.ru размещена рекламная информация о ресторане "Чешская пивница "Вепрево колено", а также о пиве, реализуемом в ресторане (акт обнаружения от 11.03.2012 и скриншоты).
В частности, на сайте www.veprevokoleno.ru на главной странице представлена краткая ин-формация о ресторане, в том числе указано: "А еще в пивницах "Вепрево колено" к столу подается настоящее чешское пиво. Это такие сорта пива, как: "Prazecka", "Velvet", Cernovar". Заметьте, что никакие другие кафе и рестораны Ульяновска не могут похвастаться такими сортами пива! Пиво исключительно разливное - это закон чешских пивниц". В разделе "Шеф-повар" размещен, в том числе, рассказ об открытии в Новом городе г. Ульяновска ресторана "Чешская пивница "Веп-рево колено", в котором указано: "_ И вот оно, вот оно пиво моей мечты - чешский "Velvet". Сварен на своей родине. Пиво "Velvet" ("Вельвет") варится с 1998 года на предприятии Pivovar Staropramen Prasky Pivovary, с 2000 года принадлежит InBev. Особенностью Velvet является ис-пользование смеси азота и углекислоты, из-за которых при выдавливании пива из бочки происхо-дит необычный эффект "лавины" ("бури в стакане")". В разделе "Меню" в подразделе "Пиво" размещена информация с фотографическими изображениями бокалов с товарными знаками пере-численного ниже пива: "Пиво настоящее, поставляется напрямую из Чехии. Это первоклассные темные и светлые сорта, такие как "Вельвет", "Пражечка", "Черновар". Заметьте, что ни в одном ресторане Ульяновска вы не найдете таких сортов! Пиво исключительно разливное - это закон чешских ресторанов. Каждый сорт чешского пива в "Вепревом колене" хорош по-своему, у каждого своя особенность. Например, зимой лучше пьется плотное пиво, а летом легкое. "Гролш" больше предпочитают дамы, "Черновар" - более терпкое, и подходит для мужчин. "BudweiserBudvar" - пиво из Чешских Будейовиц. Варится по старочешской рецептуре из морав-ского ячменя, жатецкого хмеля и воды, обогащенной натрием. Имеет оригинальный сладковатый привкус, с ярко выраженным горьковато-сладким послевкусием. Содержание алкоголя - 5%. Цены указаны за 0,3/0,5/1 л. 140/195/380 руб. "VelkopopovickiKozel" - истинно чешское пиво. Особенно-стью этого пива считается легкий аромат цитруса, который достигается в процессе приготов-ления по особой баварской технологии. Имеет насыщенный, темно-желтый цвет и слегка горько-ватый вкус. Содержание алкоголя - 3.7% Цены указаны за 0,3/0,5/1 л. 140/195/380 руб.".
Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, рас-пространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются как непосредственно сам ресторан "Чешская пивница "Вепрево колено", так и пиво, реализуемое в указанном ресторане.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" специальные тре-бования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индиви-дуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в от-ношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требова-ния и ограничения.
Однако предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива в указанной рекламе отсутствует.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспро-странитель несут ответственность за нарушение ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Вся информация о ресторане "Чешская пивница "Вепрево колено", а также пиве, в нём ре-ализуемом, размещалась на сайте, зарегистрированном одним из учредителей ООО "Три товари-ща", самостоятельно, без привлечения третьих лиц, соответственно, рекламодателем и рекламо-распространителем в данном случае является ООО "Три товарища".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Однако, в ходе рассмотрения дела N 8617/05-2012 ООО "Три товарища" представлены распечатки страниц сайта www.veprevokoleno.ru по состоянию на 01.06.2012. Из указанных доку-ментов следует, что реклама дополнена предупреждением "Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Фе-дерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимо-нопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу чешского пива ("Вельвет", "Черновар", "Гролш", "Пражечка", "Пилснер Уркуелл", "Будейовицкий будвар", "Велкопоповицкий Козел"), реализуемого в ресто-ране "Чешская пивница "Вепрево колено", размещенную на сайте www.veprevokoleno.ru, ненад-лежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, по-скольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.06.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ста-тьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 4685-05 (опубликовано 2 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016