Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 7 мая 2015 г. N Т 15/85
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела Зимаева А.В.,
специалиста-эксперта Чикунова Р.А.,
в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" (далее- ФГБОУ ВПО "ТюмГУ", организатор закупки, заказчик) Краузе Н.Ю. по доверенности,
в присутствии представителя по доверенности от ОАО "Матмассыагропромстрой" (далее - Общество, заявитель) Грошева Д.В.,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т15/85 по жалобе ОАО "Матмассыагропромстрой" на действия ФГБОУ ВПО "ТюмГУ", при проведении открытого конкурса N 01К-15 (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502065974) на выполнение работ по устройству скатной кровли общежития N 5 ФГБОУ ВПО "ТюмГУ". установила:
В Тюменское УФАС России 24.04.2015 г. поступила жалоба ОАО "Матмассыагропромстрой" о нарушении заказчиком и его закупочной комиссии действующего законодательства при проведении открытого конкурса N N 01К-15.
Заявитель обжалует действия закупочной комиссии заказчика, принявшей решении об отклонении заявки общества в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации.
В свою очередь заявитель полагает, что у допущенного участника отсутствует лицензия МЧС по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с чем заказчик необоснованно допустил к участию в указанном конкурсе данного участника закупки.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО"Матмассыагропромстрой" признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которых заявка Общества была правомерно отклонена закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным документацией о закупке.
Согласно ч. 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, указанной нормой Закона установлен исчерпывающий перечень действий (бездействия) заказчика, которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки.
В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Комиссия, заслушав представителя заявителя, ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, заместителем Министра образования и науки РФ во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности 06.02.2014 г. утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВПО "ТюмГУ".
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГБОУ ВПО "ТюмГУ" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www: zakupki.gov.ru 09.09.2014 г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
01.04.2015 (МСК+2) извещением 31502065974 на официальном сайте www: zakupki.gov.ru ФГБОУ ВПО "ТюмГУ объявлено о проведении закупки - открытого конкурса N N 01К-15 на выполнение работ по устройству скатной кровли общежития N 5 ФГБОУ ВПО "ТюмГУ".
Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки порядок подведения итогов открытого конкурса и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.
До окончания установленного извещением срока подачи заявок на участие в указанном открытом аукционе поступило 4 заявки.
21.04.2015 г. закупочная комиссия ФГБОУ ВПО "ТюмГУ" рассмотрела заявки, поступившие на участие в указанном запросе предложений на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в закупочной документации, по результатам чего был составлен протокол N 2/01К-15 (опубликован на официальном сайте 21.04.2015). До участия в конкурсе допущена одна заявка: ООО УК "КвадРум".
Как усматривается из содержания указанного протокола, ОАО "Матмассыагропромстрой" было отказано в допуске к участию в закупке по следующему основанию: "не представлены копии договоров соответствующих требованиям документации (среди договоров, несоответствующих требованиям - один не исполнен, некоторые датированы 2011 годом и без актов выполненных работ, другие до 20 млн. руб. каждый) и 1 рекламация о качестве выполненных работ".
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, в случае установления заказчиком требования о соответствии участника закупки установленным требованиям, заказчик должен установить соответствующий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки на участие в закупке.
Согласно пунктам 4.2 Положения о закупке заказчик вправе предъявить иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора; положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
При установлении указанных требований заказчик обязан определить конкретные единицы их изменения.
Требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются Заказчиком в документации о закупке (п.4.3 Положения о закупке).
Разделом 1.4.1 Информационной карты открытого конкурса N 01К-15 (являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации) установлены требования о деловой репутации и финансовой устойчивости, которые подтверждаются представлением: не менее 5 рекламаций о качестве выполняемых работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, объем которых не менее 20 млн. рублей по каждому объекту, выполненному в 2012- 2014 годах.
В разделе 1.5.2 Информационной карты открытого конкурса N 01К-15 (далее также Информационная карта) установлено требование к опыту участников закупки, в том числе наличие за 2012- 2014 годы заключенных и исполненных без замечаний не менее 5-и договоров (контрактов) в сфере работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта по объему строительства, не менее 20 млн. рублей каждый. (Объем строительства рассматривается на основании цены договора (контракта), согласно приложенных копий договоров (контрактов) и актов выполненных работ, подписанных без замечаний).
Кроме того, заказчиком указано, что заявка участника будет отклонена, в случае несоответствия участника установленным в указанном разделе требованиям или не представлением указанных документов в качестве подтверждения таких требований.
Согласно п. 19.4 Конкурсной документации N 01К-15 участнику закупки отказывается в допуске к участию в конкурсе в случае:
- непредставления им в составе заявки документов, определенных в разделе 12 настоящей конкурсной документации и в "Информационной карте конкурса", за исключением документов о квалификации участника закупки (если предметом договора является выполнение работ, оказание услуг), а также эскизов, рисунков, чертежей, фотографий, иных изображений товаров, на поставку которых осуществляется закупка.
Комиссией установлено, что ОАО "Матмассыагропромстрой" в составе заявки на участие в открытом конкурсе N 01К-15 не представлены копии договоров соответствующих требованиям конкурсной документации, а также не представлено необходимое количество рекламаций о качестве выполненных работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
С учетом изложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, о том что, оценивая заявку ОАО "Матмассыагропромстрой" на предмет соответствия требованиям документации, Единой комиссией ФГБОУ ВПО "ТюмГУ" обоснованно принято решение о несоответствии заявки требованиям конкурсной документации N 01К-15.
В части довода заявителя о том, что у допущенного участника отсутствует лицензия МЧС по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с чем заказчик необоснованно допустил к участию в указанном конкурсе данного участника закупки, Комиссия признает его несостоятельным, ввиду следующего.
Разделом 1.1 Информационной карты установлено, что для подтверждения своей правоспособности участнику необходимо в соответствии с требованиями к функциональным, качественным и количественным характеристикам товаров, работ, услуг, установленными заказчиком, предоставить нотариальную копию свидетельства СРО о допуске в отношении отдельных видов работ, входящих в предмет закупки, в том числе: 33.3 жилищно-гражданское строительство, а также нотариальную копию лицензии МЧС по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, заказчиком установлено требование к участнику закупки о подтверждение своей правоспособности как участника закупки требованиям, установленным конкурсной документацией, а не соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено ООО УК "КвадРум" в составе заявки представлено Свидетельство выданное саморегулируемой организацией "Региональный строительный альянс" от 04.03.2015 г., содержащее в том числе:
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
- жилищно-гражданское строительство;
- строительный контроль за работами в области пожарной безопасности.
Кроме того, ООО УК "КвадРум представлен договор субподряда N 004 от 26.03.2015 на выполнение отдельных видов и комплексов работ, заключенный с ООО "ТюменьПожПром". Субподрядчик осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Представлена копия лицензии N 72-Б/00054 от 30.06.2014 г. на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная ООО "ТюменьПожПром", в том числе с допуском к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, ООО УК "КвадРум" подтверждена своя правоспособность как участника закупки требованиям, установленным конкурсной документацией.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "Матмассыагропромстрой" на действия ФГБОУ ВПО "ТюмГУ" при проведении открытого конкурса N 01К-15 (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502065974) на выполнение работ по устройству скатной кровли общежития N 5 ФГБОУ ВПО "ТюмГУ" необоснованной.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: А.В. Зимаев
Р.А. Чикунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 мая 2015 г. N Т 15/85
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016