Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 12 мая 2015 г. N 03/10940
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом от 02.03.2015 N 68,
рассмотрев дело NК03-24/15, возбужденное по признакам нарушения части 1, части 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (СПб ГУП "Завод МПБО-2") (188689, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос.Янино), выразившимся в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аутстаффингу персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" и заключению указанного договора без проведения конкурса, что могло иметь своим результатом недопущение конкуренции. установила:
В Санкт-Петербургское УФАС поступило заявление ООО "Городской сервис" (вх.N 2102 от 02.02.2015) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (СПб ГУП "Завод МПБО-2") при заключении договора на оказание услуг по аутстаффингу персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2".
В заявлении обжалуются действия СПб ГУП "Завод МПБО-2" (комиссии по закупкам), выраженные в признании конкурса несостоявшимся, не объявлении повторного конкурса, а также в заключении договора без проведения конкурса с единственным исполнителем. Также обжалуется выбор единственного исполнителя - ООО "Промсервис", которое не подавало заявку для участия в конкурс и не представляло в рамках открытого конкурса документы, требуемые закупочной документацией и подтверждающие соответствие участника конкурса установленным требованиям. Договор с указанной организацией заключен по более высокой цене, чем цены, предложенные участниками конкурса.
По мнению заявителя, заключение внеконкурсного договора, нарушило конкуренцию за право заключения договора по предмету закупки, что привело к нарушению прав и законных интересов участников конкурса.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела представленные документы, заслушала пояснения сторон и выявила следующее.
Согласно сведениям, представленным СПб ГУП "Завод МПБО-2", закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке редакция N7 от 20.01.2015, Конкурсной документацией, утвержденной 17.12.2014 (далее - КД).
30.12.2014 СПб ГУП "Завод МПБО-2" опубликовало извещение о закупке N 31401894675 "Заключение договора на предоставление услуг по аутстаффингу персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2"". Способ закупки: Открытый конкурс СПб ГУП "Завод МПБО-2" Начальная цена договора 46 596 000.00 рублей. Место оказания услуг: 1. Ленинградская область, Всеволожский район, д. Янино-1, СПБ ГУП "Завод МПБО-2"; 2. Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, д.116, филиал СПб ГУП "Завод МПБО-2" "ОЗ МПБО".
Согласно Протоколу вскрытия конвертов в открытом конкурсе СПб ГУП "Завод МПБО-2" N 010-1 от 21.01.2015, для участия в закупке поступило 4 заявки - ООО "Скидка.ру" (предложение по цене 42 868 320 рублей), ООО "Мегатэкс" (предложение по цене 46 304 775 рублей), ООО "Городской Сервис" (предложение по цене 41 353 950 рублей), ООО "Кадровик-клин" (предложение по цене 45 139 875 рублей).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок в открытом конкурсе СПб ГУП "Завод МПБО-2" от 22.01.2015 N 010-2, ни одна заявка не допущена для участия в закупке со следующим обоснованием: "В соответствии с п.3.12.3 (Несоответствие заявок требованиям конкурсной документации по комплектации (наличию) документов в составе заявки, указанных в конкурсной документации) Участники конкурса не предоставили копию документа об аккредитации в УФМС, либо другие документы, подтверждающие легальность предлагаемой рабочей силы". Закупка N 31401894675 признана несостоявшейся.
Пунктом 2 ст.18 Положения о закупке (редакция N7 от 20.01.2015) предусмотрено: "В случае, если по итогам отбора участком конкурса признан только один участник или ни одного участника (в том числе в случае, если на конкурс не было подано ни одной заявки) конкурс признается несостоявшимся. При этом возможно заключение договора с единственным участником конкурса, принятие решения о прямой закупке по иным основаниям или повторное проведение конкурсной процедуры.
В соответствии с указанным пунктом Положения о закупке, Комиссия по закупке приняла решение, оформленное протоколом N 011 от 26.01.2015, о прямой закупке у единственного поставщика и заключении договора с 01.02.2015 сроком на 1 год с ООО "Промсервис" по цене 46 596 000 руб. в т.ч. НДС 18% (т.е. по начальной (максимальной) цене). Договор по предмету закупки N 12-ГИ от 29.01.2015 заключен СПб ГУП "Завод МПБО-2" с ООО "Промсервис".
Между тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что на момент утверждения КД действовало Положение о закупке редакция N5 от 11.12.2014, на момент размещения извещения о проведении конкурса и в период проведения конкурса действовало Положение о закупке редакция N6 от 23.12.2014, в связи с чем, у СПб ГУП "Завод МПБО-2" отсутствовали основания применения п.2 ст.18 Положения о закупке редакция N7 от 20.01.2015, в части принятия решения о прямой закупке, как основания заключения Договора по предмету закупки N 12-ГИ от 29.01.2015 г. Основания заключения договора способом у единственного поставщика содержатся в ст.18 и ст.25 Положений о закупке редакция N5 и редакция N6, которые применены не были, что является нарушением процедуры закупки.
В соответствии с п.4.3.7 КД в подтверждение соответствия обязательным требованиям участником в составе заявки необходимо представить копию документа об аккредитации в УФМС. Требований о представлении иных документов, подтверждающих легальность предлагаемой рабочей силы КД не содержит.
Согласно п.10 Положений редакция N5, редакция N6 не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в настоящем Положении о закупке, а также конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о запросе котировок.
Таким образом, Конкурсная комиссия СПб ГУП "Завод МПБО-2" неправомерно указала в Протоколе рассмотрения заявок в открытом конкурсе СПб ГУП "Завод МПБО-2" от 22.01.2015 N 010-2 в качестве основания для отклонения заявок непредставление в составе заявки других документов, подтверждающих легальность предлагаемой рабочей силы, что указывает на нарушение ч.6 ст.3 Закона 223-ФЗ, п.10 Положения о закупке редакция N5, редакция N6.
Относительно установленного КД требования о представлении в составе заявки документа об аккредитации в УФМС установлено следующее.
В заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России представители СПб ГУП "Завод МПБО-2" не смогли указать, каким документом установлено требование об аккредитации в УФМС, а также какой документ, подтверждающий аккредитацию участника закупки в УФМС, должен быть представлен в составе заявки.
Юридическое, правовое положение иностранцев в России определено в Федеральном законе от 22.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закона N 115-ФЗ). Указанный закон регулирует взаимоотношения иностранцев с органами государственной власти по вопросам, которые могут возникнуть в процессе проживания и пребывания иностранных граждан в РФ, в том числе вопросы, связанные с трудовой, предпринимательской или какой-то иной деятельностью.
Согласно ч.2 ст.13 Закона N 115-ФЗ работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Согласно ч.3 ст.13 Закона N 115-ФЗ заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (ч.4 ст.13 Закона N 115-ФЗ). Вместе с тем в ч.4 ст.13 Закона N 115-ФЗ поименованы иностранные граждане, на которых указанный порядок не распространяется (например, на иностранцев, постоянно проживающих в РФ, сотрудников дипломатических представительств, работников консульских учреждений, журналистов, аккредитованных в РФ, студентов, преподавателей и пр.)
Согласно п.1 ч.4.5 ст.13 Закона N115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников указан в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденном Приказом Федеральной Миграционной службы от 30.10.2014 N 589 (далее - Административный регламент).
В пункте 2 Административного регламента указаны лица, которые являются заявителями на получение государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, в числе которых п.2.1. - работодатель, заказчик работ (услуг), в том числе судовладелец, привлекающий иностранных работников, прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, требующем оформления визы, а также членов семьи высококвалифицированных специалистов, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы; п.2.2 - работодатель, заказчик работ (услуг), привлекающий высококвалифицированных специалистов.
Из совокупности приведенных норм следует, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников необходимо получать той организации, которая планирует приглашать в Россию иностранных граждан из стран, прибывающих в порядке, требующем получения визы. В соответствии с п.122 Административного регламента, данные о выданных разрешениях о привлечении и использовании иностранных работников заносятся в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" ЦБДУИГ, а также в журнал учета выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 357-ФЗ, изменивший порядок выдачи временно пребывающим на территории РФ иностранным гражданам из безвизовых стран (страны СНГ, ближнее зарубежье) и лицам без гражданства документов на право осуществления трудовой деятельности. Так, иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для трудоустройства к работодателям или заказчикам работ (услуг) необходимо наличие патента, выданного в соответствии со статьей 13.3 Закона N 115-ФЗ.
Таким образом, под "аккредитацией в УФМС" может подразумеваться регистрация или постановка на учет в УФМС организации, получившей разрешение на привлечение и использование иностранных работников для получения возможности оформления визы и приглашения для граждан визовых стран с целью их трудоустройства. Для привлечения на работу граждан из ближнего зарубежья прохождение "аккредитации в УФМС" не требуется.
Документом, подтверждающим легальность привлеченной иностранной рабочей силы, является разрешение на работу, оформленное иностранным гражданином самостоятельно или работодателем на каждого иностранного гражданина, или патент, полученный иностранным гражданином в порядке, установленном ч.2 ст.13.3 Закона N115-ФЗ.
По пояснениям представителя ООО "Городской сервис" в заявке на участие в конкурсе N 31401894675 отсутствует копия документа об аккредитации ООО "Городской сервис", поскольку прохождение данной процедуры организации не требуется в связи с привлечением к трудовой деятельности российских работников и иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В качестве подтверждения отсутствия необходимости прохождения аккредитации в УФМС и предоставления легальной рабочей силы по предмету закупки N 31401894675 в заявке ООО "Городской сервис" представлен договор поручения N П-26/14 от 24.12.2014 г., предметом которого является совершение поверенным действий по подготовке и подаче документов в УФМС РФ по СПб и ЛО для оформления разрешений на работу, продления срока временного пребывания на иностранных граждан (сотрудников и кандидатов на вакантные должности ООО "Городской сервис") и Информационное письмо ООО "Городской сервис" в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым общество информирует о планируемом привлечении иностранных граждан, а также указывает реквизиты лиц, уполномоченных на подачу документов в УФМС от имени ООО "Городской сервис".
На основании изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России делает вывод о том, что заявка ООО "Городской сервис" отклонена Конкурсной комиссией СПб ГУП "Завод МПБО-2" по основаниям, не предусмотренным КД и Положением о закупке.
По пояснениям СПб ГУП "Завод МПБО-2" выбор ООО "Промсервис" в качестве единственного поставщика, с которым заключен договор по предмету закупки N 12-ГИ от 29.01.2015 г., обусловлен заинтересованностью коммерческими предложениями, направленными ООО "Промсервис" в адрес СПб ГУП "Завод МПБО-2" до и во время проведения закупки N 31401894675.
Заявку на участие в закупке ООО "Промсервис" не подавало.
После признания 22.01.2015 закупки N 31401894675 несостоявшейся, СПб ГУП "Завод МПБО-2" направило в адрес ООО "Промсервис" письмо N43 от 23.01.2015 с просьбой о представлении в адрес СПб ГУП "Завод МПБО-2" коммерческого предложения по предоставлению персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" в соответствии с приложенной формой, а также содержащее требование о подтверждении легальности предоставления иностранной рабочей силы с приложением документов об аккредитации в УФМС.
Аналогичные письма иным организациям, в том числе ООО "Городской сервис", СПб ГУП "Завод МПБО-2" не направляло.
Письмом от 26.01.2015 ООО "Промсервис" в адрес СПб ГУП "Завод МПБО-2" представлены Коммерческое предложение, копии разрешений на работу привлекаемых ООО "Промсервис" иностранных граждан и трудовые договоры, заключенные с гражданами РФ. Документ об аккредитации в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не представлен.
Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
В соответствии с частью 1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
Согласно части 5 ст.17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, в действиях СПб ГУП "Завод МПБО-2" при проведении конкурса N 31401894675 и заключении договора на предоставление услуг по аутстаффингу персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" содержится нарушение ч.1, ч.5 ст.17 3акона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном отклонении заявки участника конкурса N 31401894675 ООО "Городской сервис" и создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту, определенному в качестве единственного поставщика ООО "Промсервис", при установлении СПб ГУП "Завод МПБО-2" требований, предъявляемых равно как к участникам закупки, так и к хозяйствующему субъекту при выборе единственного поставщика, что привело к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать нарушение части 1, части 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (СПб ГУП "Завод МПБО-2") (188689, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос.Янино), выразившееся в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса N 31401894675 на право заключения договора на оказание услуг по аутстаффингу персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" путём необоснованного отклонения заявки участника конкурса ООО "Городской сервис" и в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту, определенному в качестве единственного поставщика ООО "Промсервис" путем заключения договора N 12-ГИ от 29.01.2015, что могло иметь своим результатом недопущение конкуренции.
2. Выдать Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (СПб ГУП "Завод МПБО-2") Предписание о недопущении впредь действий при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц", имеющих своим результатом ограничение, устранение или недопущение конкуренции.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу NК03-24/15
23 апреля 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К03-24/15 о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения по делу К03-24/15 о нарушении Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" части 1, части 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса N 31401894675 на право заключения договора на оказание услуг по аутстаффингу персонала для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" путём необоснованного отклонения заявки участника конкурса ООО "Городской сервис" и в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту, определенному в качестве единственного поставщика ООО "Промсервис" путем заключения договора N 12-ГИ от 29.01.2015, что могло иметь своим результатом недопущение конкуренции, предписывает:
1. Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" с момента получения настоящего предписания не допускать впредь совершения действий при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц", имеющих своим результатом ограничение, устранение или недопущение конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 26.06.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2015 г. N 03/10940
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016