Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 14 мая 2014 г. N 13-03-7-02/60
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Никуйко И.Б., заместитель руководителя Управления,
Члены Комиссии: Алексеева Е.В. - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Демичева К.А. - государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
с участием представителей от ООО "МоллЕР ЮГ" _, директора ООО "МоллЕР ЮГ" _, иные лица, участвующие в деле извещены, не явились, рассмотрев дело N 13-03-7-02/60, возбужденное в отношении ООО "МоллЕР ЮГ", ООО "Маракеш" по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (ФЗ "О рекламе"), установила:
Дело N 14-03-7-02/60 было возбуждено по заявлению физического лица (вх. N 8721 от 17.12.2013 г.) с жалобой на то, что в журнале "Mall/ER" содержится реклама Кальянной "MARAKESH".
Заявитель сообщил, что в журнале "Mall/ER" N 10 (19) от ноября 2013 г., на стр. 145 содержится реклама Кальянной "MARAKESH" следующего содержания: "MARAKESH. Кальянная Marakesh - чарующий уголок восточной роскоши и комфорта. - Уникальные экзотические кальяны на фруктах. - VIP-кальяны: BIG-кальян (кальян высотой 2 метра) и кальяны на различных игристых напитках PREMIUM-класса. - 7 уютных шатров и 1 VIP-комната с плазменным монитором и Xbox. - бесплатный WI-FI, нарды и карты. Заказ шатров по телефону: 50-42-78. Кальянная Marakesh: Волгоград, ул. 13 Гвардейской дивизии, 1а".
Чуть выше надписи расположена большая буква "М", над которой изображен кальян.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами в материалы дела документы и сведения, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация, опубликованная на стр. 145 ж-ла "Mall/ER" N 10 (19) является рекламой:
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. N АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
- направлена на привлечение внимания и продвижение продукции. При этом объектом рекламирования выступает не только кальянная "Маракеш" и предоставляемые услуги (вип - комнаты, бесплатный WI-FI и т.д.), но также кальяны ("кальяны на игристых напитках, Big-кальян" и т.д.).
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Согласно п. 8 ст. 7 ФЗ "О рекламе" реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, не допускается.
В соответствии с "ГОСТ Р 52463-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения" (утв. приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 481-ст) кальян представляет собой устройство для курения, состоящее из соединенных между собой емкости для табака, сосуда с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков.
П. 8 ст. 7 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Начало действия нормативного правового акта - 15.11.2013 (за исключением отдельных положений). До начала действия указанный федеральный закон был доступен для ознакомления на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2013, "Российской газете", N 238, 23.10.2013, "Парламентской газете", N 35, 25-31.10.2013, "Собрании законодательства РФ", 28.10.2013, N 43, ст. 5444. Т.О., у рекламодателя и рекламораспространителя была возможность ознакомиться с грядущими изменениями законодательства РФ о рекламе.
Представители ООО "Моллер Юг" пояснили на заседании Комиссии Волгоградского УФАС России, что на оказание рекламных услуг между Обществом и ООО "Маракеш" заключен договор N 98 от 21.01.2013 г. В силу п. 4.2. договора в качестве оплаты за оказанные услуги ООО "Маракеш" обязуется распространять журнал "Mall/ER" в кальянной с ноября 2013 по февраль 2014 г. В правоотношения по вопросу размещения в журнале рассматриваемой Комиссией Волгоградского УФАС России рекламы стороны, по сведениям ООО "Моллер Юг" и ООО "Маракеш", вступили за 1,5 месяца до выхода издания "Mall/ER". Макет рекламы был согласован хозяйствующими субъектами 08 октября 2013 г.
Также директор ООО "Моллер Юг" указал на то, что в журнале "Mall/ER" N 10 (19) за ноября 2013 г. была допущена опечатка в выходных данных издания. Фактически журнал вышел в свет 07 ноября 2013 г., что подтверждается товарной накладной на тираж N 1118-4, а также письмами клиентов о распространении журнала "Mall/ER" 7-8 ноября 2013 г. (к материалам дела приобщены письма студии красоты "Wizard", магазина "КерамХоф").
Однако указанные обстоятельства не опровергают того, что спорный выпуск журнала "Mall/ER" распространялся и после 15.11.2013 г.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламораспространителем. Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (см. п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе").
В рамках рассмотрения дела было установлено, что рекламодателем спорной рекламы является ООО "Маракеш", рекламораспространителем ООО "МоллЕР ЮГ" (см. договор на оказание рекламных услуг N 98 от 21.01.2013 г. между указанными лицами).
В соответствии с п.4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с п. 6-7 ст. 38 ФЗ РФ "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе п. 8 ст. 7 Закона.
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рассматриваемая реклама "MARAKESH. Кальянная Marakesh - чарующий уголок восточной роскоши и комфорта. - Уникальные экзотические кальяны на фруктах. - VIP-кальяны: BIG-кальян (кальян высотой 2 метра) и кальяны на различных игристых напитках PREMIUM-класса. - 7 уютных шатров и 1 VIP-комната с плазменным монитором и Xbox. - бесплатный WI-FI, нарды и карты. Заказ шатров по телефону: 50-42-78. Кальянная Marakesh: Волгоград, ул. 13 Гвардейской дивизии, 1а", опубликованная в журнале "Mall/ER" N 10 (19) в ноябре 2013 г. на стр. 145, является ненадлежащей, поскольку нарушает запрет, установленный подп. 8 ст. 7 ФЗ "О рекламе".
В рамках рассмотрения дела Комиссией Волгоградского УФАС России установлены основания для выдачи ООО "Маракеш", ООО "МоллЕР Юг" предписания.
Однако с учётом того, что на момент согласования сторонами макета рекламы, начала распространения журнала "Mall/ER" N 10 (19) положения подп. 8 ст. 7 ФЗ "О рекламе" не вступили в силу, Комиссия Волгоградского УФАС России решила не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "MARAKESH. Кальянная Marakesh - чарующий уголок восточной роскоши и комфорта. - Уникальные экзотические кальяны на фруктах. - VIP-кальяны: BIG-кальян (кальян высотой 2 метра) и кальяны на различных игристых напитках PREMIUM-класса. - 7 уютных шатров и 1 VIP-комната с плазменным монитором и Xbox. - бесплатный WI-FI, нарды и карты. Заказ шатров по телефону: 50-42-78. Кальянная Marakesh: Волгоград, ул. 13 Гвардейской дивизии, 1а", опубликованную в журнале "Mall/ER" N 10 (19) за ноябре 2013 г. на стр. 145, ненадлежащей, нарушающей п. 8 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Маракеш", ООО "МоллЕР Юг" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2014 г. Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2014 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 14 мая 2014 г. N 13-03-7-02/60
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016