Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 4 июля 2012 г. N 03-6/1-16-2012
Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2012 г. г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 04 июля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Демина И.С.- руководитель управления.
Члены Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
Суханова Н.А. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело N 03-6/1-16-2012 по признакам нарушения ООО "Тверьтепло" (юридический адрес: г. Тверь, Петербургское ш., д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению граждан - собственников нежилых помещений _ об отказе ООО "Тверьтепло" допустить в эксплуатацию приборы учета горячего водоснабжения в помещениях по адресам: _
На основании пункта 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 N5 и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по приемке в эксплуатацию (допуску) приборов учета тепловой энергии на территории г. Твери в границах расположения тепловых сетей по _ по результатам которого установлено, что ООО "Тверьтепло" занимает доминирующее положение на указанном рынке в границах г. Тверь с долей 100% (материалы проведенного анализа приобщены к материалам дела N 03-6/1-16-2012). Кроме того, ООО "Тверьтепло", предоставляя услуги по передаче тепловой энергии, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Владение и пользование тепловыми сетями ООО "Тверьтепло" осуществляет на основании договора аренды муниципального имущества от 17.08.2011 N 3, заключенного между Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами г. Твери и ООО "Тверьтепло", а также договора субаренды от 17.08.2011, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N2" и ООО "Тверьтепло". Кроме того, во исполнении п. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190 и на основании постановления Главы администрации г. Твери от 08.11.2011 N 1997 "Об определении теплосетевой организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети" и на основании постановления Главы администрации г. Твери от 27.12.2011 N 2468 "О внесении изменений в постановление администрации г. Твери от 08.11.2011 N 1997" ООО "Тверьтепло" переданы на обслуживание бесхозяйные теплосети.
Как следует из материалов дела, между ООО "Тверьтепло" и _ заключены договоры энергоснабжения от 01.10.2011 N 236 и от 28.11.2011 N 548 соответственно, пунктом 1.1. которых предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязуется подавать до точки поставки через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а абонент обязуется принимать и оплачивать их в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Между. и ОАО "Тверьтепло" заключен договор от 01.01.2010 N 99608, в соответствии с п. 1.1. которого энергоснабжающая организация поставляет абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент оплачивает принятую энергию в объеме, сроки и на условиях предусмотренных настоящим договором (с учетом Соглашением от 29.07.2011 о замене энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации.
Нежилые помещения. были подключены к внутридомовым сетям в соответствии с техническими условиями, выданными МУП "Тверская дирекция единого заказчика". Указанными типовыми техническими условиями предусматривалась в том числе установка водомерного счетчика. Технические условия были выполнены в полном объеме, что подтверждается справками от 08.04.2003 N 799 и от 21.12.2006 N 3649 МУП "Тверская дирекция единого заказчика" о выполнении технических условий.
14.02.2012 _ в адрес ООО "Тверьтепло" были поданы заявки по утвержденной ООО "Тверьтепло" формы на выдачу технических условий на установку коммерческого узла учета тепловой энергии в здании офиса "Доброе начало" по адресу:_ в здании парикмахерской и магазина по адресу:_ а также в здании офиса по адресу: _ соответственно. Заявителями подтверждается, что о возможности подать заявки иного содержания им не было известно.
На указанные заявки ООО "Тверьтепло" выдало технические условия на организацию узла учета тепловой энергии от 21.02.2012 N 012 -02/06-47 (_), от 21.02.2012 N 012 -02/06-52 (.), от 21.02.2012 N 012 -02/06-54 (_), которые разрешали установку горячеводного водомера при условии выполнения проекта установки узла учета, а также при выполнении других условий, предусмотренных разделом 7 "Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя" Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета N Вк-4936).
В связи с заменой приборов учета тепловой энергии (водосчетчиков) и необходимости их приема в эксплуатацию, _ и _ письмами от 20.03. 2012 вх. N 006/11- 1404 и N 006/11-1405 обратились к ООО "Тверьтепло" по вопросу технического осмотра и приемки приборов учета горячей воды в нежилых помещениях по адресу: _ и по адресу:. Письмом от 20.03. 2012N 006/11-1406 _ обратился к ООО "Тверьтепло" по вопросу выдачи акта о приемке в эксплуатацию водомерного узла в нежилом помещении по адресу: _
Однако, ООО "Тверьтепло", сославшись на то, что принимаемые узлы учета ГВС являются коммерческими, а также на пункт 7.1 3 Правил учета N Вк-4936, письмом от 30 марта 2012 N 006/08-355 фактически отказало в приемке в эксплуатацию приборов учета и направило заявителям перечень документов, необходимых для оформления допуска узлов учета тепловой энергии и ГВС, который включал требование о выполнении проекта узла учета тепловой энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Согласно пунктам 1,2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена обязанность обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7).
Пунктом 1.3 Правила учета N Вк-4936 определено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Согласно Правил учета. N Вк-4936:
-водосчетчик - измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока.
- приборы учета- приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.
- теплосчетчик -прибор или комплект приборов (средство измерения), предназначенный для определения количества теплоты и измерения массы и параметров теплоносителя.
- узел учета - комплект приборов и устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров.
Узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации. Каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются (пункты 5.1.1., 5.1.2. Правила N Вк-4936). В соответствии с п. 7.1. Правил N Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80;
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Согласно п. 7.4. Правил учета N Вк-4936, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Положениями пункта 7.5 Правил учета N Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Таким образом, согласно Правилам учета N Вк-4936, процедура допуска в эксплуатацию касается только узла учета тепловой энергии, для измерительных приборов (водосчетчиков, теплосчетчиков) оформление допуска в эксплуатацию, предполагающего выполнение проектных работ, не требуется. Вышеуказанный вывод подтверждается также разъяснениями Минрегионразвития России от 14.05.2005 N 2220-АБ/70, подготовленными в рамках полномочий, установленных Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Более того, на сайте ООО "Тверьтепло" www.tverteplo.ru размещена информация в разделе Потребителям/Установка приборов учета тепловой энергии о порядке установки средств измерения, согласно которой процедура установки и приемки в эксплуатацию узлов учета и приборов учета существенно отличается. Только при установке узлов учета требуется получение технических условий, проекта, при установке приборов учета такие требования ООО "Тверьтепло" не предъявляются.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
В действиях ООО "Тверьтепло", обязывающих _ и. выполнить проектные работы, предусмотренные при допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции".
Письмом от 20.06.2012 исх. N 005/06-210 ООО "Тверьтепло" признало, что при установке водомерных узлов горячего водоснабжения во строенных нежилых помещениях получение технических условий и согласование проекта не требуется.
В связи с наличием в вышеуказанных действиях ООО "Тверьтепло" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Тверское УФАС России на основании статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" приняло решение о вынесении ООО "Тверьтепло" предупреждения о необходимости прекращения указанных действий путем отзыва письма от 30.03.2012 N 006/08-355 и совершении действий по приему в эксплуатации приборов учета по обращениям: от 20.03. 2012 вх. N 006/11- 1404 _ от 20.03.2012 N 006/11-1405_ и от 20.03. 2012N 006/11-1406 _
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ООО "Тверьтепло", выразившиеся в навязывании. и. выполнение проектных работ при приеме в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии (водосчетчиков), не предусмотренных Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936
2. Выдать ООО "Тверьтепло" предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва письма от 30.03.2012 N 006/08-355 и совершении действий по приему в эксплуатации приборов учета по обращениям: от 20.03. 2012 вх. N 006/11- 1404 _ от 20.03.2012 N 006/11-1405. и от 20.03. 2012N 006/11-1406.
Председатель Комиссии Л.В.Посохова
Члены Комиссии: С.Е.Иванов
Н.А.Суханова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 4 июля 2012 г. N 03-6/1-16-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016