Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 039 (опубликовано 4 июля 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 09.04.2012.
В полном объеме решение изготовлено 11.04.2012.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. - главный специалист-эксперт, Вшивкова Н.В. - государственный инспектор, рассмотрев дело N 039, возбужденное по признакам нарушения ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" <_> законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии директора <_> установила:
В ходе наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Красноярске 13.02.2012 сотрудниками Красноярского УФАС России выявлена наружная реклама, расположенная на фасаде дома, по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "е", следующего содержания: "Лаборатория ИХМИ проводит: исследование функции щитовидной железы, надпочечников, гипофиза, поджелудочной железы, гармонов репродуктивной системы; раннюю диагностику акушерской паталогии; определение маркеров онкологических состояний_ выявление антител к вирусам группы TORCH_" (далее - Реклама).
Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым лабораторией ИХМИ, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама, является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рассматриваемая Реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, указанных в Рекламе, и необходимости получения консультации специалистов.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На основании части 6 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части нарушения части 7 статьи 24 и части 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" несет рекламодатель.
По данному факту Красноярским УФАС России в отношении ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" было возбуждено дело N 039 по признакам нарушения части 7 статьи 24 федерального закона "О рекламе".
Определение о возбуждении дела N 039 было направлено в адрес ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" заказным письмом с уведомлением.
В назначенное время на рассмотрение дела явилась представитель ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" по доверенности и представила запрошенные документы и письменные пояснения, из которых следует, что ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" не является рекламодателем рассматриваемой Рекламы.
Комиссией было принято решение об отложении дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации, а также о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ГБОУ ВПО "КрасГМУ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздравсоцразвития России.
ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" представлены письменные пояснения, из которых следует, что ООО "РЛДЦ ИХМИ" проведена дополнительная проверка, в ходе которой установлено, что рассматриваемая Реклама размещена ООО "РЛДЦ ИХМИ" до изменения наименования ООО "Лаборатория ИХМИ" в ООО "РЛДЦ ИХМИ". Договоров на производство и размещение Рекламы, актов приема-передачи, платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ и других документов относительно рассматриваемой Рекламы не сохранилось.
Также из пояснений следует, что на первом этаже здания по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 з ранее располагалась лаборатория ИХМИ Красноярской государственной медицинской академии. В связи с этим, ООО "РЛДЦ ИХМИ" ошибочно посчитало, что рассматриваемая Реклама имеет отношение к данной лаборатории ИХМИ. В настоящее время ООО "РЛДЦ ИХМИ" демонтировало рассматриваемую Рекламу.
ГБОУ ВПО "КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздравсоцразвития России представлены письменные пояснения, из которых следует, что ГБОУ ВПО "КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздравсоцразвития России сведениями о рекламодателе рассматриваемой Рекламы не располагает, в связи с чем, не может представить запрашиваемые документы.
В ходе рассмотрения дела и анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно Отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Таким образом, рассматриваемые услуги являются медицинскими услугами.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым ООО "РЛДЦ ИХМИ", формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, рассмотренная выше информация является рекламой медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая Реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, указанных в Рекламе, и необходимости получения консультации специалистов.
Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо
На основании изложенного рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ООО "РЛДЦ ИХМИ".
В адрес Красноярского УФАС России не поступало документально подтвержденных доказательств устранения нарушения требований Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространяемую ООО "РЛДЦ ИХМИ", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "РЛДЦ ИХМИ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
О.А. Чуракова |
|
|
|
|
|
Н.В.Вшивкова |
Чуракова Ольга Анатольевна
(391) 265-02-19
|
|
ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" <_> |
ПРЕДПИСАНИЕ N 039 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"11" апреля 2012 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Чуракова О.А. - главный специалист-эксперт, Вшивкова Н.В. - государственный инспектор, на основании своего решения от 11 апреля 2012 года по делу N 039 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, распространяемой ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" <_> в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: исключить распространение рекламы медицинских услуг, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", либо привести рассматриваемую рекламу в соответствие с требованием части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "Региональный лабораторно-диагностический центр иммунохимических методов исследования" представить в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в адрес управления доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
О.А. Чуракова |
|
|
|
|
|
Н.В.Вшивкова |
Чуракова Ольга Анатольевна
(391) 265-02-19
reshenie_st_24.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 039 (опубликовано 4 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016