Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 28 апреля 2014 г. N Р-8/14
Резолютивная часть решения объявлена "25" апреля 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме "28" апреля 2014 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
главный специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,
специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,
рассмотрев дело N Р-8/14 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы финансовых услуг по предоставлению кредита, в которой отсутствует наименование лица, предоставляющего данные услуги и не указаны все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика,
в присутствии представителя ООО "Гала-Тур" - <_> (директор ООО "Гала-Тур" на основании приказа N 3 от 09.02.2010 г.),
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области установлено, что 19 февраля 2014 года над входом в здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 34, размещалась следующая рекламная информация: "Туры в Кредит". Информация о банке, предоставляющем услуги кредитования, и об условиях предоставления кредита в рекламе отсутствовала.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже туров (тур - индивидуальное или групповое путешествие, состоящее из комплекса услуг: перевозка, проживание в гостинице, экскурсии, трансфер, питание) в туристическом агентстве является ООО "Гала-Тур" расположенное по адресу (ОГРН 1106829001245, адрес: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Студенецкая набережная, 25, оф. 164).
По факту распространения вышеуказанной рекламы финансовых услуг по признакам нарушения Закона "О рекламе" в отношении ООО "Гала-Тур" возбуждено настоящее дело.
ООО "Гала-Тур" письмом от 19.03.2014 (вх. N 1955) сообщило, что надпись "Туры в кредит" не подразумевала рекламу конкретного банка, который может оказать финансовую услугу - это была информация для туристов. Данная вывеска изготовлена и размещена самостоятельно. На сегодняшний день, любой клиент может оплатить туристические услуги с помощь банковского кредита. Для этого, туристу достаточно сообщить банк, который будет его кредитовать. Затем ООО "Гала-Тур" заключает с указанным банком договор. Турист оформляет с банком договор кредитования, после чего деньги поступают на расчетный счет ООО "Гала-Тур". Соответственно указать все банки, с которыми общество может заключить договор, не предоставляется возможным.
На рассмотрении дела представитель ООО "Гала-Тур" пояснила, что данная надпись не является рекламой, так как не побуждает и не формирует интерес клиентов к покупке тура в кредит. За период размещения надписи (с января по апрель 2014 г.) ни один клиент не приобрел тур в кредит. При размещении данной надписи ООО "Гала-Тур" не намеревалось ввести в заблуждение туристов относительно цен на туристические продукты, не предпринимало активных действий по вовлечению туристов в кредитование их покупок. В настоящий момент надписи над входом в здание нет.
Проанализировав материалы дела, выслушав представителя ООО "Гала-Тур", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, предоставляет банк или иная кредитная организация.
Согласно статье 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-I кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.
Вышеуказанная информация формирует и поддерживает интерес потребителей к приобретению тура в кредит, следовательно, является рекламой финансовой услуги (кредит), при этом в нарушение ч.1 ст.28 Закона о рекламе данная информация не содержит сведений о коммерческой организации, предоставляющей кредит.
Комиссия отклоняет довод представителя ООО "Гала-Тур" о том, что туристы не вводились в заблуждение относительно услуги кредитования, поскольку информация "Туры в кредит" означало, что в случае получения в каком-либо банке кредита, общество готово продать тур за кредитные деньги.
Рассматриваемая реклама в любом случае создавала у потенциальных потребителей интерес к приобретению туров в кредит, т.е. формировала интерес к приобретению кредитного продукта.
Тот факт, что на момент распространения рекламы никаких договоров с кредитными организациями ООО "Гала-Тур" не заключало, не исключает возможности того, что в дальнейшем общество могло заключить такой договор.
Таким образом, ООО "Гала-Тур" является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы и несет ответственность за распространение рекламы, нарушающей требования части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Нарушение рекламного законодательства устранено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг следующего содержания: "Туры в кредит", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Гала-Тур".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова
К.С. Кузнецова
Л.А. Баченина
Исп.: Баченина Л.А.,
(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 апреля 2014 г. N Р-8/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016