Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 13 мая 2015 г. N 51-ФАС22-Р/04-15
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
Поспелов С.С. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Б<_>
Ф<_>
рассмотрев дело N 51-ФАС22-Р/04-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Белокуриха город/ курорт", N21(41) за 21.11.2014 г. на странице 3 рекламного модуля мебельного магазина "Комфорт" следующего содержания: "Изготовление мебели на заказ_ Оформление кредита на месте", а также на странице 12 рекламного модуля агентства недвижимости "Городское": "Операции с недвижимостью:_ипотека_", в которых усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"; на странице 11 дайджеста для отдыхающих "Белокуриха город/курорт", рекламной статьи "Камень здоровья и долголетия", в которой усматриваются признаки нарушения п.6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, - рекламораспространителя и рекламодателя ООО "Егор да Марья" (о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом), установила:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - рекламораспространитель и рекламодатель ООО "Егор да Марья" на рассмотрение дела не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, не является препятствием для рассмотрения дела по существу в отсутствии указанного лица.
На основании изложенного Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО "Егор да Марья".
Алтайским краевым УФАС России установлен факт размещения и распространения на странице 3 рекламно-информационной газеты "Белокуриха город/курорт", N21(41) за 21.11.2014 г. рекламного модуля мебельного магазина "Комфорт" следующего содержания: "Изготовление мебели на заказ_ Оформление кредита на месте", а также на странице 12 рекламный модуль агентства недвижимости "Городское": "Операции с недвижимостью:_ипотека_", в которых усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"; на странице 11 дайджеста для отдыхающих "Белокуриха город/курорт", размещена рекламная статья "Камень здоровья и долголетия", посвященная препарату "Каменное масло", в которой усматриваются признаки нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Факт размещения рассматриваемой рекламы зафиксирован актом N 126/1 от 17.12.2014 г.
Комиссия, изучив материалы дела, в отсутствии лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная выше рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются финансовые услуги кредит и ипотека, а также препарат "Каменное масло" способствующие поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Понятие финансовой услуги раскрыто в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Комиссией установленно, что в рассматриваемой рекламной информации: "Оформление кредита на месте" и "Операции с недвижимостью:_ипотека_" не содержится указания на то, кто оказывает финансовые услуги по предоставлению кредита, ипотеки, следовательно, нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
На странице 11 газеты размещена рекламная статья "Камень здоровья и долголетия" объектом рекламирования в статье является продукция ООО "Сашера-Мед", "Каменное масло". Данная статья содержит информацию о свойствах препарата "Каменное масло", а именно: "_Белое Каменное масло, лечение которым в последние годы становится очень популярным, проявляет уникальные адаптогенные и восстанавливающие свойства-раны, обработанные этим препаратом, заживают всего в течении 2 суток_", "_Сфера применения: Этот эликсир применяется в комплексной терапии почти неограниченного количества заболеваний, и благодаря усвояемой форме компонентов оказывает сильное биорегулирующее и иммунное действие. Лечение бесплодия и опухолей, регуляция водно-солевого обмена, нормализация сахара в крови, восстановление дефицита важнейших микроэлементов, снятие стресса, восстановления иммунитета, нормализация функции щитовидной железы, улучшения питания мозга, лечение артериальной гипертензии,- Каменное масло применяется в любой ситуации и положительно действует на все ткани нашего организма.", "_При заболеваниях опорно-двигательного аппарата, таких как артрозы, ушибы, вывихи, остеохондрозы, врачи часто назначают природное каменное масло, лечение которым очень эффективно. Оно препятствует отложению солей и нормализует обмен веществами в поврежденных тканях_". Рекламная статья сопровождается изображением товара-"Каменное масло" производства ООО "Сашера-Мед". На сайте компании http://sachera-med.ru/ указанно, что "Каменное масло" представляет собой соль пищевую с витаминно-минеральными добавками, что подтверждается сертификатом соответствия N РОСС RU.0001.11AE96. Данные о том, что "Каменное масло" является лекарственным средством, редакцией не предоставлены.
Таким образом, Комиссией установлено, что в рекламе препарата "Каменное масло" нарушения требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" - в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Из документов и материалов, предоставленных редактором газеты "Белокуриха город/ курорт" Ш<_> в ответ на запрос антимонопольного органа установлено, что учредителем газеты "Белокуриха город/ курорт" является ООО "Егор да Марья" (ОГРН 1122203000622). Так как газета выпускается тиражом 999 экземпляров она освобождается от регистрации. Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.91г. N2124-1 "О средствах массовой информации", не требуется регистрация: периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов.
Согласно информации, представленной рекламораспространителем - газетой "Белокуриха город/курорт", указанные нарушения были допущены редактором газеты Ш<_> как она утверждает, не намеренно, а в связи с большими объемами информации и досадного недосмотра. Реклама магазина "Комфорт" следующего содержания: "Изготовление мебели на заказ_ Оформление кредита на месте" размещалась на основании бланка заказа и квитанции об оплате, согласование макета рекламы происходило путем переписки по электронной почте, договоров о размещении рекламы с директором магазина "Комфорт" редакция газеты не заключала, а работала с ним по доверию. Что касается рекламного модуля агентства недвижимости "Городское": "Операции с недвижимостью:_ипотека_", документов по АН "Городское" в редакции нет, так как оно откликнулось на предложение редакции попробовать разместить информацию о своей деятельности в "Справочнике услуг" бесплатно, но отношения развития не получили и информация об агентстве была удалена, а по поводу статьи о каменном масле пояснила, что данная статья является не рекламной, а обычным редакционным материалом. Факт нарушения законодательства о рекламе признала, указав на то, что в настоящее время нарушение законодательства о рекламе устранено. Доказательство устранения нарушений не представлено.
Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; за нарушение требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность несет как рекламодатель так и рекламораспространитель. Газета "Белокуриха город/курорт" в лице учредителя ООО "Егор да Марья"" (ОГРН 1122203000622) является и рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении в газете "Белокуриха город/ курорт", N21(41) за 21.11.2014 г. на странице 3 рекламного модуля мебельного магазина "Комфорт" следующего содержания: "Изготовление мебели на заказ_ Оформление кредита на месте", а также на странице 12 рекламного модуля агентства недвижимости "Городское": "Операции с недвижимостью:_ипотека_", нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"; при размещении на странице 11 дайджеста для отдыхающих "Белокуриха город/курорт" рекламной статьи "Камень здоровья и долголетия" нарушены требования п.6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пункта 1 частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать размещенную и распространенную в газете "Белокуриха город/ курорт" N 21(41) за 21.11.2014 г. рекламу финансовых услуг: "Изготовление мебели на заказ_ Оформление кредита на месте", "Операции с недвижимостью:_ипотека_", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать размещенную и распространенную на странице 11 дайджеста для отдыхающих "Белокуриха город/ курорт" N 21(41) за 21.11.2014 г. статью "Камень здоровья и долголетия", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Признать ООО "Егор да Марья" нарушившим требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Выдать ООО "Егор да Марья", обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Поспелов
Члены Комиссии Б<_>
Ф<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 86
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
12 мая 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
Поспелов С.С. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Б<_>
Ф<_>
на основании своего решения от 12 мая 2015 г. по делу N 51-ФАС22-Р/04-15 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в газете "Белокуриха город/ курорт" N 21(41) за 21.11.2014 г. "Изготовление мебели на заказ_ Оформление кредита на месте", "Операции с недвижимостью:_ипотека_", "Камень здоровья и долголетия", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Егор да Марья" (Алтайский край, 659900, г. Белокуриха, Советская ул., д. 9, оф. 45) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить размещение и распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств рекламы финансовых услуг кредита и ипотеки в газете "Белокуриха город/ курорт", без указания наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
2. ООО "Егор да Марья" (Алтайский край, 659900, г. Белокуриха, Советская ул., д. 9, оф. 45) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить размещение и распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств рекламы "Каменное масло - эликсир молодости и долголетия", содержащей указание на лечебные свойства данного продукта.
3. ООО "Егор да Марья" (Алтайский край, 659900, г. Белокуриха, Советская ул., д. 9, оф. 45) представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания до 29 мая 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: С.С. Поспелов
Члены Комиссии: Б<_>
Ф<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 мая 2015 г. N 51-ФАС22-Р/04-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016