Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 12 мая 2015 г. N 05-10/32-15
Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Шевченко В.И., руководителя управления; |
членов комиссии: |
- Рылова А.Д., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; - Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело N 05-10/32-15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Асиновского городского поселения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), в присутствии представителей: ответчика (Администрация Асиновского городского поселения): Г. по доверенности, заявителя (ООО "Ремстройсервис"): И., П. по доверенности, установила:
В Томское УФАС России 12.03.2015 поступило заявление от ООО "Ремстройсервис" (вх.N135) о нарушении Администрацией Асиновского городского поселения антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса по составу участников и форме подачи предложений конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение N280115/0133668/01 на официальном сайте РФ http://www.torgi.gov.ru/), выразившееся, в том числе, в неправомерном отклонении заявки ООО "Ремстройсервис" на участие в вышеназванном конкурсе, что привело к ограничению конкуренции на торгах.
В заседании Комиссии представители ООО "УК "Асиножилсервис" и ООО "УК "Стандарт" отсутствовали, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие; на основании ч. 2 ст. 45 Закона "О защите конкуренции" принято решение рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители заявителя в заседании Комиссии доводы, указанные в заявлении, поддержали, считают, что в действиях Администрации имеются существенные нарушения ч.1 ст.17 Закона "О защите конкуренции", что повлекло нарушение прав ООО "Ремстройсервис".
Ответчик (Администрация Асиновского городского поселения) с доводами заявителя не согласился, в заседание Комиссии представил документы и пояснения по делу, в которых нарушение антимонопольного законодательства не признает. В заседании Комиссии представитель ответчика пояснила, сославшись на ч.1 ст.161 и ч.3 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, что основанием отклонения заявки ООО "Ремстройсервис" стало наличие основного вида деятельности согласно выписки ЕГРЮЛ - производство санитарно-технических работ, что не предусматривает управление жилым фондом. Более подробно доводы ответчика изложены в его пояснениях по делу от 23.04.2015 и пояснениях от 06.04.2015 по жалобе ООО "Ремстройсервис" по запросу Томского УФАС России. Представитель ответчика сообщила, что по результатам проведенного конкурса по лотам 1, 3, 4 17.03.2015 между Администрацией Асиновского городского поселения и победителем торгов ООО "УК "Асиножилсервис" заключены договоры управления многоквартирными домами.
Из представленного в заседание Комиссии отзыва ООО "УК "Асиножилсервис" следует, что конкурс проведен в соответствии с действующим законодательством.
Изучив представленные сторонами документы, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Постановлением Администрации Асиновского городского поселения от 22.01.2015 N14/15 предписано в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "Об утверждении Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" провести открытый по составу участников и форме подачи предложений конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники жилых помещений в которых не выбрали способ управления или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, расположенных на территории муниципального образования "Асиновское городское поселение".
В Приложении N 2 к указанному Постановлению от 22.01.2015 N 14/15 определено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 и Распоряжением Главы Администрации Асиновского городского поселения от 05.09.2012 N537/12 разработано Положение о комиссии для проведения открытого по составу участников и форме подачи предложений конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники жилых помещений в которых не выбрали способ управления или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, расположенных на территории муниципального образования "Асиновское городское поселение", утвержденное Постановлением от 22.01.2015 N 14/15.
Из п.2 вышеуказанного Положения следует, что Комиссия создается распоряжением Администрации Асиновского городского поселения, в ее состав входят работники Администрации, председателем комиссии является первый заместитель Главы Администрации, который и организует работу комиссии. Состав комиссии по проведению открытого по составу участников и форме подачи предложений конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники жилых помещений в которых не выбрали способ управления или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, расположенных на территории муниципального образования "Асиновское городское поселение" утвержден Постановлением Администрации от 22.01.2015 N 14/15 и представлен в Приложении N 1 к указанному Постановлению.
29.01.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/ опубликованы извещение (N280115/0133668/01) и конкурсная документация о проведении открытого по составу участников и форме подачи предложений конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники которых не выбрали способ управления или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, расположенные на территории муниципального образования "Асиновское городское поселение", по следующим адресам: ул.Центральная, д.7 (лот N1); ул. имени Ленина, д.55/1 (лот N2), ул. имени В.В. Липатова д.14а (лот N3); ул.Стадионная д.23а (лот N4) (далее - конкурс).
Организатором конкурса является Администрации Асиновского городского поселения.
Конкурс проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Из протокола от 02.03.2015 N 1 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе следует, что для участия в конкурсе поступило 9 заявок от трех организаций (каждая организация подала по 3 заявки для участия в конкурсе по лотам NN 1, 3, 4): ООО "Ремстройсервис", ООО "УК "Асиножилсервис" и ООО "УК "Стандарт"; ООО "УК "Асиножилсервис" и ООО "УК "Стандарт" признаны участниками конкурса, а ООО "Ремстройсервис" не признан участником конкурса с указанием основания отклонения его заявки "в соответствии выпиской из ЕГРЮЛ от 26.02.2015 N 156В/2015, основным видом деятельности (ОКВЭД 45.33) является производство санитарно-технических работ, что не предусматривает управление жилым фондом (недвижимым имуществом)".
По результатам проведенного конкурса его победителем по лотам NN 1, 3, 4 признан ООО "УК "Асиножилсервис" (протокол от 03.03.2015 N 2 подведения итогов конкурса).
Согласно ч.4 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2006 N75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил определены требования к претендентам конкурса, а именно:
1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;
3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;
5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.
Согласно п.16 Правил требования, указанные в пункте 15 настоящих Правил, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.
В соответствии с п.17 Правил проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 6 пункта 15 настоящих Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Согласно п.52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Пункт 53 Правил содержит перечень сведений и документов, которые должны содержать заявка претендента на участие:
1) сведения и документы о претенденте:
наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;
номер телефона;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;
реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается (п.54 Правил).
В соответствии с п.18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
В соответствии с п.19 Правил в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 настоящих Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается (п.20 Правил).
Согласно протоколу от 02.03.2015 N 1 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе ООО "Ремстройсервис" не признан участником конкурса, основание отклонения заявки: в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 26.02.2015 "156В/2015, основным видом деятельности (ОКВЭД 45.33) является производство санитарно-технических работ, что не предусматривает управление жилым фондом (недвижимым имуществом).
Таким образом, основание отклонения заявки ООО "Ремстройсервис", указанное в протоколе N 1 от 02.03.2015 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, не соответствует основаниям отказа в допуске к участию в конкурсе, приведенным в п.18 Правил.
Ссылка Администрации Асиновского городского поселения на ч.1 ст.161 и ч.3 ст.154 Жилищного кодекса РФ в обоснование правомерности отклонения заявки ООО "Ремстройсервис", безосновательна, поскольку ч.1 ст.161 и ч.3 ст.154 Жилищного кодекса РФ не содержат прямого указания на основной вид деятельности организации при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом. Иные нормы законодательства РФ, в т.ч. стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами, на которые ссылается Администрация, не содержат требований к основному виду деятельности организации, осуществляющей управление многоквартирными домами.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов не содержат запрета на управление многоквартирными домами при наличии в выписке из ЕГРЮЛ указания на иной вид деятельности. Следовательно, довод Администрации Асиновского городского поселения о несоответствии заявки ООО "Ремстройсервис" не обоснован.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 7 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" установлено, что конкуренция есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции установлены п.11 ст.4 Закона "О защите конкуренции".
Таким образом, для признания действий по организации и проведению торгов (конкурсов) как нарушающих требования антимонопольного законодательства, в частности антимонопольных требований к торгам, необходимо установление факта нарушения и наступление его последствий.
Администрация, неправомерно отклонив заявку ООО "Ремстройсервис" и не допустив его к участию в конкурсе по основаниям, не соответствующим установленным в п.18 Правил основаниям для отказа допуска к участию в конкурсе, устранила возможность соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, тем самым совершила действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением абз.1 ч.1 ст.17 Закона "О защите конкуренции".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия, проанализировав представленные документы и материалы, установила, что Администрацией Асиновского городского поселения при проведении открытого по составу участников и форме подачи предложений конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственники которых не выбрали способ управления или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, расположенные на территории муниципального образования "Асиновское городское поселение" нарушен абз.1 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции" путем необоснованного отклонения заявки ООО "Ремстройсервис" на участие в указанном конкурсе, т.е. совершены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ст. 17, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать, что Администрация Асиновского городского поселения допустила нарушение абз.1 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном отклонении заявки ООО "Ремстройсервис" при проведении открытого по составу участников и форме подачи предложений конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение N280115/0133668/01), т.е. совершила действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные в ст. 48 Закона "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, т.к. нарушение антимонопольного законодательства может быть устранено только путем признания конкурса и заключенных по его результатам сделок недействительными.
4. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании вышеуказанных торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
|
|
В.И. Шевченко
|
Члены комиссии |
|
|
А.Д. Рылов
С.Н. Лепихина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 мая 2015 г. N 05-10/32-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016