Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 мая 2014 г. N 23-03-18.1/2014
Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Фаустова Анастасия Олеговна - специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; Потапченко Светлана Сергеевна - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
|
|
|
рассмотрев дело N 23-03-18.1/2014 по жалобе ООО УралПром-Проект" на действия (бездействие) ФГБОУ ВПО "ЮурГУ" в присутствии представителей ФГБОУ ВПО "ЮурГУ", действующих по доверенности, в отсутствие представителя ООО УралПром-Проект" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "УралПром-Проект" на действия (бездействие) ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ", выразившиеся во включении противоречивых сведений в документацию об аукционе (извещение N 31401060734).
В жалобе ООО "УралПром-Проект" указано следующее.
10.04.2014 ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" опубликовало извешение и документацию о проведении открытого аукциона - Разработка проекта документации объекта: общежитие со встроено-пристроенными помещениям социально-бытового назначения ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Заявитель полагает, что нарушение прав и законных интересов ООО "УралПром-Проект" и ограничение конкуренции выразилось в следующем:
1. В положениях пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) указывается, что заказчик размещает на официальном сайте информацию о месте, условиях и сроках поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В тоже время заказчик - ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" указало различные сроки выполнения работ по вышеуказанному открытому аукциону, тем самым вводит участник закупки в заблуждение.
2. ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" при публикации предмета открытого аукциона допустило различное толкование предмета открытого аукциона, что противоречит требованиям пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, где указывается, что "В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг".
3. Установление заказчиком требования в документации о получении необходимых технических условий, как заказчиком, так и подрядчиком противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также заявитель обращает внимание на то, что отсутствие и неопубликование технических условий в составе документации об открытом аукционе не дает возможности участникам закупки определить объемы и характер проектирования, объем и характер инженерных изысканий, поскольку в технических условиях, например, при проектировании внешних сетей (водопровод, отопление, канализация, электроснабжение) указываются точки присоединения проектируемых сетей к уже существующим сетям и условия (удалённость от объекта проектирования, диаметр, сечение кабеля, условия залегания) присоединения, что существенно влияет на объем инженерных изыскания, объем проектирования и их стоимость.
4. Заказчик не указал, какие конкретно разделы проектной документации и их объемы необходимо выполнить.
5. Заказчик не представил в составе документации об открытом аукционе техническое задание на проектирование антитеррористической защиты объекта, что соответственно ведет:
- к ошибочному определению начальной цены открытого аукциона;
- риску для участников заказа выполнить дополнительно определенные объемы работ;
- неисполнению условий контракта в указанный срок.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" пояснил следующее.
ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.
1. Сроки выполнения проектных работ определяются договором. Договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе. Извещение, аукционная документация на выполнение проектных работ, в т.ч. проект договора, содержат информацию о сроках выполнения работ и позволяют его определить однозначно - начало работ с 26.05.2014, окончание до 30.09.2014. План закупок, размещенный на официальном сайте, является подготовительным этапом процедуры закупки. Законодательством и Положением о закупке товаров, работ, услуг не предусмотрено требование заключения договора на условиях, предусмотренных планом закупки товаров, работ и услуг.
2. Утверждение заявителя о том, что объединение в одном аукционе работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации ограничивает конкуренцию между участниками закупки, так как указанные работы относятся к различным группам и подгруппам ОКПД и на каждый вид работ требуется соответствующее свидетельство о допуске, необоснованно по следующим причинам.
Согласно пункту 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Более того, подпунктом 2 пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае отсутствия инженерных изысканий договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.
3. В соответствии с аукционной документацией предметом торгов является комплексное выполнение работ по проектированию общежития со встроено-пристроенными помещениями социально-бытового назначения, которое включает, в том числе разработку эскизного проекта (не менее 2х вариантов).
Эскизный проект - совокупность документов, содержащих принципиальные решения и дающих общее представление об устройстве разрабатываемого объекта, а также данные, определяющие его назначение, основные параметры и габаритные размеры.
Конкретные показатели, а, следовательно, и нагрузки для запроса технических условий, определяются проектировщиком в ходе разработки и согласования эскизного проекта
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" запрос о предоставлении технических условий должен содержать сведения о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки.
Учитывая вышеизложенное, запрос технических условий до момента разработки и согласования эскизного проекта не представляется возможным.
4. Заказчик в задании на выполнение проектных работ, которое является неотъемлемой частью аукционной документации, установил перечень конкретных разделов проектной документации и их объемы. Задание на выполнение проектных работ включает в себя три документа - техническое задание, сметная документация и поэтапный план выполнения работ (приложение N 2, 3 к аукционной документации). В техническом задании установлено, что состав проектно-сметной документации должен соответствовать Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Перечень разделов указан в сметной документации и поэтапном плане выполнении работ.
Таким образом, утверждения заявителя об отсутствии в документации конкретных разделов проектной документации и их объемов не обосновано.
5. Свод правил 132.13330.2011 "Обеспечения антитеррористической защищенности зданий и сооружений объектов", утвержденный приказом Минрегиона РФ от 05.07.2011 N 320, на который ссылается заявитель, распространяется на проектирование зданий и сооружений и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, направленным на:
- предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов;
- обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов - для объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима.
Предмет аукциона не попадает под область применения указанного Свода правил, так как общежитие не является производственным объектом и в задании на проектирование не предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" провело открытый аукцион, предметом которого являлось право разработки проекта документации объекта: общежитие со встроено-пристроенными помещениям социально-бытового назначения. Извещение N 31401060734 о проведении конкурентных переговоров размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Согласно протоколу N 11-14 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе была подана 1 заявка.
По результатам проведения открытого аукциона 07.05.2014 был заключен договор на выполнение проектных работ с ООО "Институт АльфарегионПроект"
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Довод заявителя о том, что заказчик указал различные сроки выполнения работ по вышеуказанному открытому аукциону не соответствует действительности, поскольку вся аукционная документация на выполнение проектных работ содержит одинаковую информацию о сроках выполнения работ.
Довод заявителя о том, что заказчик, объединив в одном аукционе работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, ограничивает конкуренцию между участниками закупки, так как указанные работы относятся к различным группам и подгруппам ОКПД и на каждый вид работ требуется соответствующее свидетельство о допуске, не обоснован по следующим причинам.
ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" объединило в одном аукционе работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, поскольку таким образом сокращается срок и увеличивается эффективность проведения работ.
Кроме того, согласно пункту 21 Технического задания на разработку проектной документации подрядчик вправе привлечь к выполнению работ по договору субподрядчиков.
Заявителем не представлено доказательств отсутствия у него возможности по привлечению к выполнению работ по договору субподрядчиков в случае отсутствия у него соответствующего свидетельства о допуске к необходимым видам работ.
Довод заявителя о том, что отсутствие технических условий в составе документации об открытом аукционе противоречит действующему законодательству, также не обоснован.
В соответствии с аукционной документацией предметом торгов является комплексное выполнение работ по проектированию общежития со встроено-пристроенными помещениями социально-бытового назначения, которое включает, в том числе разработку эскизного проекта.
Конкретные показатели, а, следовательно, и нагрузки для запроса технических условий, определяются проектировщиком в ходе разработки и согласования эскизного проекта. Таким образом, запрос технических условий до момента разработки и согласования эскизного проекта не представляется возможным.
Довод заявителя о том, что заказчик не представил в составе документации об открытом аукционе техническое задание на проектирование антитеррористической защиты объекта, также не обоснован, поскольку предмет аукциона не попадает под область применения свода правил 132.13330.2011 "Обеспечения антитеррористической защищенности зданий и сооружений объектов", утвержденный приказом Минрегиона РФ от 05.07.2011 N 320.
Изучив материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что указанные заказчиком в конкурсной документации сведения соответствуют действующему законодательству и не противоречат принципам Закона о закупках.
Кроме того, следует отметить, что согласно статье 4 Закона о закупках участники закупки имеют право обратиться к заказчику за разъяснениями положений документации о закупке. Однако, заявитель на стадии проведения открытого аукциона за таким разъяснением не обращался.
При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" при проведении открытого аукциона - Разработка проекта документации объекта: общежитие со встроено-пристроенными помещениям социально-бытового назначения не осуществляло действий, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России N 17/13 от 18.01.2013, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО УралПром-Проект" на действия (бездействие) ФГБОУ ВПО "ЮурГУ" необоснованной.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
А.О. Фаустова
С.С. Потапченко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 мая 2014 г. N 23-03-18.1/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016