Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-04/6111 (опубликовано 14 мая 2015 г.)
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 года N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии представителей заказчика - ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", в отсутствие представителя заявителя - ИП <_> о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия заказчика - ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства Здравоохранения Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Поставка укладки эпидемиологической типа УК-5-М для забора материала от людей для исследования на особо опасные инфекционные болезни для ГАУЗ "ДРКБ МЗ РТ" (идентификационный номер извещения 0711200015915000002), установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200015915000002, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 25.03.2015 г.
Заказчик - ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта - 203985,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, комиссия заказчика приняла неправомерное решение об отклонении второй части заявки заявителя.
Представители заказчика, согласно представленным пояснениям, с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились.
Заслушав представителей заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла довод заявителя, изложенный в жалобе, обоснованным ввиду следующего.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.
Вместе с тем, заказчики, не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком положение о закупках не размещено. Следовательно, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В разделе 1.2 документации об аукционе в требованиях ко второй части заявки установлено, что на поставляемую продукцию в обязательном порядке предоставляются копии регистрационных удостоверений на изделия, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 октября 2013 г. N 737н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий").
Согласно протоколу подведения итогов аукциона, от 06.04.2015 г., заявка заявителя была отклонена ввиду следующего: "Непредставление документа, предусмотренного разделом 1.2 документации об электронном аукционе, п.1 ч.6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать копии регистрационных удостоверений на изделия, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 октября 2013 г. N 737н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий"). Во второй части заявки участника N1 на участие в электронном аукционе отсутствуют копии регистрационных удостоверений на изделия, предполагаемые к медицинскому применению".
Вместе с тем, в соответствии с Письмом ФАС России от 23.10.2014 N АД/43043/14 "О разъяснении законодательства о контрактной системе" (пункт 1):
"_ требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении, на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе правомерно".
Согласно части 10 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан Правительством Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - государственный реестр), и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет"
В соответствии с частью 11 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в государственный реестр вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
7) наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.
Таким образом, заказчик при рассмотрении заявок участников закупок может беспрепятственно пользоваться государственным реестром, размещенным на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росздравнадзора.
На основании изложенного, ФАС России считает, что с учетом положений статьи 66 Закона о контрактной системе и статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан, отклонение заказчиком заявки при наличии во второй части заявки информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, наименовании медицинского изделия, производителе может привести к ограничению количества участников закупок.
Укладка эпидемиологическая УК-5-М производится единственным производителем ООО "Д-Медфарм" г. Санкт-Петербург.
Информация о наличии регистрационного удостоверения на укладку УК-5-М имеется на официальном сайте производителя http://d-medfarm.com/Ukladki.html.
В заявке заявителя указано наименование медицинского изделия: Укладка эпидемиологическая универсальная типа УК-5-М. Страна происхождения товара: Российская Федерация.
Согласно того же разъяснения ФАС России, наличие в составе заявки наименования медицинского изделия является достаточным для проверки сведений о мед. изделии в государственном реестре Росздравнадзора http://www.roszdravnadzor.ru/services/misearch.
Таким образом, заявка содержит информацию необходимую для проверки Заказчиком сведений в общедоступном государственном реестре, а именно наименование оборудования.
Ввиду позиции ФАС России (Письмо ФАС России от 23.10.2014 N АД/43043/14), заказчиком неправомерно отклонена вторая часть заявки заявителя, что является нарушением требований части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Разделом 1.1 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя".
Вместе с тем, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 31 декабря 2014 года, Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о содержании в составе первой части заявки наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
Таким образом, заказчик в аукционной документации должен установить требования к составу заявки, а именно: что участникам закупки при проведении электронного аукциона достаточно указать наименование страны происхождения товара, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, учитывая, что данные требования не предусмотрены частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, они являются излишними и нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разделом 18 аукционной документации установлено, что дата начала предоставления разъяснений 25 марта 2015 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений 29 марта 2015 г. в рабочие дни с 08ч.00 мин. до 17ч.00 мин. (в пятницу до 16ч.45 мин.).
Учитывая, что согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, заказчик предоставляет разъяснения в течение двух дней, однако заказчиком в аукционной документации указал, что срок предоставления разъяснений до 29.03.2015 г.
Таким образом, заказчик не правомерно указал срок предоставления разъяснений положений документации, что могло привести к ограничению числа участников аукциона, что является нарушением требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, нарушения, выявленные в ходе внеплановой проверки, на результаты проведенного открытого аукциона не повлияли. В связи с чем, Комиссия пришла к выводу предписание в части внесения изменений в документацию об аукционе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП <_> на действия заказчика - ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства Здравоохранения Республики Татарстан" при проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Поставка укладки эпидемиологической типа УК-5-М для забора материала от людей для исследования на особо опасные инфекционные болезни для ГАУЗ "ДРКБ МЗ РТ" (идентификационный номер извещения 0711200015915000002) обоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" нарушившим требования части 6 статьи 66, части 4 статьи 65, части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-04/6111 (опубликовано 14 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016