Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 13 мая 2015 г. N 03-03/62-2014
Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2015 года г. Тула
В полном объеме решение изготовлено 13.05.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
рассмотрев дело N 03-03/62-2014 по признакам нарушения Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы (300041, г. Тула, пл. Ленина, д.2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, г.Тулы, ул. Гоголевская, 73) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Основанием для возбуждения дела N 03-03/62-2014 послужили заявления Тульского регионального отделения Конструктивно - экологического движения России "Кедр" по поступившим жалобам от ООО "Славянская недвижимость", от ИП Кусанеевой Людмилы Викторовны и ООО "Внешстрой - Коммунсервис" по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях/бездействии Управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы выразившихся в заключении без проведения торгов соглашений от 12.05.2014 г. "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и от 09.06.2014 г. "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых отходов" с управляющими компаниями ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом".
В ходе рассмотрения дела N 03-03/62-2014 были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях/бездействии Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, выразившихся в не проведении конкурса на право размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула.
Определением от 16.03.2015 г. N 3/1277 "О привлечении в качестве ответчика по делу N 03-03/62-2014", в качестве ответчика был привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
1. Постановлением администрации города Тулы от 31.05.2013 г. N 14720 "Об утверждении схемы размещения контейнерных площадок на территории муниципального образования город Тула" (далее - Постановление) была утверждена схема размещения контейнерных площадок на территории муниципального образования город Тула, в которую были включены 238 контейнерные площадки.
Подпунктом 2.1 пункта 2 вышеуказанного Постановления на Комитет имущественных и земельных отношений были возложены обязанности, провести независимую оценку рыночной стоимости права размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула, а подпунктом 2.2 пункта 2 Постановления, организовать и провести конкурс на право размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула.
Из документов от 24.03.2015 г. N КиЗо 30/1645, представленных комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, следует, что во исполнение подпункта 2.1 пункта 2 Постановления была определена рыночная стоимость права размещения контейнерных площадок на основании отчета об оценке от 18.06.2013 г., выполненного ООО "ФЕДБЕЛ".
Во исполнение подпункта 2.2 пункта 2 постановления администрации города Тулы от 31.05.2013 N 1420 "Об утверждении схемы размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула", комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы было утверждено решение от 09.06.2013 г. N 418 "О проведении конкурса по продаже права размещения контейнерных площадок".
08.07.2013 г. комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы разместил на официальном сайте администрации города Тулы извещение о проведении данного конкурса, а также конкурсную документацию.
На конкурс были выставлены 131 контейнерная площадка, расположенная в муниципальном образовании г. Тула, тогда как Схемой размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула утвержденной Постановлением предусмотрены места расположения 238 контейнерных площадок.
На участие в конкурсе были поданы заявки: ООО "ПЗЦМ-Втормет", ООО "Компания КенПерспектива", ООО "СтройИнвест-Комплектация". ООО "ПЗЦМ-Втормет", ООО "СтройИнвест-Комплектация" в допуске к участию в конкурсе было отказано.
По результатам проведенного 09.08.2013 г. конкурса, были заключены договора от 14.08.2013 г NN 1, 2, 3, 4, 5 на право размещения контейнерных площадок с единственным участником ООО "Компания КенПерспектива".
Проведенный конкурс был обжалован ООО "ПЗЦМ-Втормет" в Тульском УФАС России.
Решением Тульского УФАС России от 26.08.2013 г. по данной жалобе комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы был признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Комитет имущественных и земельных отношений отчитался за исполнения предписания.
Кроме того, ООО "ПЗЦМ-Втормет" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о признании недействительным конкурса на право размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза ТБО и о признании недействительными договоров NN 1, 2, 3, 4, 5 от 14.08.2013 г.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.05.2014 г. по делу N А68-8974/2013 заявленные требования ООО "ПЗЦМ-Втормет" были удовлетворены.
ООО "СтройИнвест-Комплектация" также обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о признании недействительным конкурса на право размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза ТБО и о признании недействительными договоров NN 1,2,3,4,5 от 14.08.2013.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2014 г. по делу N А68-9679/2013 заявленные требования ООО "СтройИнвест-Комплекитация" были удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 г. решение Арбитражного суда о 19.02.2014 г. по делу N А68-9679/2013 оставлено без изменения.
Таким образом, на основании вышеперечисленных судебных актов, открытый конкурс на право размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тулы, был признан недействительным.
Как было указано выше, Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в полном объеме не были исполнены обязанности, установленные подпунктом 2.2 пункта 2 постановления от 31.05.2013 N 1420, так как схемой размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула предусмотрено (которым установлены 238 контейнерных площадки, а вышеуказанный конкурс был проведен на 131 контейнерную площадку с последующим заключением договоров управления этим же количеством контейнерных площадок), а частичное исполнение указанной обязанности - проведение конкурса на 131 контейнерную площадку - признано судом недействительным.
Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы с момента признания вышеуказанного конкурса недействительным и по настоящее время конкурс на право размещения контейнерных площадок в муниципальном образовании город Тула, во исполнение постановления администрации города Тулы от 31.05.2013 N 1420 не проводился.
В письменных объяснениях от 17.04.2015 г. N КиЗо-ф/2250 Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тула, указывает, что действующим законодательством РФ не установлена обязанность проведения повторных торгов в качестве устранения последствий нарушения правил проведения торгов. Однако, Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы ошибочно ссылается на отсутствие обязанности в проведении повторных торгов, в то время как возложенные обязанности Комитетом были не исполнены в силу признания антимонопольным органом и судом их недействительными.
Тем самым Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
2. Из представленных в материалы дела документов следует, что Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы было заключено 4 соглашения о согласовании места для складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов и 5 соглашений о временном предоставлении места для складирования твердых бытовых отходов с управляющими организациями ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом", действующие и в настоящее время.
Торги при отборе управляющих организаций для заключения соглашений не проводились, так как, по мнению администрации города Тулы, отсутствует необходимость проведения торгов, в связи с тем, что управляющие компании выполняли обязанность по определению места для сбора ТБО для собственников помещений в многоквартирном доме, а Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы, реализуя свои полномочия, согласовывало места для сбора твердых бытовых отходов.
Между тем, согласно документам, представленным вышеуказанными управляющими компаниями:
- ЗАО "Градсервис" - эксплуатирует и обслуживает контейнерные площадки на основании Соглашения от 12.05.2014 г. N 70/ГС-14 "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и соглашения от 09.06.2014 N 74/ГС-14 "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов". За время действия соглашений управляющая организация получила доход от эксплуатации муниципальных контейнерных площадок в размере 310 000,06 руб. Также за время действия соглашений проводились работы по благоустройству контейнерных площадок общей стоимостью 21020,44 руб, дополнительные контейнеры на контейнерные площадки не устанавливались;
- ЗАО "Домоуправ" - эксплуатирует и обслуживает контейнерные площадки на основании Соглашения от 12.05.2014 N 158пр/ДУ-14 "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и соглашения от 09.06.2014 N 2/174пр/ДУ-14 "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов", за время действия соглашений проводились работы по благоустройству контейнерных площадок общей стоимостью 14700 руб. Конкретная сумма дохода от эксплуатации муниципальных площадок не была представлена;
-ЗАО "Хороший дом"- эксплуатирует и обслуживает контейнерные площадки на основании Соглашения от 12.05.2014 г. N 116/ХД-14"О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и соглашения от 09.06.2014 г. N 116/ХД-14 "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов", за время действия соглашений проводились работы по благоустройству контейнерных площадок - ремонт ограждения на контейнерной площадке по адресу: г. Тула, ул. Седова, д.33 на сумму 12651,25; произведена установка 1 контейнера объемом 0,8 куб.м. на контейнерной площадке по адресу: г. Тула, ул. Ф.Энгельса, 101 и выполнен ремонт 2-х контейнеров на контейнерной площадке по адресу: г. Тула, ул. Ленина 24- за счет средств управляющей организации. Сумма дохода за период с 01.05.2014 г. по 30.11.2014 г. -760384,93 руб.
- ЗАО "Партнер" эксплуатирует и обслуживает контейнерные площадки на основании Соглашения от 12.05.2014 N 243/П-14 "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и соглашения от 09.06.2014 N 2/254/П-14 "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов", за время действия соглашений проводились работы по благоустройству контейнерных площадок на сумму 15080 руб. Сумма дохода за период с 01.05.2014 г. по 30.11.2014 г. -100541,94 руб.
Вышеуказанными соглашениями, заключенными между Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы и управляющими организациями, не предусмотрено перечисление денежных средств в местный бюджет за эксплуатацию муниципальных контейнерных площадок.
По данным, представленным вышеуказанными управляющими организациями, инициатором заключения данных соглашений выступило управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы, что подтверждается письмами управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы в адрес ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом" о предложении в заключить соглашения на использование и обслуживание контейнерных площадок.
В соответствии с Приложением к постановлению администрации города Тулы от 31.05.2013 г. N 1420 "Схема размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула", на территории муниципального образования город Тула размещено 238 контейнерных площадки для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, тогда как по вышеуказанным соглашениям для эксплуатации и обслуживания управляющим компаниям ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом" были переданы 139 контейнерных площадок.
Кроме того, было установлено, что ЗАО "Хороший дом" представило для заключения проект договора ООО "Внешстрой-Коммунсервис", предоставляющий данной организации право пользования контейнерными площадками, согласно которому цена за обслуживание двух контейнерных площадок составила 12469,32 руб. в месяц, а за год -149631, 84 руб.
Также в проекте договора ЗАО "Хороший дом" установило для ООО "Внешстрой-Коммунсервис" стоимость вывоза и утилизации крупногабаритных отходов в размере -306,42 руб. с учетом НДС за 1 м. куб., тогда как в соответствии с постановлением администрации города Тулы N 4442 от 27.12.2013 "Об установлении тарифа на работы по погрузке и вывозу твердых и крупногабаритных бытовых отходов, выполняемых МКП "САХ" и постановлением комитета Тульской области по тарифам от 26.12.2013 N 51/2 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Тульской области" нормативная стоимость вывоза и утилизации крупногабаритных отходов составляет 273,59 руб. с учетом НДС за 1 м. куб.
ООО "Внешстрой-Коммунсервис" подписало вышеуказанный договор от 27.06.2014 г. N 71/2ХД, предоставляющего право пользования контейнерными площадками, с двумя экземплярами неотъемлемого Протокола разногласий к нему.
Вышеуказанные Протоколы разногласий неоднократно направлялись в адрес ЗАО "Хороший дом" так подписаны не были, последний возврат Протокола разногласий в адрес ООО "Внешстрой-Коммунсервис" был направлен 17.11.14г., с указанием в сопроводительном письме, в случае несогласия с условиями договора ООО "Внешстрой-Коммунсервис" следует отказаться от использования контейнерных площадок по адресам: Ф.Энгельса, д.101, ул. Пушкинский пр-зд, 4-б и организовать сбор и вывоз ТБО и КГО самостоятельно.
По данным представленным директором ООО "Внешстрой-Коммунсервис" В.И. Сурововым вышеуказанный договор не был заключен сторонами по настоящее время.
Вышеперечисленные управляющие организации, в том числе ЗАО "Хороший дом" имеют заключенные договора с подрядными организациями МПК "САХ" и ОАО "Тульская мусорная компания". Услуги по вывозу и размещению (захоронению) осуществляется по единому тарифу, а именно:
-ОАО Тульская мусорная компания"- тариф на вывоз ТБО -194,36 руб, за 1 куб.м, размещение (захоронение) ТБО в размере 55, 64 руб. за 1 куб.м.
-МПК "САХ" - тариф на вывоз ТБО -196,92 руб, за 1 куб.м, размещение (захоронение) ТБО в размере 76,67 руб. за 1 куб.м.
Соответственно, цена, установленная ЗАО "Хороший дом" для ООО "Внешстрой-Коммунсервис" за вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов значительно превышает тарифы установленные подрядными организациями осуществляющими вывоз и захоронение крупногабаритных отходов.
Согласно письменным пояснениям ООО "Внешстрой-Коммунсервис" контейнерными площадками, обслуживаемыми этой организацией, пользуются жители многоквартирных домов, обслуживаются управляющей организацией ООО "Хороший дом".
То есть, расходы по обслуживанию контейнерных площадок несет ООО "Внешстрой-Коммунсервис" согласно договору от 27.06.2014 N, 71/2ХД, а пользование этими контейнерными площадками осуществляют и жители многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Хороший дом", которая не несет указанных расходов, что предоставляет данной организации преимущество при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, получение прибыли и отсутствие расходов.
Таким образом, действия Управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы, выразившиеся в заключении без проведения торгов соглашений от 12.05.2014 г. "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и от 09.06.2014 г. "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых отходов" с управляющими компаниями ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом", являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Выдать Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, г.Тулы, ул. Гоголевская, 73) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Признать Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
4. Выдать Управлению жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы (300041, г. Тула, пл. Ленина, д.2) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
5. Передать материалы дела N 03-03/62-2014 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности в отношении должностного лица Управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Оснований для принятия иных мер в отношении Управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы и Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ N 15
13.05.2015 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1-4 статьи 41,статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 13.05.2015 года по делу N 03-03/62-2014 о нарушении Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы (300041, г. Тула, пл. Ленина, д.2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, г.Тулы, ул. Гоголевская, 73) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Управлению жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении без проведения торгов соглашений от 12.05.2014 г. "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и от 09.06.2014 г. "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых отходов" с управляющими компаниями ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом", а именно:
Совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем расторжения соглашений от 12.05.2014 г. "О согласовании места складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов" и от 09.06.2014 г. "О временном предоставлении места для складирования твердых бытовых отходов" с управляющими компаниями ЗАО "Домоуправ", ЗАО "Градсервис", ЗАО "Партнер" и ЗАО "Хороший дом".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 16
13.05.2015 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1-4 статьи 41,статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 13.05.2015 года по делу N 03-03/62-2014 о нарушении Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы (300041, г. Тула, пл. Ленина, д.2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, г.Тулы, ул. Гоголевская, 73) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в передаче прав пользования и/или владения на контейнерные площадки в нарушение требований антимонопольного законодательства, а именно:
Совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем передачи прав пользования и/или владения на контейнерные площадки для сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Тула в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 мая 2015 г. N 03-03/62-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016