Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 16 мая 2014 г. N 427/04
Резолютивная часть решения оглашена "15" мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Коренченко К.А., члены комиссии: Шолохова В.Е., Колядинцева Д.С.
рассмотрев дело N 42704 по признакам нарушения Комитетом по имуществу Орловского района Ростовской области (347510, Ростовская область п. Орловский, ул. Пионерская, 70 далее по тексту - КУИ Орловского района) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.206 N 135 "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в предоставлении в преимущественном порядке в аренду Тарасенко П.Н. земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600001:1517, части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в отсутствии представителей КУИ г. Орловского района, в отсутствии представителя ООО "Альтернатива" установила:
В Ростовское УФАС России 11.02.2014 г. (вх. N 2135) поступило заявление ООО "Альтернатива" о неправомерных, на его взгляд, действиях КУИ Орловского района Ростовской области, выразившихся в следующем.
ООО "Альтернатива" является сельскохозяйственным товаропроизводителем, отвечающим критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Как стало известно заявителю, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.08.2013 г. N 35/013/2013-273 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 450 м. от х. Майорский по направлению на север, кадастровый номер 61:29:0600001:1517, на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 25 от 29.12.2012 г. передан в аренду Тарасенко П.Н.
При этом заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 61:29:0600001:1517 был предоставлен Тарасенко П.Н. без публичного объявления о наличии свободного участка и без проведения торгов.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
КУИ Орловского района 17.04.2014 г. (вх. N 7043) предоставил в Ростовское УФАС России документы и письменные пояснения, согласно которым нарушений антимонопольного законодательства при предоставлении в аренду главе крестьянско-фермерского хозяйства Тарасенко П.Н. земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600001:1517 допущено не было, так как данный земельный участок предоставлялся в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Определением о назначении дела N 427/04 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению рассмотрение дела N 427/04 по существу назначено на 15.05.2014 г. в 14 час. 15 мин.
13.05.2014 г. в Ростовское УФАС России поступило ходатайство КУИ Орловского района о рассмотрении дела N 427/04 о нарушении антимонопольного законодательств в отсутствии представителей КУИ Орловского района.
15.05. 2014 г. в Ростовское УФАС России поступило ходатайство ООО "Альтернатива" о рассмотрении дела N 427/04 о нарушении антимонопольного законодательств в отсутствии представителей ООО "Альтернатива".
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, определен в статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
В соответствии с названной статьей граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Данная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков. Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств. (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 7865/13 по делу N А76-6588/2012)
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Тарасенко П.Н. в порядке, предусмотренном в статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 16.04.2012 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет за плату для расширения крестьянского хозяйства земельного участка общей площадью 3600 кв. м, участка в аренду расположенный на территории Майорского сельского поселения, примерно 450 м на север от х. Майорский.
Решением Комитета по имуществу от 29.12.2012 N 443 главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тарасенко П.Н. сроком на 5 лет предоставлен в аренду испрашиваемый земельный участок.
Между Комитетом по имуществу Орловского района и индивидуальным предпринимателем главой КФХ Тарасенко П.Н. 29.12.2012 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 25, на основании которого арендатору предоставлен в аренду сроком на 5 лет для сельскохозяйственного использования земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 3597 кв. м с кадастровым номером 61:29:0600001:1517, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, территория Майорского сельского поселения, примерно 450 м от х.Майорский по направлению на север.
Наличие у Тарасенко П.Н. статуса главы КФХ "Тарасенко Н.П." подтверждено постановлением главы Орловского района от 23.11.2001 N 1422 "О внесении изменений в состав крестьянского (фермерского) хозяйства Тарасенко Н.П."
При таких обстоятельствах Комитет предоставил индивидуальному предпринимателю главе КФХ Тарасенко П.Н. спорный земельный участок в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона N 74 - ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 N 15АП-794/2014 по делу N А53-16878/2013).
Таким образом, в действиях КУИ Орловского района не содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить производство по делу N 427/04, возбужденное в отношении КУИ Орловского района по ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в его действиях.
Председатель Коренченко К.А., члены комиссии: Шолохова В.Е., Колядинцева Д.С.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 мая 2014 г. N 427/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016