Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 12 мая 2015 г. N ТГ 08-02/2015-90Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - <_> члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля органов сласти, <_> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2015-90Ж по жалобе ООО Группа Компаний "Проф-Комплект" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - Заказчик, ФГУП "ГУССТ N8") при проведении запроса котировок N ЗК-15-03-77 на поставку профилей ПВХ и комплектующих для сборки окон ПВХ, согласно Приложению N5 к документации (спецификации к договору поставки) извещение N31502175911 (далее - запрос предложений),
|
на заседании Комиссии 07.05.2015 в присутствии:
представителей Заказчика - ФГУП "ГУССТ N8" - <_> по доверенности от 12.01.2015 г. N 49/16-226, <_> по доверенности от 03.03.2015 г. N49/16-2257,
представителей участников закупки - ООО "Производственная база "Август" - <_> по доверенности б/н от 07.05.2015 г., <_> по доверенности б/н от 07.05.2015 г.,
<_>
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
на заседании Комиссии 12.05.2015 г. в присутствии:
представителей Заказчика - ФГУП "ГУССТ N8" - <_>по доверенности от 12.01.2015 г. N 49/16-226, <_>по доверенности от 03.03.2015 г. N49/16-2257,
<_>
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 29.04.2015 г. поступила жалоба ООО Группа Компаний "Проф-Комплект" на действия ФГУП "ГУССТ N8" при проведении запроса котировок NЗК-15-03-77.
Содержание жалобы Заявителя:
Заявителем в установленные документацией сроки была подана заявка на участие в запросе котировок NЗК-15-03-77, которая, по мнению Заявителя, соответствует заявленным техническим характеристикам и требованиям. Однако Центральной конкурсной комиссией Заказчика заявка ООО ГК "Проф-Комплект" была отклонена, как не соответствующая требованиям документации, поскольку номенклатура товаров, представленных Заявителем четко не соответствовала наименованиям товаров, требуемых в спецификации запроса предложений. По мнению Заявителя, Заказчик был не вправе отклонять заявку ООО "ГК "Проф-Комплект", а также не вправе указывать в документации (спецификации) наименования производителей товаров. Заявитель указывает на то, что победить в запросе котировок могла только единственная в регионе компания ООО "ТД Империал".
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласны, считают жалобу необоснованной, возражения изложены в письменных пояснениях N 49/16-4871 от 06.05.2015 г. Также пояснили, что договор, по результатам проведенного запроса котировок не заключен.
Комиссией установлено, что Заказчиком не были представлены в печатном виде копии заявок, поданных для участия в запросе котировок, что не позволяло рассмотреть жалобу по существу. В связи с чем в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 12.05.2015 г.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО ГК "Проф-Комплект", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Приказом от 20.01.2014 г. N3 утвержден состав Центральной конкурсной комиссии по выбору постащиков товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "ГУССТ N8".
Приказом от 09.09.2014 г. N132 утверждено "Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8 при Спецстрое России".
26.03.2015 г. ФГУП "ГУССТ N8" на официальном сайте в сети Интернет - www.zakupki.gov.ru. размещены извещение и документация о проведении запроса котировок N ЗК-15-03-77 на поставку профилей ПВХ и комплектующих для сборки окон ПВХ, согласно Приложению N5 к документации (спецификации к договору поставки) (N извещения: 31502175911).
Сроки подачи заявок на участие в закупке установлены с 26.03.2015 г. по 03.04.2015 г., способ - в форме электронной копии заявки по месту нахождения заказчика, электронной почтой или на цифровом носителе (предоставление заявки в бумажном виде не обязательно). Дата и время рассмотрения заявок - 14.04.2015 г. Максимальная (начальная) цена договора установлена в сумме 35 808 185,96 рублей.
Согласно протоколу от 14.04.2015 N П-ЗК-15-03-77 на участие в закупке было подано 5 заявок от: ООО "Производственная база "Август", ООО Группа компаний "Проф-Комплект", ООО "СтеклоОпт", ООО ТД "Империал", ООО Строительная компания "ЭНКИ". Поступившие заявки рассмотрены комиссией на предмет допуска к участию в закупке. Заявки ООО ТД "Империал", ООО Строительная компания "ЭНКИ" признаны соответствующими требованиям документации. Заявки ООО "Производственная база "Август", ООО Группа компаний "Проф-Комплект" - отклонены, так как в заявках участников выявлено несоответствие наименование и количества материалов, необходимых для сборки конструкции по предмету закупки, приложение N5 к документации. Заявка ООО "СтеклоОпт" также отклонена, так как не соответствовала требованиям пп.1 п.13 документации. Центральной конкурсной комиссией принято решение признать победителем запроса котировок ООО ТД "Империал". Также принято решение о заключении договора с победителем.
1. Пунктом 13 документации запроса котировок NЗК-15-03-77 установлено принципиальное описание товара, назначение, область и условия применения товара, необходимого для удовлетворения нужд ФГУП "ГУССТ N8".
Согласно пункту 14 документации качество, технические и функциональные характеристики поставляемого товара и его безопасность должны соответствовать требованиям ГОСТ для данного вида товара и требованиям к виду товара указанным в пункте 13 документации и приложении N5 к документации, а также иметь на поставляемый товар сертификаты завода-изготовителя.
В приложение N5 к документации запроса котировок NЗК-15-03-77 входят Спецификация N1, N2, N3, N4. В данных спецификациях перечислены, в том числе, наименования товаров, их количество и качественные характеристики. Возможность предоставления аналога либо эквивалента товара документацией запроса котировок NЗК-15-03-77 не предусмотрена.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).
Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование фирмы производителя.
Следовательно, действия Заказчика, установившего в документации требование о том, что участник должен представить продукцию в соответствии со спецификацией, в которой указаны наименования производителей необходимых товаров, не противоречат части 10 статьи 4 Закона о закупках, из которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А65-8455/2014).
Таким образом, довод Заявителя о неправомерности действий Заказчика по установлению в документации (спецификации) запроса котировок NЗК-15-03-77 требований к производителям товаров, является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 20 документации поступившие заявки и копии документов, не отвечающие требованиям, установленным документацией отклоняются и считаются не представленными.
Пунктом 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8" установлен порядок организации и проведения закупки в форме запроса котировок цен.
Согласно пункту 13.2 Положения запрос котировок цен осуществляется Заказчиком в порядке процедуры, установленной в пункте 12 Положения о закупках. Таким образом положения пункта 12 "Запрос котировок цен в электронном виде" Положения о закупках ФГУП "ГУССТ N8" распространяются и на запрос котировок цен.
В соответствии с пунктом 12.5.3 Положения о закупках Заказчик отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок цен.
Поскольку наименование и количество товара, предложенного в заявке (спецификации N1, N2, N3, N4) ООО ГК "Проф-Комплект" не соответствует требованиям, установленным документацией запроса котировок, данная заявка была обоснованно отклонена Центральной конкурсной комиссией ФГУП "ГУССТ N8".
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
3. Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 20 "Состав заявки" документации запроса котировок NЗК-15-03-77 к заявке на участие в запросе котировок в обязательном порядке должны быть приложены документы, в том числе, копия свидетельства о праве собственности/копия договора аренды с собственником с приложением свидетельства о праве собственности арендодателя на помещение (для подтверждения местонахождения фирмы по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ).
Пунктом 20 документации также установлено, что документы, предоставленные не в полном объеме, не качественном (нечитаемом, неупорядоченном, перевернутом и т.д.) виде к рассмотрению не принимаются. Поступившие заявки и копии документов, не отвечающие данным требованиям отклоняются и считаются непредставленными.
В соответствии с пунктом 12.5.3 Положения о закупках Заказчик отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок цен.
Комиссия Удмуртского УФАС России при рассмотрении жалобы и изучения документов, представленных ФГУП "ГУССТ N8" установила, что в составе заявки ООО ТД "Империал" отсутствуют копии документов, подтверждающих местонахождение фирмы по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ.
Следовательно, документы представленные в составе заявки ООО ТД "Империал", не отвечают требованиям, установленным к составу заявки. Заявка участника ООО ТД "Империал" на основании пункта 12.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8" должна быть отклонена, как не соответствующая требованиям, установленным пунктом 20 "Состав заявки" Документации запроса котировок цен NЗК-15-03-77.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8" регламентирована процедура проведения запроса котировок цен, в том числе и процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок цен.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Центральной конкурсной комиссией ФГУП "ГУССТ N8" пунктов 13.2, 12.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8", части 1 статьи 2 Закона о закупках, что выразилось в несоблюдении норм Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8" при рассмотрении и оценке заявок, поданных на участие в запросе котировок NЗК-15-03-77.
4. Согласно пункту 3) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей запроса котировок, запроса предложений.
Центральная конкурсная комиссия ФГУП "ГУССТ N8" признав соответствующей требованиям документации заявку участника ООО ТД "Империал", допустив его к участию в запросе котировок, а затем и признав данного участника победителем, в то время как заявка ООО ТД "Империал" должна быть отклонена, тем самым нарушила порядок определения победителя запроса котировок NЗК-15-03-77, что квалифицируется как нарушение антимонопольных требований к торгам, установленных пунктом 3) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке.
5. Также, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в составе заявки участникам согласно пункту 20 документации запроса котировок необходимо представить копию баланса и отчет о прибылях и убытках за 2012 г., 2013 г., 2014 г.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, данное требование установлено для того, чтобы отследить обороты, платежеспособность и благонадежность участников закупки.
Однако участники при наличии минусовых балансов за указанные периоды будут также допущены к участию на равных условиях, а участники закупки, имеющие опыт работы с 2015 г., не смогут представить в составе заявки копию баланса и отчет о прибылях и убытках за 2012 г, 2013 г., 2014 г., в связи с чем их заявки, как несоответствующие требованиям документации должны быть отклонены.
Установление требования к участникам о предоставлении данных копий документов может являться необоснованным препятствием к участию в закупке и привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке.
Однако Комиссией учтено, что при проведении запроса котировок NЗК-15-03-77 Центральной конкурсной комиссией ФГУП "ГУССТ N8" по данному основанию не была отклонена ни одна заявка, права участников закупки данным требованием не были нарушены.
С учетом изложенного, рассмотрев все обстоятельства дела в их полной взаимосвязи, руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО Группа Компаний "Проф-Комплект" на действия ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", Центральной конкурсной Комиссии при проведении запроса котировок N ЗК-15-03-77 на поставку профилей ПВХ и комплектующих для сборки окон ПВХ, необоснованной.
2. Признать ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", Центральную конкурсную Комиссию нарушившими пункты 13.2, 12.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8", часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что выразилось в несоблюдении норм Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N8" при рассмотрении и оценке заявок, поданных на участие в запросе котировок NЗК-15-03-77.
3. Признать ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", Центральную конкурсную Комиссию нарушившими пункт 3) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, путем нарушения порядка определения победителя запроса котировок NЗК-15-03-77.
4. Выдать Заказчику - организатору запроса котировок цен ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", Центральной конкурсной Комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса котировок.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Предписание по результатам рассмотрения
жалобы N ТГ 08-02/2015-90Ж
12 мая 2015 года
г. Ижевск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - <_> члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля органов сласти, <_> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
на основании своего решения по результатам рассмотрения жалобы NТГ 08-02/2015-90Ж от 12.05.2015 года, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предписывает:
1. Заказчику ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", Центральной конкурсной комиссии Заказчика устранить нарушения порядка организации и проведения запроса котировок - в течение 5 рабочих дней с момента получения решения и предписания по делу N ТГ 08-02/2015-90Ж отменить все протоколы, составленные в ходе закупки, пересмотреть поданные заявки либо аннулировать результаты закупки.
2. Заказчику - ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", Центральной конкурсной комиссии Заказчика в течение трех дней с даты исполнения предписания по делу N ТГ 08-02/2015-90Ж проинформировать Комиссию Удмуртского УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
Примечание. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 12 мая 2015 г. N ТГ 08-02/2015-90Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016