Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 13 мая 2015 г. N 2-Т/15
Резолютивная часть решения оглашена 08.05.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 13.05.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) в составе <_>
рассмотрела 08.05.2015 г. дело N 2-Т/15 по жалобе ООО "Спецстрой" (вх. N 1167 от 27.04.2015 г.) на действия организатора закупки - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" при проведении открытого запроса предложений N 31502251271 (лот N 1 на выполнение работ по строительству антенных постов (изготовление и монтаж) для сети вещания 2-го мультиплекса (под спутниковые антенны диаметром 2,4 м) на объектах сети цифрового наземного телерадиовещания Республики Алтай), в присутствии представителей организатора закупки филиала ФГУП "РТРС" - РТПЦ РА:
<_> филиала <_> по доверенности N 01-12/400 от 10.12.2014 г.;
<_> отдела по договорно-правовой работе филиала <_> по доверенности N ДТ - 4/2015 от 30.04.2015 г.;
<_> отдела по договорно-правовой работе филиала <_> по доверенности N ДТ - 3/2015 от 30.04.2015 г.
Представитель ООО "Спецстрой" на заседание комиссии не явился. Поступило ходатайство N 1287 от 08.05.2015 г. о рассмотрении материалов дела без их участия. установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 27.04.2015 г. на рассмотрение поступила жалоба ООО "Спецстрой" на действия организатора закупки - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" при проведении открытого запроса предложений N 31502251271 (лот N 1 на выполнение работ по строительству антенных постов (изготовление и монтаж) для сети вещания 2-го мультиплекса (под спутниковые антенны диаметром 2,4 м) на объектах сети цифрового наземного телерадиовещания Республики Алтай).
Заявитель обжалует установление заказчиком в документации открытого запроса предложений излишних требований в критерии - "Опыт участника".
Уведомлениями от 29.04.2015 г. рассмотрение жалобы назначено на 08.05.2015 г. в 11-00 часов. Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru). В связи с тем, что итоги проведения закупки подведены 24.04.2015 г., протокол рассмотрения и оценки N 31502251271-02 на официальном сайте в сети интернет ("zakupki.gov.ru") опубликован 27.04.2015 г., заказчику выдано требование приостановить закупку на стадии подписания договора до рассмотрения жалобы по существу.
05.05.2015 г. (вх. N 1254) филиал ФГУП "РТРС" - РТПЦ РА представил запрашиваемые документы, а также возражения на жалобу, согласно которым заказчик считает, что жалоба не подлежит рассмотрению и является необоснованной по следующим основаниям:
Критерий открытого запроса предложений "Опыт участника" обусловлен вескими причинами заказчика и не противоречит п.п. 2 ч.1 ст. 3 и ч. 6 ст.3 Федерального закона о закупках, так как данный критерий указан в Документации.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Оценочный критерий "Опыт участника" используется для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к деятельности Заказчика, не влечет преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов.
При проведении открытого запроса предложений была обеспечена конкуренция, так как ни одной из организаций, подавших заявки для участия в открытом запросе предложений, не было отказано в участии в открытом запросе предложений. Критерий "Опыт участника" установлен не на отборочной стадии, а на стадии оценки и сопоставления заявок открытого запроса предложений и никто не лишался возможности принять участие в закупке. На участие в открытом запросе предложений было подано 2 заявки, в том числе и организацией, которая не имела опыта работы, и ей не было отказано в участии, ее заявка была рассмотрена и оценена.
ООО "Спецстрой" не являлось участником закупки, так как не подавало заявку на участие в открытом запросе предложений, следовательно, не вправе обжаловать процедуру закупки.
08.05.2015 г. Филиалом представлено дополнение к возражениям на жалобу ООО "Спецстрой".
Комиссия УФАС по РА на основании ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", ознакомившись с документацией, заявками участников открытого запроса предложений, установила следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, ООО "Спецстрой", в соответствии с ч. 1 ст.18.1 Закона о конкуренции имело право обжаловать действия организатора закупки - филиала РТРС "РТПЦ Республики Алтай" в части установления в документации открытого запроса предложений, проведенного в рамках Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", излишних требований к критерию оценки заявок "Опыт участника закупки".
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - филиал "РТПЦ Республики Алтай" при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Федеральный закон о закупках).
На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд РТРС (далее Положение) утверждено приказом Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" N 225 от 05.08.2014 г. и подписано генеральным директором А.Ю. Романченко, а также размешено на официальном сайте в сети интернет "zakupki.gov.ru" 22.09.2014 г. (реестровая запись N 1130011611) (версия 5).
Версия 6 с изменениями от 17.03.2015 г. (приказ N 32), от 30.03.2015 г. (приказ N 38) размещена только 06.05.2015 г., поэтому не может применяться к открытому запросу предложений (извещение N 31502251271).
Частью 3 статьи 3 Федерального закона о закупках установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Пунктом 7.4 главы 7 Положения (версия 5) установлена процедура проведения открытого запроса предложений.
14.04.2015 г. на сайте "zakupki.gov.ru" размещена документация открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству антенных постов (изготовление и монтаж) для сети вещания 2-го мультиплекса (под спутниковые антенны диаметром 2,4 м) на объектах сети цифрового наземного телерадиовещания Республики Алтай (извещение N 31502251271).
Заказчиком данного запроса предложений является филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" (ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084).
Часть 6 статьи 3 Федерального закона о закупках устанавливает, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 2.1.2 Документации определено, что участник запроса предложений должен соответствовать требованиям, предъявляемым заказчиком к участникам закупки (ежегодная выручка не менее 10% от начальной цены договора). Иных требований к участникам закупки в документации не установлено.
Пунктом 3.8.4 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом запросе предложений, их содержание и максимальное значение баллов. Под критерием "Опыт Участника" заказчик понимает опыт выполнения строительно-монтажных работ по изготовлению и монтажу антенных постов (под спутниковые антенны диаметром 2,4 м) на объектах цифрового телевидения на территории Республики Алтай за последний год (для субъектов, осуществляющих деятельность в течение менее одного года - за период, прошедший со дня их государственной регистрации). Установлена значимость критерия - 60 баллов.
Форма 5.5 "Предложение об опыте выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений" (раздел V Формы документов) требует констатации данных об исполненных договорах на выполнение строительно-монтажных работ по изготовлению и монтажу антенных постов (под спутниковые антенны диаметром 2,4 м) на территории Республики Алтай за последний год (для субъектов, осуществляющих деятельность в течение менее одного года - за период, прошедший со дня их государственной регистрации). Опыт должен быть подтвержден копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по всем договорам.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке (извещение N 31502251271) от 24.04.2015 г. на участие в открытом запросе предложений подали заявки два участника: ООО "Регион-Телерадиосервис" (г. Барнаул) и ООО "Пром-Альп-Стар" (г. Барнаул).
В приложении N 1 к протоколу оценки и сопоставления заявок от 24.04.2015 г. указано, что по критерию оценки "Опыт выполнения работ_ на территории Республики Алтай" участник ООО "Пром-Альп-Стар" получил "0" баллов, а участник ООО "Регион-Телерадиосервис" получил "60" баллов.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о закупках установлены принципы закупки: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
На заседании Комиссии УФАС по РА представители организатора закупки обосновывали необходимость установления критерия оценки заявок участников "Опыт выполнения работ_ на территории Республики Алтай" наличием технологических особенностей при проведении работ, более высоким качеством выполненных работ.
Однако, в разделе VI "Техническая часть" документации при установлении требований к выполняемым работам заказчиком не оговорен опыт выполнения аналогичных работ, либо особенности выполнения работ на территории Республики Алтай (горная, скалистая местность и др.).
Комиссии УФАС по РА каких-либо иных пояснений и технологических обоснований (СНиПов, ГОСТов, иных требований к работам) в части необходимости наличия у участника закупки опыта выполнения работ именно на территории Республики Алтай, Филиалом не представлено.
В пункте 6.2.1 Положения установлено, что документация о закупке должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполнения работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Комиссия УФАС по РА считает, что требования к качеству, технологии, безопасности выполняемой работы, должны устанавливаться более четко и подробно в разделе VI "Техническая часть" документации.
Само по себе требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ, по мнению Комиссии УФАС по РА, не может привести к ограничению конкуренции, т.к. направлено на выявление лица, обладающего не только соответствующей квалификацией, но и практикой выполнения аналогичных работ.
Однако, установленный Филиалом в документации критерий оценки заявок "Опыт выполнения работ_ на территории Республики Алтай" не соответствует принципам закупки, предусмотренным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона о закупках, т.к. заказчик не смог обосновать, чем опыт, полученный участником на территории Республики Алтай, отличается от опыта выполнения аналогичных работ (указанных в технической части документации), полученный на территории иных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Спецстрой", в отношении установления заказчиком ограничивающего конкуренцию критерия - "Опыт участника", являются обоснованными, в части установления заказчиком - филиалом РТРС "РТПЦ Республики Алтай" требований к опыту работы участника на территории Республики Алтай, не соответствующего принципу закупки, предусмотренному в п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
05.05.2015 г. филиалом РТРС "РТПЦ Республики Алтай" представлена копия договора подряда N ДП-067р/2015 от 29.04.2015 г., заключенного по итогам рассматриваемой закупки.
В связи с тем, что филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" заключил договор подряда N ДП-067р/2015 от 29.04.2015 г., у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об аннулировании закупки.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьям 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" на действия заказчика - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" при проведении процедуры закупки в форме открытого запроса предложений N 31502251271 (лот N 1 на выполнение работ по строительству антенных постов (изготовление и монтаж) для сети вещания 2-го мультиплекса (под спутниковые антенны диаметром 2,4 м) на объектах сети цифрового наземного телерадиовещания Республики Алтай), в части установления заказчиком в документации открытого запроса предложений излишних требований в критерии - "Опыт участника", обоснованной.
2. Признать организатора закупки филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления требований к опыту работы на территории Республики Алтай (установлена определенная территория, на которой хозяйствующий субъект должен получить опыт работы по предмету договора) - в качестве критерия оценки, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3. В связи с тем, что филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" заключил договор подряда N ДП-067р/2015 от 29.04.2015 г., у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 13 мая 2015 г. N 2-Т/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016