Резолютивная часть решения оглашена "7" мая 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "8" мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Осипова Сергея Владимировича - заместителя руководителя-начальника отдела контроля государственных закупок, председателя Комиссии;
Тихомировой Татьяны Борисовны - начальника отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;
Анпилова Дениса Сергеевича - старшего государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;
Нестеровой Людмилы Владимировны - государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;
Шишкина Егора Станиславовича - специалиста-эксперта отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии,
рассмотрев дело N11-15/15 по признакам нарушения Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды (далее - Департамент), расположенным по адресу: 160000, г. Вологда, ул. М.Ульяновой, д.6А, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в действиях Департамента как отраслевого органа Администрации города Вологды, уполномоченного в сфере градостроительства и городского хозяйства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Вологда, ул. Набережная 6 Армии, д. 9, установила:
гражданин <_> от лица собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Заявитель, Собственники), расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Набережная 6 Армии, д. 9, обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Департамента как отраслевого органа Администрации города Вологды, уполномоченного в сфере градостроительства и городского хозяйства, при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Вологда, ул. Набережная 6 Армии, д. 9.
Заявление подано в установленный законом срок, соответствует нормам Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ) и требованиям административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС N339 от 25 мая 2012 года.
Собственники считают, что Департаментом нарушен принцип обеспечения конкуренции, нарушено жилищное законодательство, в том числе порядок проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации. Заявитель полагает, что жильцами самостоятельно выбрана управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети", необходимость проведения открытого конкурса отсутствовала.
По мнению Департамента открытый конкурс проведен в соответствии с требованиями жилищного законодательства, оснований для отказа от проведения спорного конкурса не имелось. По результатам конкурса для управления многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: г. Вологда, ул. Набережная 6 Армии, д. 9 выбрана управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью "Вселенная".
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, Комиссией были привлечены в качестве заинтересованных лиц ООО УК "Вологодские инженерные системы и сети" и ООО "Вселенная".
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующему.
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 37 названного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Уставом муниципального образования "Город Вологда", принятым решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301 (далее - Устав), к вопросам местного значения отнесены среди прочего обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 статьи 24 Устава).
Статьей 42 Устава определено, что администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с названным уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.
Согласно части 2 статьи 42 Устава администрация города Вологды состоит в том числе из органов администрации.
Органы администрации города Вологды могут наделяться правами юридического лица и действуют на основании решения Вологодской городской Думы об их учреждении и утвержденных Вологодской городской Думой положений об этих органах (абзац 2 части 4 статьи 42 Устава).
Решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 года N512 учрежден орган администрации города Вологды - Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, утверждено положение о Департаменте (далее - Положение).
Департамент является отраслевым органом администрации города Вологды, уполномоченным в сфере градостроительства и городского хозяйства (пункт 1.1 Положения).
В силу пункта 3.8.15 Положения Департамент проводит в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Департамент является лицом, которое в силу положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции обязано соблюдать установленный данной нормой антимонопольный запрет.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пункт 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 4 пункта 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года N75 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что открытый конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно пункту 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Реализация решения о выборе способа управления многоквартирным домом подразумевает заключение договоров управления многоквартирным домом.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 10.08.2009 года NГКПИ09-830 отмечает, что из части 4 статьи 161 ЖК РФ следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится и в том случае, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали, но не реализовали способ управления этим домом. Конкурс не должен проводиться только при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления этим домом.
Пункт 39 Правил, как видно из его содержания, признает достаточным для отказа в проведении конкурса по отбору управляющей организации один лишь факт выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления этим домом без соблюдения условия о реализации принятого решения о выборе способа управления домом до дня проведения конкурса. Таким образом, устанавливается не предусмотренное федеральным законом основание для отказа в проведении конкурса, что не соответствует требованиям части 4 статьи 161 ЖК РФ, предусматривающей проведение конкурса и в том случае, если в течение года до дня его проведения не реализовано принятое решение о выборе способа управления.
Указанным выше Решением Верховный Суд Российской Федерации абзац 1 пункта 39 Правил признал недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, приведенные нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственника при решении вопроса о выборе способа управления. Обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации возникает в случае, когда собственники не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления многоквартирным домом.
Объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом переменной этажности, расположенный по адресу: г. Вологда, Набережная 6 Армии, д. 9 был введен в эксплуатацию закрытым акционерным обществом "Стройтранссервис" 25.12.2014 года на основании разрешения администрации города Вологды NRU35327000-175.
Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений) установлен СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (далее - СНиП 3.01.04-87).
Подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям (пункт 1.4 СНиП 3.01.04-87).
Техническая документация, перечисленная в пунктах 3.5 и 4.17 СНиП 03.01.2004-87, является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу.
В материалах дела имеется акт приема-передачи технической документации по многоквартирному дому по адресу: г. Вологда, ул. Набережная 6 Армии, д. 9, согласно которому застройщик - ЗАО "Стройтранссервис" передало, а ООО УК "Вологодские инженерные системы и сети" приняло техническую документацию на многоквартирный дом.
Более того, жильцами представлена копия протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом, проведенного в форме заочного голосования (далее - Протокол), согласно которому собрание проведено 24.02.2015 года, то есть до проведения конкурса. В Протоколе содержатся сведения об утверждении счетной комиссии, о выборе способа управления - управление управляющей организацией (ООО УК "ВИСиС"), об утверждении условий договора управления и размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в МКД. Данный протокол был направлен в адрес Департамента 24.02.2015 года и получен за два дня до проведения конкурса.
ООО УК "ВИСиС" представлены копии договоров, заключенных с собственниками помещений, которые также подтверждают факт выбора управляющей организации и реализации способа управления МКД.
В рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме не только выбрали способ управления многоквартирным домом, но и реализовали принятое решение путем заключения договоров управления домом.
Поскольку Департамент был заблаговременно извещен о наделении общества УК "ВИСиС" функциями управляющей организации собственниками помещений, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у Департамента оснований для проведения указанного конкурса.
Необходимо отметить, что в извещении о проведении открытого конкурса N248 по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N9 по улице Набережная 6 Армии города Вологды указано, что конкурс будет проведен по адресу: г. Вологда, ул. Козленская, д. 33, 2 этаж, каб. 217, 18 февраля 2015 года в 9 часов 00 минут.
Вместе с тем, конкурс был проведен 26 февраля 2015 года, о чем свидетельствует протокол N3 конкурса N248, представленный Департаментом в рамках дела.
Согласно пункту 37 Правил извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В извещении о проведении конкурса указывается, в том числе место, дата и время проведения конкурса (пункт 38 Правил).
В силу пункта 74 Правил в конкурсе могут участвовать только лица, признанные участниками конкурса в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Организатор конкурса обязан обеспечить участникам конкурса возможность принять участие в конкурсе непосредственно или через представителей.
Приведенные выше нормы позволяют сделать вывод, что обнародование информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным участникам. При анализе извещения об открытом конкурсе N248 установлено, что информация о проведении конкурса 26 февраля 2015 года не содержится, в извещении об открытом конкурсе указана иная дата - 16 февраля 2015 года.
Конкурс, согласно пункту 4 Правил, проводится на основе следующих принципов: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Таким образом, проведение конкурса на условиях, отличающихся от указанных в извещении, в том числе в иную дату, является нарушением основополагающих начал - принципов проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, принципа обеспечения конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия властного органа признаются нарушающими соответствующий запрет и в том случае, когда созданы условия, возможность для наступления последствий, негативных для той или иной конкурентной среды.
В нарушение указанной нормы антимонопольного законодательства Департамент, обладая соответствующими полномочиями, провел конкурс по выбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома, тем самым создал преимущественные условия организациям жилищно-коммунального хозяйства в ущерб осуществляющему фактическое обслуживание дома по договорам - ООО УК "ВИСиС", в ущерб интересам жильцов МКД.
Проведение открытого конкурса по выбору управляющей организации при условии выбора таковой жильцами многоквартирного дома могло привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, к прекращению деятельности ООО УК "ВИСиС" по обслуживанию данного дома, а следовательно, такие действия органа власти свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
2. Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, аннулировать открытый конкурс N248 по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Вологда, ул. Набережная 6 Армии, д. 9 (протокол конкурса N3 от 26 февраля 2015 года).
Председатель комиссии подпись С.В. Осипов
Члены комиссии: отсутствует Т.Б. Тихомирова
подпись Д.С. Анпилов
отсутствует Л.В. Нестерова
подпись Е.С. Шишкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области N 11-15/15 (опубликовано 13 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016