Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 04-05/03-2012 (опубликовано 10 июля 2012 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Резолютивная часть решения оглашена "29" июня 2012 года г.Курск
В полном объеме решение изготовлено "10" июля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
рассмотрев дело N04-05/03-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ОАО "Квадра" (300012, г.Тула, ул. Тимирязева, 99в) в лице филиала "Курская региональная генерация" (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9), выразившегося в применении для определения стоимости услуг теплоснабжения, оказанных жителям дома N по ул.К. г.Курска в январе-марте 2012 года, порядка расчета, не предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, в присутствии представителей (по доверенности) ОАО "Квадра" Д, П., представителя ООО "Управляющая компания г.Курска" (по доверенности) Н. установила:
В Курское УФАС России 13.04.2012 г. поступило заявление гр-на Г. и гр-ки М. - собственников квартир N и N в многоквартирном доме N по ул.К. г.Курска с жалобой на действия филиала ОАО "Квадра" - "Курская региональная генерация" (далее - ОАО "Квадра"), выразившиеся в завышении объема тепловой энергии, поставленной в феврале - марте 2012 года в квартиры N и N, а также в выставлении в квитанциях за март 2012 года, платы за услуги теплоснабжения, рассчитанной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за февраль 2012 года.
При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ОАО "Квадра" при определении стоимости услуг теплоснабжения, оказанных жителям дома N по ул.К. г.Курска в январе-марте 2012 года, применяет порядок расчета, не предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307.
ОАО "Квадра", оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ОАО "Квадра" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по производству тепловой энергии тепловыми электростанциями в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 19.12.2007 г. N217).
По этой причине ОАО "Квадра" при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела N04-05/03-2012 по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ОАО "Квадра" (300600, г.Тула, ул.Тимирязева, 99в) в лице филиала "Курская региональная генерация" (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9), выразившегося в применении для определения стоимости услуг теплоснабжения, оказанных жителям дома N по ул.К. г.Курска в январе-марте 2012 года, порядка расчета, не предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
На заседаниях Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства представители ОАО "Квадра" пояснили, что в рассматриваемых правоотношениях ОАО "Квадра" выступало и как ресурсоснабжающая организация, и как исполнитель коммунальных услуг, действующий по агентскому договору, заключенному с управляющей организацией, осуществляющей коммунальное обслуживание объектов теплопотребления. Расчет объема и стоимости услуг теплоснабжения по жилому дому N по ул.К. г.Курска в январе-марте 2012 года осуществлялся в соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, ст.13 ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", пп.15,22 Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств определением от 29.05.2012 г., в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 29.06.2012 г.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
ОАО "Квадра", оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ОАО "Квадра" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по производству тепловой энергии тепловыми электростанциями в пределах административных границ Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 19.12.2007 г. N217).
По этой причине ОАО "Квадра" при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как подтверждается материалами дела, между ОАО "Квадра" и ООО "Управляющая компания г.Курска" заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N, в соответствии с которым осуществляется теплоснабжение жилых домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания г.Курска", в том числе дома N по ул.К. г.Курска.
На основании агентского договора на осуществление сбора платежей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению N ОАО "Квадра" производит начисление платы за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению жилых домов, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания г.Курска" (в частности, дома N по ул. К. г.Курска).
Согласно имеющихся в материалах дела документов, ОАО "Квадра" расчет размера платы за услуги теплоснабжения, оказанные жителям многоквартирного дома N по ул.К. г.Курска в январе - марте 2012 года, производился на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307.
Жилой многоквартирный дом N по ул.К. г.Курска оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя от 03.10.2011 г. Как следует из пояснений ООО "Управляющая компания г.Курска", индивидуальные приборы учета тепловой энергии в указанном жилом доме отсутствуют.
Согласно пп. "б" п.21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в соответствии с п.п. 2 пункта 2 приложения N2 к Правилам, а именно по формуле N7 приложения N2:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N1 приложения N2 к Правилам:
, (1)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал)
Вместе с тем, как установлено Комиссией, ОАО "Квадра" при определении месячного объема и стоимости услуг теплоснабжения, оказанных жителям дома N по ул.К. г.Курска в январе-апреле 2012 года, вместо среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год либо нормативов потребления тепловой энергии применяло показания общедомового прибора учета.
В соответствии со статей 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, пунктом 15 которых установлено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п.14 Правил предоставление коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления по формуле N7 приложения N2, согласно которой количество потребленной тепловой энергии должно определяться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а в случае отсутствия таких сведений - по формуле N1 приложения N2 исходя и нормативов потребления тепловой энергии.
Таким образом, способы определения месячного объема и стоимости поставленной тепловой энергии, конечными потребителями которой являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество потребляемой тепловой энергии должно определяться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а в случае отсутствия таких сведений исходя и нормативов потребления тепловой энергии.
В связи с тем, что тепловая энергия по договору теплоснабжения N приобреталась ООО "УК г.Курска" как исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления коммунальной услуги теплоснабжения конечным потребителям - гражданам, проживающим в жилых многоквартирных домах г.Курска для удовлетворения ими своих коммунально-бытовых нужд, ОАО "Квадра" обязано было при определении месячного объема и стоимости оказанных услуг руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как подтверждается материалами дела, в том числе письменными пояснениями ОАО "Квадра" и ООО "УК г.Курска", у теплоснабжающей организации отсутствовали сведения о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за 2011 год в жилом доме N по ул.К. г.Курска. В этой связи ОАО "Квадра" обязано было при определении месячного объема и стоимости оказанных в 2012 году услуг теплоснабжения применять не показания общедомового прибора учета тепловой энергии, а нормативы потребления тепловой энергии, утвержденные постановлением администрации г.Курска от 30.12.2005 г. N3786.
Таким образом, Комиссией установлено, что при определении месячного объема и стоимости оказанных в 2012 году услуг теплоснабжения жилого дома N по ул.К. г.Курска ОАО "Квадра" в нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг применяло показания общедомового прибора учета, а не нормативы потребления тепловой энергии, утвержденные постановлением администрации г.Курска от 30.12.2005 г. N3786.
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).
Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении" регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
ОАО "Квадра" является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по теплоснабжению потребителей осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО "Квадра" п.10 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - жителей жилого дома N по ул.К. г.Курск, а именно в применении при определении месячного объема и стоимости оказанных в 2012 году услуг теплоснабжения жилого дома N по ул.К. г.Курска показаний общедомового прибора учета, а не нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных постановлением администрации г.Курска от 30.12.2005 г. N3786.
В соответствии со ст.22 ФЗ "О защите конкуренции" основными функциями антимонопольных органов являются не только выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, но и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В этой связи Комиссия в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ОАО "Квадра" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Квадра" (300600, г.Тула, ул.Тимирязева, 99в, ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) в лице филиала "Курская региональная генерация" (305000, г.Курск, ул.Н.Набережная, 9) нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - жителей жилого дома N по ул.К. г.Курск, а именно в применении при определении месячного объема и стоимости оказанных в 2012 году услуг теплоснабжения жилого дома N по ул.К. г.Курска показаний общедомового прибора учета, а не нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных постановлением администрации г.Курска от 30.12.2005 г. N3786.
2. Выдать ОАО "Квадра (300600, г.Тула, ул.Тимирязева, 99в, ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
о недопущении действий, которые могут привести к
нарушению антимонопольного законодательства
Резолютивная часть предписания оглашена "29" июня 2012 года г.Курск
В полном объеме предписание изготовлено "10" июля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N04-05/03-2012 о нарушении ОАО "Квадра" пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ОАО "Квадра" (300600, г.Тула, ул.Тимирязева, 99в, ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего производить расчет месячного объема и стоимости оказанных услуг теплоснабжения жилого дома N по ул.К. г.Курск в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, действующих в соответствующем отопительном периоде.
2. Ежегодно в срок до 01 декабря представлять в Курское УФАС России доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 04-05/03-2012 (опубликовано 10 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016