Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 20 мая 2014 г. N 02-77/13А
г. Якутск резолютивная часть оглашена "05" мая 2014 г.
изготовлено в полном объеме "20" мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N 02-77/13А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
О.А. Ярыгина - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Н.С. Дураевой - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
А.Б. Ринчинова - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
При участии:
От заявителя: АК "Алроса" (ОАО) - не явились, надлежащим образом уведомлен;
ЗАО "Иреляхнефть" - Григорьев В.Н., по доверенности N 11-2014 от 22.04.2014 г.;
От ответчика: ОАО "Саханефтегазсбыт" - Т.И. Бурцева, по доверенности N 07-08/550 от 24.04.2014 г.; С.В. Смирнова, по доверенности N 07-08/1390 от 31.12.2013 г.
Рассмотрев дело N 02-77/13А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении Открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции": установила:
11 октября 2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Закрытого акционерного общества "Иреляхнефть" указывающее на признаки нарушения Открытым акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ЗАО "Иреляхнефть" полагает, что в результате ценовых манипуляций с тарифами на территории Ленского района РС (Я) на приемо-складские операции по нефти ОАО "Саханефтегазсбыт" создает препятствия для ЗАО "Иреляхнефть", влекущие для заявителя невозможность конкурировать по цене с другими нефтедобывающими компаниями, которые, в частности, территориально работают через Олекминскую нефтебазу. Если в 2009 году тариф на приемо-складские операции по нефти составлял 405,60 руб., то в 2013 году он составил 1 182,47 руб., хотя состав операций остался прежний.
24 октября 2013 г. в Якутское УФАС России потупило заявление Акционерной компании "Алроса" (ОАО) указывающее на наличие признаков нарушения ОАО "Саханефтегазсбыт" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции при установлении тарифов на приемо-складские операции (далее - ПСО) на 2013 г. на Ленской и Нюрбинской нефтебазах. АК "Алроса" считает, что цена за услуги отпуска нефтепродуктов на Ленской и Нюрбинской нефтебазах на 2013 г. является монопольно высокой.
На основании вышеизложенного 17 декабря 2013 г. приказами Якутского УФАС России N 110 и N 111 были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-77/13А и 02-78/13А в отношении ОАО "Саханефтегазсбыт" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Определением от 16.01.2014 г. дела N 02-77/13А и N 02-78/13А объединены в одно производство и присвоен номер дела N 02-77/13А.
Ответчик представил возражения, считает, что признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, тарифы на приемо-складские операции, установленные на 2013 г. являются обоснованными, что подтверждается документами, представленными в антимонопольный орган. Также, ответчик пояснил, что рост тарифа ПСО обусловлен соответствующим ростом расходов, приходящихся на данный вид деятельности, в 2013 г. в соответствии с Порядком определения тарифов на услуги по приемо-складским операциям и хранению нефтепродуктов на нефтебазах ОАО "Саханефтегазсбыт", утвержденным решением Совета директоров от 04.02.2013 г.
Комиссия, выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные пояснения, материалы дела, документы и сведения, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
на основании учредительных документов.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 72 от 27.08.2004 г. ОАО "Саханефтегазсбыт" включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по позиции "хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки" с долей более 65% в географических границах территории Республики Саха (Якутия).
Тарифы на приемо-складские операции устанавливаются в соответствии с Порядком определения тарифов на услуги по приемо-складским операциям и хранению нефтепродуктов на нефтебазах ОАО "Саханефтегазсбыт", утвержденным Советом директоров ОАО "Саханефтегазсбыт" протокол N 01 от 04.02.2013 г. (далее - Порядок определения тарифов).
В соответствии с разделом 1 Порядка определения тарифов операции по ПСО и хранению нефтепродуктов рассматриваются как единый и неразрывный технологический процесс, поэтому при расчете тарифов на ПСО и хранение нефтепродуктов применяется единая необходимая (плановая) валовая выручка с последующим распределением по видам услуг.
В разделе 2 Порядка определения тарифов установлено, что ставки тарифа на услуги ПСО и хранение нефтепродуктов устанавливаются единые для всех филиалов нефтебаз и определяются Обществом самостоятельно, на основании, имеющихся в распоряжении на дату пересмотра данных бухгалтерской, статистической и экономической отчетности и результатов работы Общества в прошедшем отчетном (базово) периоде (за 9 месяцев) и ожидаемых расходов в 4 квартале базового года.
В разделе 3 Порядка определения тарифов указано, что необходимая валовая выручка по основным видам деятельности на расчетный период действия тарифов для покрытия обоснованных расходов и формирования необходимого размера прибыли, рассчитывается по следующей формуле:
Ввал.пл = Рс/с + Р проч. + Нпр + ЧП _ НВ
где: Ввал.пл - необходимая валовая выручка на расчетный период действия тарифов;
Рс/с - прогнозируемая на расчетный период действия тарифов сумма расходов Общества на основные виды деятельности, относимых на себестоимость;
Нпр. - прогнозируемая на расчетный период действия тарифов сумма налога на прибыль Общества в части прибыли, получаемой от основных видов деятельности;
ЧП - прогнозируемая на расчетный период действия тарифов экономически обоснованная величина чистой прибыли Общества от основных видов деятельности;
НВ - расходы, подлежащие возмещению или исключению из необходимой выручки.
При расчете тарифов учитываются: расходы на материалы, топливо, электроэнергию, теплоэнергию, воду, оплату труда, оплату услуг по транспортировке грузов, капитальный ремонт, подготовку кадров, охрану труда; отчисления на социальные нужды; амортизационные отчисления; арендная плата; обязательные и добровольные страховые платежи; представительские расходы; налоги; услуги сторонних организаций и другие затраты.
При расчете тарифов Общества на основные виды деятельности плановая чистая прибыль устанавливается в размере, достаточном для:
- финансирования экономически обоснованных программ технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных производственных средств в части, не покрываемой амортизационными отчислениями, неиспользованными источниками за предыдущие периода регулирования и долговыми обязательствами всех видов, привлеченными для этих целей;
- резервирование средств на выплату дивидендов;
- финансирования других обоснованных расходов, источником для которых является чистая прибыль Общества.
Распределение необходимой валовой выручки по видам деятельности производится следующим путем:
исключается из общей суммы необходимой валовой выручки сумма прямых плановых расходов АЗС с учетом необходимой прибыли, которые возмещаются торговой надбавкой и тарифом на услуги по отпуску нефтепродуктов через АЗС;
оставшаяся необходимая валовая выручка затем распределяется по доле плановых объемов переработки по видам услуг и реализации нефтепродуктов (после приведения в единую единицу измерения - 1 тонна) в общем плановом объеме. То есть по принципу распределения всех затрат (вне зависимости от происхождения) на переработку единицы продукции (оказание услуг ПСО на 1 тонну нефтепродукта, услуг по хранению нефтепродуктов на 1 тонну и реализации 1 тонны нефтепродукта).
В разделе 4 Порядка определение тарифов установлено, что тариф на услуги ПСО устанавливается путем деления необходимой валовой выручки услуг ПСО и хранению нефтепродуктов (приходящейся после распределения по видам деятельности Общества) на соответствующее плановое значение объемов ПСО в целом по Обществу.
Тхр = ТВ: V,
где: ТВ - плановая тарифная выручка Общества за предоставление соответствующей основной операции;
V - плановый объем приемо-складских операций.
Согласно пункту 3.5.3 раздела 3 Положения об учетной политике ОАО "Саханефтегазсбыт" на 2013 год по бухгалтерскому учету, утвержденным Генеральным директором ОАО "Саханефтегазсбыт" 30 декабря 2012 г., расходы по обычным видам деятельности подразделяются на прямые и косвенные:
- к прямым расходам относится себестоимость реализованных товаров (нефтепродуктов);
- к косвенным все остальные расходы.
Приказом ОАО "Саханефтегазсбыт" N 46 от 04.02.2013 г. с 05.02.2013 г. утверждены тарифы на услуги ОАО "Саханефтегазсбыт", в том числе по приемо-складским операциям (прием, перевалка, отпуск ГСМ) в размере 1 182,47 руб. за 1 тн без НДС.
В материалах дела имеются следующие расчеты установленных на 2013 год тарифов на услуги по ПСО и хранению ОАО "Саханефтегазсбыт" (таблицы 1, 2, 3)
Таблица 1
Расчет товарной продукции на 2013 год по ОАО "Саханефтегазсбыт"
N |
Наименование показателей |
Согласован План на 2013 год |
ПСО |
Хранение |
Реализация нефтепродуктов |
1 |
Сырье и материалы |
90 775,00 |
29 990 |
28 067 |
32 717 |
2 |
Топливо |
134 382,00 |
56 305 |
52 695 |
25 381 |
3 |
Электроэнергия |
56 704,00 |
16 045 |
15 016 |
25 644 |
4 |
Тепловая энергия |
17 844,00 |
7 212 |
6 750 |
3 882 |
5 |
Вода |
779,00 |
308 |
288 |
182 |
6 |
Затраты на оплату труда |
816 530,00 |
295 866 |
276 894 |
243 769 |
7 |
Отчисления на социальные нужды |
225 573,00 |
80 143 |
75 044 |
70 425 |
8 |
Амортизация ОФ |
401 851,00 |
161 545 |
151 186 |
89 120 |
9 |
Арендная плата |
81 491,00 |
27 583 |
25 814 |
28 094 |
10 |
Обязательные страховые платежи |
2 100,00 |
752 |
704 |
644 |
11 |
Добровольные страховые платежи |
166,00 |
74 |
69 |
23 |
12 |
Представительские расходы |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
13 |
Суточные и подъемные |
1 718,00 |
591 |
554 |
573 |
14 |
Налоги, включаемые в себестоимость продукции |
8 854,00 |
2 867 |
2683 |
3 304 |
14.1 |
в т.ч. земельный налог |
5 547,00 |
1 454 |
1 361 |
2 732 |
14.2 |
плата за выбросы (экологич. сбор) |
900,00 |
400 |
374 |
126 |
14.3 |
плата за пользов водными объектами |
60,00 |
26 |
24 |
10 |
14.4 |
налог с владельцев транспортных средств |
2 347,00 |
987 |
924 |
436 |
15 |
Оплата услуг сторонних организаций |
190 841,00 |
71 369 |
66 792 |
52 680 |
15.1 |
в т.ч. услуги по транспортировке грузов |
6 536,00 |
2 831 |
2 649 |
1 056 |
15.2 |
в т.ч. перевлзка материалов |
6 536,00 |
2 831 |
2 649 |
1 056 |
15.3 |
строительного характера (капитальный ремонт) |
21 738,00 |
5 186 |
4 854 |
11 698 |
15.4 |
промышленного характера |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
15.5 |
Прочие услуги производственного характера |
58 785,00 |
19 306 |
18 068 |
21 411 |
15.6 |
Реклама |
874,00 |
385 |
360 |
129 |
15.7 |
Вневедомственной и пожарной охраны |
66 749,00 |
29 244 |
27 369 |
10 136 |
15.8 |
Гидрометеослужбы |
118,00 |
30 |
28 |
61 |
15.9 |
Здравоохранения |
312,00 |
25 |
23 |
264 |
15.10 |
Информационно-вычислительное обсл |
10 317,00 |
4 304 |
4 028 |
1 984 |
15.11 |
Проживание в гостинице (команд) |
4 018,00 |
1 697 |
1 588 |
734 |
15.12 |
Нотариальных и юридических учреждений |
218,00 |
97 |
91 |
30 |
15.13 |
Образования (подготовка кадров) |
1 668,00 |
327 |
306 |
1 055 |
15.14 |
Пассажирского транспорта (проезд в команд) |
8 791,00 |
3 730 |
3 491 |
1 570 |
15.15 |
Связи |
10 529,00 |
4 133 |
3 868 |
2 528 |
15.16 |
Аудиторских организаций |
168,00 |
75 |
70 |
23 |
16 |
Другие затраты |
64 976 |
22 681 |
21 227 |
21 068 |
|
ИТОГО издержки |
2 094 583 |
773 331 |
723 744 |
597 508 |
|
Необходимая прибыль |
246 090 |
45 412 |
42 498 |
158 180 |
|
Итого налогов |
114 708,00 |
31 791 |
29 753 |
53 164 |
|
налог на имущество |
33 929,00 |
9 166 |
8 578 |
16 185 |
|
налог на прибыль |
80 779,00 |
22 625 |
21 175 |
36 979 |
|
капитальные вложения |
77 848,00 |
0 |
0 |
77 848 |
|
выплаты социального характера |
4 644,00 |
1 684 |
1 574 |
1 386 |
|
дебиторская задолженность ликвидированных организаций |
21 119,00 |
9 387 |
8 785 |
2 947 |
|
услуги банка |
7 148,00 |
2 129 |
1 992 |
3 027 |
|
Дивиденды |
20 623,00 |
421 |
394 |
19 809 |
|
Необходимый валовый доход |
2 340 673 |
818 743 |
766 242 |
755 688 |
Таблица 2
Расчет тарифов на услуги по приему, складским операциям, хранению нефтепродуктов, ставок снабженческо-сбытовой и торговой надбавок для
ОАО "Саханефтегазсбыт" на 2013 год
|
План на 2013 год |
||||
Объем тыс.тн. |
Доля объемов в % |
Объем тыс.тн.-дн. |
Ставка руб/тн |
Сумма по доле тыс.руб. |
|
Услуги всего: |
1 340,40 |
100 |
|
|
1 584 959,65 |
Приемо-складские операции |
692,40 |
51,66 |
|
1 182,45 |
818 730,28 |
Хранение нефтепродуктов на нефтебазах |
648,00 |
48,34 |
102 796,40 |
7,45 |
766 229,38 |
Реализация нефтепродуктов |
231,41 |
|
|
|
755 713,48 |
в т.ч. розничная реализация |
133,19 |
|
|
3 845,80 |
512 222,10 |
в т.ч. оптовая реализация |
84,22 |
|
|
2 700,80 |
227 461,38 |
Оказание услуг через АЗС |
14,00 |
|
|
1 145,00 |
16 030,00 |
Всего |
923,81 |
|
|
|
2 340 673 |
Всего товарной продукции за 2013 год |
1 571, 81 |
|
|
|
2 340 673 |
% роста товарной продукции |
|
|
|
|
126,7 |
Таблица 3
Расчет товарной продукции на 2012 - 2013 гг. по ОАО "Саханефтегазсбыт"
N |
Наименование показателей |
Утверждено на 2012 г. |
План на 2013 г. |
% роста |
1 |
Сырье и материалы |
84 783,00 |
90 775,00 |
7,07 |
2 |
Топливо |
113 568,70 |
134 382,00 |
18,33 |
3 |
Электроэнергия |
52 994,00 |
56 704,00 |
7,00 |
4 |
Тепловая энергия |
16 677,00 |
17 844,00 |
7,00 |
5 |
Вода |
964,00 |
779,00 |
-19,19 |
6 |
Затраты на оплату труда |
772 347,90 |
816 530,00 |
5,72 |
6.1 |
Справочно: численность, чел. |
1 918,00 |
1 910,00 |
-0,42 |
6.2 |
среднемесячная зарплата на 1 чел. |
33,60 |
35,60 |
5,95 |
7 |
Отчисления на социальные нужды |
208 534,00 |
225 573,00 |
8,17 |
8 |
Амортизация ОФ |
396 518,10 |
401 851,00 |
1,34 |
9 |
Арендная плата |
76 726,00 |
81 491,00 |
6,21 |
10 |
Обязательные страховые платежи |
1 981,00 |
2 100,00 |
6,01 |
11 |
Добровольные страховые платежи |
156,60 |
166,00 |
6,00 |
12 |
Представительские расходы |
0,00 |
0,00 |
|
13 |
Суточные и подъемные |
1 621,00 |
1 718,00 |
5,98 |
14 |
Налоги, включаемые в себестоимость продукции |
9 322,30 |
8 854,00 |
-5,02 |
14.1 |
в т.ч. земельный налог |
6 243,70 |
5 547,00 |
-11,16 |
14.2 |
плата за выбросы (экологич. сбор) |
1 000,00 |
900,00 |
-10,00 |
14.3 |
плата за пользов водными объектами |
36,50 |
60,00 |
64,38 |
14.4 |
налог с владельцев транспортных средств |
2 042,10 |
2 347,00 |
14,93 |
15 |
Оплата услуг сторонних организаций |
159 584,60 |
190 841,00 |
19,59 |
15.1 |
в т.ч. услуги по транспортировке грузов |
6 166,00 |
6 536,00 |
6,00 |
15.2 |
в т.ч. перевлзка материалов |
6 166,00 |
6 536,00 |
6,00 |
15.3 |
строительного характера (капитальный ремонт) |
16 572,00 |
21 738,00 |
31,17 |
15.4 |
промышленного характера |
0,00 |
0,00 |
|
15.5 |
Прочие услуги производственного характера |
44 881,20 |
58 785,00 |
30,98 |
15.6 |
Реклама |
1 535,90 |
874,00 |
-43,10 |
15.7 |
Вневедомственной и пожарной охраны |
61 756,80 |
66 749,00 |
8,08 |
15.8 |
Гидрометеослужбы |
146,00 |
118,00 |
-19,18 |
15.9 |
Здравоохранения |
294,70 |
312,00 |
5,87 |
15.10 |
Информационно-вычислительное обсл |
3 437,50 |
10 317,00 |
200,13 |
15.11 |
Проживание в гостинице (команд) |
3 790,60 |
4 018,00 |
6,00 |
15.12 |
Нотариальных и юридических учреждений |
207,80 |
218,00 |
4,91 |
15.13 |
Образования (подготовка кадров) |
1 592,10 |
1 668,00 |
4,77 |
15.14 |
Пассажирского транспорта (проезд в команд) |
8 293,40 |
8 791,00 |
6,00 |
15.15 |
Связи |
10 214,20 |
10 529,00 |
3,08 |
15.16 |
Аудиторских организаций |
696,40 |
168,00 |
-75,88 |
16 |
Другие затраты |
50 959,50 |
64 976,00 |
27,51 |
|
ИТОГО издержки |
1 946 737,70 |
2 094 583,00 |
7,59 |
|
Необходимая прибыль |
75 622,10 |
246 090,00 |
225,42 |
|
Итого налогов |
59 100,30 |
114 708,00 |
94,09 |
|
налог на имущество |
30 184,00 |
33 929,00 |
12,41 |
|
налог на прибыль |
28 916,30 |
80 779,00 |
179,35 |
|
капитальные вложения |
0,00 |
77 848,00 |
|
|
выплаты социального характера |
4 643,90 |
4 644,00 |
|
|
дебиторская задолженность ликвидированных организаций |
0,00 |
21 119,00 |
|
|
услуги банка |
8 070,00 |
7 148,00 |
-11,43 |
|
Дивиденды |
3 807,90 |
20 623,00 |
441,58 |
|
НЕОБХОДИМЫЙ ВАЛОВЫЙ ДОХОД |
2 022 359,80 |
2 340 673,00 |
15,74 |
Анализ расчета товарной продукции на 2012 и 2013 гг. по ОАО "Саханефтегазсбыт" показал, что необходимая валовая выручка в 2013 г. выросла на 15,74% по сравнению с 2012 г., в том числе:
издержки выросли на 7,59%;
в тарифах на 2013 г. были запланированы затраты по статье "Капитальные вложения" в размере 77 848 тыс. руб. Объем произведенных капитальных вложений за 2013 год составил 396 927 483,97 руб. и был направлен на реконструкцию и капитальный ремонт АЗС принадлежащих ОАО "Саханефтегазсбыт". Согласно пояснениям представителей ответчика и представленным данным затраты по статье "Капитальные вложения" в сумме 77 848 тыс. руб., при расчете тарифов на ПСО и хранение нефтепродуктов, были исключены.
Также, данные доводы подтверждены Государственным комитетом по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) (далее - ГКЦ-РЭК РС (Я)) в письме от 03.04.2014 г. N 03-02тр-1103, а именно сумма по статье "Капитальные вложения" в размере 77 848 тыс. руб., полностью учтена ГКЦ - РЭК РС (Я) при установлении торговой надбавки к ценам на нефтепродукты ОАО "Саханефтегазсбыт" на 2013 год. Следовательно, сумма по статье "Капитальные вложения" возмещена только за счет валовой прибыли, полученной от реализации нефтепродуктов через АЗС ОАО "Саханефтегазсбыт";
в тарифах на 2013 г. были запланированы затраты по статье "Дебиторская задолженность ликвидированных организаций" в размере 21 119 тыс. руб. на основании следующих документов:
- Решение Арбитражного суда РС (Я) от 10.03.2009 г. по делу N А58-5259/08 о взыскании с ООО "Сахаолово" в пользу ОАО "Саханефтегазсбыт" долга в размере 140 940 959,48 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 000 руб.;
- Определение Арбитражного суда РС (Я) от 02.04.2010 г. по делу N А58-2031/09 о включении требований ОАО "Саханефтегазсбыт" в реестр требований кредиторов ООО "Сахаолово";
- Определение Арбитражного суда РС (Я) от 06.09.2013 г. по делу N А58-2032/09 о завершении конкурсного производства ООО "Сахаолово";
- Сведения о записях, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Сахаолово", согласно которым ООО "Сахаолово" ликвидировано 19.11.2013 г.
Дебиторская задолженность ООО "Сахаолово" не относится к прямым расходам АЗС.
Таким образом, в соответствии с Порядком определения тарифов необходимая валовая выручка, после исключения из ее общей суммы размера прямых плановых расходов АЗС с учетом необходимой прибыли, распределяется по доле плановых объемов переработки по видам услуг и реализации нефтепродуктов в общем плановом объеме.
в тарифах на 2013 г. были запланированы затраты по статье "Дивиденды" в размере 20 623 тыс. руб., в связи с ростом необходимой валовой выручки произошел рост дивидендов. В соответствии с пунктом 2.3 Положения о распределении чистой прибыли ОАО "Саханефтегазсбыт", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Саханефтегазсбыт" протокол N 9 от 20.02.2009 г., распределение прибыли производится с целью определения доли средств, направляемых, в том числе на выплату дивидендов по акциям (не менее 20% от чистой прибыли согласно распоряжениям Президента Республики Саха (Якутия) от 01.02.2008 г. N 49-РП).
Анализ тарифов ОАО "Саханефтегазсбыт" на услуги по приемо-складским операциям показал, что для безубыточной работы ОАО "Саханефтегазсбыт" необходимая валовая выручка по основным видам деятельности (услуги по приемо-складским операция, хранению и реализации нефтепродуктов) на расчетный период действия тарифов включает в себя возмещение обоснованных расходов и формирование необходимого размера прибыли. Распределение необходимой валовой выручки, после исключения из общей суммы необходимой валовой выручки размера прямых плановых расходов АЗС с учетом необходимой прибыли, производится по доле плановых объемов переработки по видам услуг и реализации нефтепродуктов в общем плановом объеме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела приходит к выводу, что в действиях ОАО "Саханефтегазсбыт" по установлению тарифов по приемо-складским операциям на 2013 г. не усматриваются признаки установления монопольно высокой цены, поскольку цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона О защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
На основании вышеизложенного руководствуясь положениями части 1 статьи 23, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части статьи 48, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), решила:
Прекратить производство по делу N 02-77/13А возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель Комиссии |
|
|
О.А. Ярыгина |
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
Н.С. Дураева |
|
|
|
|
|
|
|
А.Б. Ринчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 мая 2014 г. N 02-77/13А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016