Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 10 июля 2012 г. N 43
Резолютивная часть решения оглашена "27" июня 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "10" июля 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 43, возбужденное в отношении "_" - главного редактора и учредителя журнала "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске", по факту размещения в указанном СМИ N 10 (37) октябрь 2011 г. информации, в том числе следующего содержания:
"Радиолифтинг. Просто и безопасно. Одна из новейших процедур в аппаратной косметологии_", с признаками нарушения:
- ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства),
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - "_" установила:
В ходе проведения в сентябре-октябре 2011 г. Новосибирским УФАС России мониторинга рекламной информации, размещаемой в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории г. Новосибирска, на предмет соблюдения требований Закона о рекламе, в журнале "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" N 10 (37) октябрь 2011 г. на внутренней стороне обложки, было установлено размещение информация следующего содержания:
"Радиолифтинг. Просто и безопасно. Одна из новейших процедур в аппаратной косметологии/ Стоимость* процедуры от 500 рублей/ подтяжка и омоложение кожи/ разглаживание морщин /коррекция контуров тела / избавление от целлюлита/ процедура абсолютно безболезненна и не требует анестезии /безопасна /отсутствие реабилитационного периода /отсутствие сезонных противопоказаний/ видимые мгновенные результаты уже после первой процедуры с нарастающим эффектом в течение курса и после него/РАДИОЛИФТИНГ/EXTREME STYLE/ул. Советская, 64, салон EXTREME STYLE, телефон: (383) 299-79-89/пл. К.Маркса, 3, 3 этаж, ТОЦ "Версаль", салон EXTREME STYLE, телефон: (383) 255-81-69/www.extremefitness.ru/*подробности акции у администраторов и операторов EXTREME STYLE/*в связи с наличием противопоказаний необходима консультация специалиста".
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация по своему содержанию, способу распространения является рекламной, поскольку размещена с целью привлечения внимания потребителей-читателей и формирования их интереса к объектам рекламирования - юридическому лицу, действующему под брэндом "EXTREME STYLE", а также оказываемой им услуге (радиолифтинг), тем самым, способствует их продвижению на соответствующем рынке.
В силу пункта 4 "Положения о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
В соответствии с "Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по косметологии терапевтической.
Согласно отраслевому стандарту "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.). В пункте 3 указанного порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с перечнем, прилагаемым к указанному порядку. В приложении к данному порядку приведен перечень, в котором к амбулаторно-поликлинической помощи отнесена косметология терапевтическая (подпункт "в" пункта 2 Перечня).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, выделяется деятельность в сфере здравоохранения (код ОКВЭД 85.1), услуги парикмахерских и салонов красоты (код ОКВЭД 93.02).
В Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, к числу медицинских услуг под кодом 081501 относятся косметические услуги. Услуги, оказываемые косметологическими подразделениями включены в группировку 08- медицинские услуги.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 г. N 113"О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" метод электромагнитного воздействия на органы и ткани - токи ультравысокой частоты на кожу (код 17.01.008), а также ультразвуковое лечение кожи (код 22.01.001) относятся к простым медицинским услугам раздела 17 указанного Отраслевого классификатора, который содержит перечень методик, традиционно относящихся к физиотерапевтическим методам лечения.
В силу п. 46 ч. 1 ст. Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
На запрос антимонопольного органа (исх. N 06-7784 от 08.12.2012 г.) Управлением Росздравнадзора Новосибирской области был представлен ответ (вх. N 116 от 11.01.2012 г.), согласно которому процедура радиолифтинг не является самостоятельной медицинской услугой, но относится к косметологическим процедурам, так как целью ее проведения является борьба с проявлениями старения кожи.
Поскольку процедура радиолифтинг является косметологической, то организации, ее проводящие, должны иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии (терапевтической).
Таким образом, рекламируемая услуга является медицинской и подлежит лицензированию.
Согласно письменным пояснениям директора ООО "Экстрим фитнес 2", ООО "Экстрим фитнес 2" и ООО "Экстрим Стиль Б" имеют один и тот же состав учредителей, входят в группу связанных компаний, а рекламируемую услугу радиолифтинг оказывает ООО "Экстрим Стиль Б" на основании Лицензии N ЛО-54-01000986 от 14.10.2010 г., выданной Министерством здравоохранения Новосибирской области на осуществление медицинской помощи при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии (терапевтической).
В соответствии ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно акту осмотра и расчета от 01.03.2012 г., размер предупредительной надписи в рекламном макете, размещенном в журнале "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" N 10 (37) октябрь 2011 г. составляет - 0,30%, что свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламной информации нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Согласно материалам дела, рекламная информация в журнале "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" N 10 (37) октябрь 2011 г. размещена на основании Соглашения б/н от 12.10.2011 г., заключенного между ООО "Экстрим Фитнесс 2" (сторона 1) и ООО Сервисный центр "Пальмира" (сторона 2), по которому сторона 2 принимает на себя обязательства оказать стороне 1 услуги по размещению в журнале "Секреты здоровья и красоты" рекламных материалов, по рекламе сети фитнес-клубов "EXTREME STYLE" в период с 27.09.2011 г. по 01.11.2011 г.
Также представлено Приложение N 1 к данному соглашению от 12.10.2011 г. о размещении рекламы, макет рекламы, письмо электронной переписки о согласовании макета, Акты приема передачи оказания услуг к Соглашению от 12.10.2011 г.
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем, в силу п.7 ст. 3 Закона о рекламе, является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации СМИ ПИ N ТУ 54-00401 от 28.10.2011 г. журнала "Секреты здоровья и красоты Новосибирске", учредителями журнала являются "_"
Главным редактором журнала является "_" на основании Протокола N 1 общего собрания учредителей ООО "Красота и здоровье" от 10.10.2011 г.
В соответствии со ст. 19 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе указанного Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного рекламораспространителем рекламы в журнале "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" N 10 (37) октябрь 2011 г. выступает главный редактор "_"как должностное лицо.
На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель "_" не отрицала наличие нарушения.
Также "_" пояснила, что по состоянию на 28.10.2011 г. учредителем журнала "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" являлось ООО Сервисный центр "Пальмира", которое было вправе размещать любые рекламные материалы в журнале бесплатно. Документы, подтверждающие данный факт были переданы в Управление Роскомнадзора по Новосибирской области в связи со сменой учредителей журнала, и взамен было выдано новое свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ТУ 54-00401 от 28.10.2011 г.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в журнале "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" N 10 (37) октябрь 2011 г. на внутренней стороне обложки, следующего содержания:
"Радиолифтинг. Просто и безопасно. Одна из новейших процедур в аппаратной косметологии/ Стоимость* процедуры от 500 рублей/ подтяжка и омоложение кожи/ разглаживание морщин /коррекция контуров тела / избавление от целлюлита/ процедура абсолютно безболезненна и не требует анестезии /безопасна /отсутствие реабилитационного периода /отсутствие сезонных противопоказаний/ видимые мгновенные результаты уже после первой процедуры с нарастающим эффектом в течение курса и после него/РАДИОЛИФТИНГ/EXTREME STYLE/ул. Советская, 64, салон EXTREME STYLE, телефон: (383) 299-79-89/пл. К.Маркса, 3, 3 этаж, ТОЦ "Версаль", салон EXTREME STYLE, телефон: (383) 255-81-69/www.extremefitness.ru/*подробности акции у администраторов и операторов EXTREME STYLE/*в связи с наличием противопоказаний необходима консультация специалиста", ненадлежащей рекламой,
а главного редактора журнала "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" "_" нарушившим требования:
ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе: реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
2. Выдать главному редактору и учредителю журнала "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" "_"предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
10 июля 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 09 июля 2012 г. по делу N 43, о признании рекламы размещенной в журнале "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" N 10 (37) октябрь 2011 г. на внутренней стороне обложки, следующего содержания:
"Радиолифтинг. Просто и безопасно. Одна из новейших процедур в аппаратной косметологии/ Стоимость* процедуры от 500 рублей/ подтяжка и омоложение кожи/ разглаживание морщин /коррекция контуров тела / избавление от целлюлита/ процедура абсолютно безболезненна и не требует анестезии /безопасна /отсутствие реабилитационного периода /отсутствие сезонных противопоказаний/ видимые мгновенные результаты уже после первой процедуры с нарастающим эффектом в течение курса и после него/РАДИОЛИФТИНГ/EXTREME STYLE/ул. Советская, 64, салон EXTREME STYLE, телефон: (383) 299-79-89/пл. К.Маркса, 3, 3 этаж, ТОЦ "Версаль", салон EXTREME STYLE, телефон: (383) 255-81-69/www.extremefitness.ru/*подробности акции у администраторов и операторов EXTREME STYLE/*в связи с наличием противопоказаний необходима консультация специалиста", ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Главному редактору и учредителю журнала "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" "_" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), в том числе рекламы, указанной выше.
2. Главному редактору и учредителю журнала "Секреты здоровья и красоты в Новосибирске" "_" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "30" июля 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
____________ Д.А. Былин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 июля 2012 г. N 43
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016