Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 11 февраля 2015 г. N 62-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии: |
<_>- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
<_>- главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_>- специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 62-2014, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы от отправителя под обозначением "+79226369179" без предварительного согласия абонента <_> в отсутствие:
заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, общества с ограниченной ответственностью ПСО "Инжиниринг" (далее - ООО ПСО "Инжиниринг"), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обратился житель города Челябинска с заявлением о поступлении 27 марта 2014 года в 13:48:51 на его мобильный телефонный номер <_> СМС сообщения с рекламой "Уважаемые Автовладельцы! Приглашаем Вас на сезонную переобувку! Предъявителю смс скидка 30 %." от отправителя под обозначением "+7922636 9179".
В целях установления рекламораспространителя Челябинским УФАС России направлен запрос оператору связи заявителя ЗАО "Челябинская сотовая связь".
По сведениям, представленным оператором ЗАО "Челябинская сотовая связь" указанное СМС-сообщение с рекламой отправлено 27 марта 2014 года в 11:48 с СМС-центра +79222900248, входящего в ресурс нумерации ОАО "Мегафон" (Свердловская область).
ОАО "Мегафон" по запросу Челябинского УФАС России сообщило, что сообщение от лица, имеющего обозначение "+79226369179" было направлено корпоративным клиентом компании "Мегафон" - ООО ПСО "Инжиниринг" (г. Челябинск, пр. Ленина, 2Б), которому при заключении договора был выделен абонентский номер "+79226369179".
Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении ООО ПСО "Инжиниринг" по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
ООО ПСО "Инжиниринг" на рассмотрение дела не явилось, затребованные Челябинским УФАС России материалы не представило. Почтовая корреспонденция, направленная Челябинским УФАС России в адрес ООО ПСО "Инжиниринг": г. Челябинск. ул. Ленина, 2Б, возвращена почтовым отделением в антимонопольный орган с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.
В связи с неявкой ООО ПСО "Инжиниринг" и необходимостью установления его местонахождения, Челябинское УФАС России направило запрос в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска и определением исх. N 10888/08 приостановило рассмотрение дела до получения необходимых сведений о фактическом местонахождении ООО ПСО "Инжиниринг".
По данным из ЕГРЮЛ, ООО ПСО "Инжиниринг" изменило юридический адрес на г. Челябинск, пр. Победы, д. 160, офис 203.
Определением Челябинского УФАС России исх. 201/08 производство по делу было возобновлено и копия определения направлена в адрес ООО ПСО "Инжиниринг".
ООО ПСО "Инжиниринг" на рассмотрение дела вновь не явилось, затребованные Челябинским УФАС России материалы не представило.
Рассмотрение материалов дела приводит Комиссию к следующим выводам.
27 марта 2014 года на мобильный телефонный номер абонента <_> поступило СМС-сообщение от отправителя под обозначением "+7922636 9179". Согласие на получение данной рекламы абонент не давал.
Челябинским УФАС России установлено, что конечным отправителем СМС-сообщения с рекламой является ООО ПСО "Инжиниринг", которому ОАО "Мегафон" выделен абонентский номер "+79226369179".
В соответствии с пунктом 14.11 договора между ОАО "Мегафон" и ООО ПСО "Инжиниринг", последнее приняло на себя обязательства не использовать услуги связи, оказываемые оператором связи для проведения каких-либо рекламных кампаний, конкурсов, концертов, викторин, опросов, массовых рассылок, организации Автоматизированных центров, Шлюзов, а также для осуществления иных действий, направленных на извлечение прибыли, без письменного согласования с оператором.
Таким образом, отправителем под обозначением "+79226369179" является ООО ПСО "Инжиниринг", которому в силу договора предоставлен номер <_> и техническая возможность для отправки с него СМС-сообщений с использованием программно-аппаратного комплекса связи ОАО "Мегафон".
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Абонентом телефонного номера <_> является заявитель, факт направления ему СМС-сообщения с рекламой подтверждается фотографиями СМС-сообщения и детализацией СМС-сообщений.
От рекламораспространителя ООО ПСО "Инжиниринг" антимонопольным органом не получены документы, подтверждающие согласие абонента <_> на поступление ему рекламы посредством использования телефонной связи.
Распространение рекламы посредством использования телефонной связи при отсутствии предварительного согласия абонента на получение рекламы противоречит части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, реклама, распространенная 27 марта 2014 года от отправителя под обозначением "+7922636 9179" без предварительного согласия абонента <_> на получение рекламы нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение статьи 18 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
На основании пункта 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО ПСО "Инжиниринг" как лицо, осуществившее распространение рекламы путем отправки СМС-сообщения с рекламой абоненту <_>
Пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Уважаемые Автовладельцы! Приглашаем Вас на сезонную переобувку! Предъявителю смс скидка 30 %." от отправителя под обозначением "+7922636 9179", распространенную 27 марта 2014 года с использованием телефонной связи без предварительного согласия абонента <_> на получение рекламы, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО ПСО "Инжиниринг" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 февраля 2015 г. N 62-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016