Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
N 7-09/0В (опубликовано 12 июля 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 июля 2012 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1.
2. |
- заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии; - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии; |
3. |
- старший государственный инспектор, член Комиссии, |
рассмотрев дело N 7-09/ов по признакам нарушения ч.1, ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") Правительством Саратовской области, установила:
В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области (исх. N 7/1-08-2012 от 15.02.2012) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Саратовской области (далее по тексту - Правительство) в связи с принятием 18.01.2012 постановления N 13-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области" нарушающего антимонопольное законодательство.
18.01.2012 Правительством принято постановление N 13-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области"
Пунктом 1 данного постановления утверждено Положение о министерстве экономического развития и торговли Саратовской области (далее - Положение).
Из содержания пункта 7 Положения следует, что министерство экономического развития и торговли Саратовской области (далее - Министерство) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд области, а также нужд бюджетных учреждений области, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений; обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений Саратовской области (далее - АИС "Госзакупки"); выполняет функции администратора и оператора АИС "Госзакупки" в том числе устанавливает порядок функционирования АИС "Госзакупки" ведет соответствующие каталоги и справочники, осуществляет открытие доступа для пользователей; координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд области, а также нужд бюджетных учреждений области.
Как следует из представления Прокуратуры Саратовской области, в пункте 35 распоряжения Правительства от 30.12.2010 года N 468-Пр (в редакции распоряжения Правительства от 29.12.2011 N 41-Пр) содержится положение, согласно которому Министерство уполномочено на проведение доработки АИС "Госзакупки" в части интеграции с официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и электронными площадками, на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В силу положений п.3 Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 N 179, возможно привлечение для проведения открытого аукциона оператора, владеющего средствами программного и технологического обеспечения и сайтом, на основе контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) (ст.5) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, которыми могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст.8).
Вместе с тем, информационное обеспечение размещения заказов регулируется ст.16 Закона о размещении заказов.
В силу ч.1 ст.16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта (ч.2 ст.16 Закона о размещении заказов).
Соответственно, использование иного информационного ресурса для размещения информации о размещении заказов не предусмотрено действующим законодательством о размещении заказов.
По мнению Правительства Саратовской области (исх. N 4-05-02/1334 от 24.05.2012), использование АИС "Госзакупки" не противоречит действующему законодательству ввиду следующего.
Региональная система АИС "Госзакупки" не является официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов. Система применяется исключительно для решения информационных вопросов областного значения (информирование об изменениях законодательства, о проведении совещаний, размещение планов, отчетов и т.д.), для электронного документооборота по вопросам межведомственного взаимодействия между органами власти и подведомственными учреждениями. С использованием АИС "Госзакупки" обеспечивается функционирование раздела "Госзаказ" на официальном портале Правительства Саратовской области в целях хранения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в течение десятилетнего срока, установленного пунктом 12 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147. При этом эксплуатация АИС "Госзакупки" не приводит к совмещению функций органа власти и функций хозяйствующего субъекта. Обеспечение функционирования АИС "Госзакупки" (поддержание работоспособности системы, технический доступ пользователей и т.д.) осуществляется исключительно в управленческих целях и не связано с извлечением прибыли. Также, как следует из представленной информации, в настоящее время сайт www.goszakaz.saratov.gov.ru, являющийся до 01.01.2011 официальным сайтом субъекта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, таким статусом не обладает, в связи с чем функционал АИС "Госзакупки" больше не используется при проведении торгов и запроса котировок.
Данная позиция также подтверждена Министерством экономического развития Саратовской области, в соответствии с письменными пояснениями которого (исх. N 16-7-686/12 от 25.06.2012) с 01.01.2011 АИС "Госзакупки" не используется в качестве официального сайта для размещения информации о размещении заказов, данная система предназначена только для хранения архива ранее проведенных закупок и решения отдельных управленческих задач.
Вместе с тем, 19.06.2012 постановлением Правительства Саратовской области N 300-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области" утверждено Положение о министерстве экономического развития и торговли Саратовской области в новой редакции (далее - Положение о министерстве), пунктом 2 которого признан утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Саратовской области от 18.01.2012 N 13-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области" В данном Положение о министерстве исключено указание на выполнение министерством функций администратора и оператора АИС "Госзакупки"
При таких обстоятельствах, нарушений законодательства при использовании Правительством Саратовской области АИС "Госзакупки" в части совмещения функций органа власти и функций хозяйствующего субъекта не установлено.
Вместе с тем, п. 7 Положения содержит норму о том, что Министерство координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области.
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляют образовательные учреждения.
Так, по информации, размещенной на сайте Правительства Саратовской области "Государственный заказ Саратовской области" в разделе "Повышение квалификации, семинары" содержатся сведения об образовательных услугах по программе повышение квалификации "Управление государственными и муниципальными заказами" оказываемых в 2011 году, в частности, ФГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина" и ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права" а также в 2012 году- Президентской академией ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы" Поволжским институтом имени П.А. Столыпина.
Как следует из пояснений Правительства Саратовской области (исх. N 9-09-05/1122 от 30.05.2012), целью координации чьих - либо действий является достижение поставленной цели наиболее оптимальным путем, Министерство заинтересовано в качественном размещении заказов, координация осуществляется в целях содействия в подготовке компетентных специалистов в сфере государственных закупок.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, не наделен полномочиями по координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере размещения заказов.
Также комиссия считает, что любые координационные действия, рекомендации Министерства, связанные с осуществлением подготовки, переподготовки и повышением квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области, будут восприниматься заказчиками как обязательные для исполнения, поскольку Министерство является контролирующим органом в сфере размещения заказов.
Кроме того, такая деятельность Министерства может влиять на выбор заказчиками хозяйствующих субъектов, оказывающих образовательные услуги не исходя из конкурентных условий оказания услуг, а исходя из осуществления координации Министерством, которое наделено властно-распорядительными полномочиями, а также полномочиями по наложению штрафных санкций за нарушение законодательства о размещении заказов.
Следовательно, установив в п. 7 Положения норму о том, что Министерство координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области, Правительство Саратовской области допустило нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений действующей редакцией Положения о министерстве, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области 19.06.2012 N 300-П, не предусмотрена.
Таким образом, нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части установления основной задачи Министерства - координация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области, Правительством Саратовской области устранено, в связи с чем основания для выдачи Правительству Саратовской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 23, 48 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела N 7-09/ов в связи с устранением Правительством Саратовской области нарушения ч.1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Председатель Комиссии
|
|
Члены Комиссии: |
|
В соответствии со статьей 52 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 7-09/0В (опубликовано 12 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016